Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.
Материал будет интересен и полезен воспитателям и учителям-логопедам, работающим с детьми с ТНР, родителям, имеющих таких детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Вибрационный массаж» («Пчелиный рой»)
Вибрационный массаж проводится самим ребенком в виде постукивания (перебора) пальцами рук по разным частям лица и тела.
Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Вибрационный массаж эффективно выполнять перед началом фронтальных занятий – дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. В течение 2-4 минут происходит комплексный подход, позволяющий осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения.
Выполнение: Произнесение звука «М-М-М» или звука «Н-Н-Н» (забор воздуха) с закрытым ртом + массаж головы (перебираем пальчиками):
- голова;
- лоб;
- щёчки;
- закрываем (постукиваем) ноздри (вместе и по очереди);
- натягиваем верхнюю губу на зубы; барабаним;
- от подбородка к ушам;
- мягко барабаним шею;
- грудная клетка (кулачками);
- рёбра (кулачками);
- живот (кулачками);
- спина (кулачками).
«Артикуляционная гимнастика»
Нижняя челюсть:
- нижняя челюсть вперёд-назад (8-14 раз);
- нижняя челюсть вправо-влево (8-14 раз);
- максимально опускаем язык вниз и максимально раскрываем рот «Пасть льва» (8-14 раз);
- максимально раскрываем рот; запрокидываем голову вверх – рот закрываем (8-14 раз);
- 2 кулачка под подбородок в несколько сантиметров; открываем рот, подбородок сопротивляется (8 раз);
Губы:
- чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается» («немая» артикуляция звуков У – И – А) (8-14 раз);
- расчёсываем верхними зубами нижнюю губу, сначала без звука, затем со звуком (В) (до 20-ти раз);
- расчёсываем нижними зубами нижнюю губу, сначала без звука, затем со звуком (П) (до 20-ти раз);
- чередуем верхнюю и нижнюю губы + добавляем звуки (см. вверх «Вибрационный массаж»);
- «Остужаем наши губы» (дуем холодным воздухом) - «Кучер» (вибрация губ), (долго, до минуты).
Язык:
- «Накажем непослушный язык» (до минуты);
- «Покусаем боковые края языка» (до минуты);
- «Покрутить язык» в обе стороны и покусать;
- «Горка» (8-14 раз) + кусаем;
- «Чашка» (8-14 раз) + кусаем;
- «Покусать кончик языка» (14-20 раз);
- «Остудить язык» (вытаскиваем язык и дуем холодным дыханием);
Положение «Иголка»
Выполнение: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет.
Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
- «Иголочка» (положение губ как при артикуляции звука (А)) / «Часы с кукушкой» / «Змейка» (8-14 раз);
- «Качели» (положение губ как при артикуляции звука (А)) (8-14 раз);
- «Крест внутри» - кончиком языка «протыкаем» влево-вверх-вправо-вниз внутри рта(8 раз);
- «Крест снаружи» - острым кончиком языка «протыкаем» влево-вверх-вправо-вниз снаружи рта; делаем медленно, язык растягиваем (8 раз);
- «Кружок» (по 8 раз в обе стороны);
- «Протыкаем щёки»/«Футбол» (8-14 раз в каждую щеку).
Положение «Лопата»
Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
- «Расчёсываем язык» (8-14 раз);
- «Прячем кончик за верхние и нижние зубы поочерёдно» (8-14 раз);
- «Кончик за верхними зубами, спрятался вниз» (произносим звук (Л);
- «Маляр» - красим верхнее нёбо кончиком языка. Рот открыт как при звуке (А);
- «Дырявый барабанщик» / «Дятел» - от медленного до быстрого темпа; прилепить кончик, не отрывая от верхних зубов (Д-Д-Д), (ДР-ДР-ДР)…
- «Скачем на лошадке» (до минуты);
- «Грибок» - «Гармошка» (до 20-ти раз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи
Презентация, предоставленная на конкурс проекта партии "Единая Россия" "Детские сады-детям!" в номинации "Лучший учитель-логопед"...
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
laquo;Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения» направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие...
Игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей с тяжелым нарушением речи с элементами биоэнергопластики.
Игровые упражнения для развития речи с элементами биэнергопластики (Из опыта работы)....
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих...
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, прини...
Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих...
«Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, прини...