«Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игротерапии»
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №51»
Консультация для педагогов-психологов Северного округа города Оренбурга
Тема:
«Развитие эмоционального интеллекта дошкольников посредством игротерапии»
Подготовила: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Семенютина Лариса Юрьевна
г. Оренбург, 2023 г.
Эмоции возникают у нас с самого рождения и не покидают нас ни на минуту. Мы все время что-то чувствуем и, если нам не дают инструкций, пытаемся разобраться с нашими чувствами самостоятельно. Умение «дружить» или сознательно взаимодействовать с эмоциями и чувствами – важная способность, которую «дарит» нам эмоциональный интеллект. Эту способность можно и нужно развивать с раннего детства.
Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо и определили его как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач и достижения результатов.
Для гармоничного развития эмоционального интеллекта (EI) ребенка, психолог может стать проводником в мире эмоций, последовательно проходя вместе с ним 4 основных шага:
Шаг 1. Учимся распознавать эмоции
Говорите с ребенком об эмоциях, помогайте ему распознавать свои эмоции, задавайте ребенку вопросы – что он чувствует?
Когда замечаете яркое эмоциональное состояние ребенка, скажите: «Мне кажется, ты сейчас чувствуешь…» – и назовите эмоцию. Спросите, верна ли ваша догадка.
Чтобы подавать пример, озвучивайте собственные эмоции: «Я чувствую радость, потому что…», «Я огорчен(-а), потому что…». Когда мы делимся своими переживаниями (и приятными, и не очень) мы не только учим ребенка распознавать свои эмоции, но и создаем атмосферу доверия и открытости.
Можно ввести такую практику, как «Дневник эмоций», который нужно заполнять вместе с ребенком каждый день, записывая, зарисовывая вместе с ним эмоции, которые возникали у него в течение дня - это позволит ребенку обращать внимание на свои эмоции и связывать их с определенными событиями.
Важно и распознавание эмоций других людей. Здесь прекрасным инструментом выступят, в зависимости от возраста ребенка, любимые книжки с картинками, на которых у героев ярко выражены эмоции, мультфильмы и художественные фильмы.
Каждую эмоцию помимо наглядной схемы, можно и описывать словами, чтобы эмоция была «трехмерной», включаем и выражение лица, и позу, и жесты. Например:
Радость - проявляется в виде улыбки, смеха. Характеризуется открытой позой, энергичными движениями, может сопровождаться танцем, хлопками в ладоши. Характерной чертой искренней радости является «улыбка глазами», когда вокруг глаз появляются складочки-лучики.
Печаль - хмурый взгляд, поникшая голова, плечи, уголки губ опущены, нижняя губа заметно выступает. Для печали характерно снижение активности: движения и жесты становятся медленные, речь замедленная, голос слабый и тихий.
Страх - верхние веки сильно приподняты, брови сведены вместе, губы сжаты или рот открыт, непроизвольно вырывается крик. Руки задействованы для отталкивания или удара, тело отклоняется назад. Эмоция страха влечет за собой инстинктивную реакцию противостоять пугающему объекту или стремление избежать, уйти от угрозы или замереть. В зависимости от этого различаются способы поведения в пугающей ситуации. Кого-то страх парализует, и он не способен ничего поделать с собой и ситуацией. В других случаях происходит мобилизация энергетических ресурсов на активное разрешение ситуации или ее избегание.
Злость - сведенные брови, сверкают широко раскрытые глаза, челюсти плотно сжаты. Губы могут быть открыты, придавая рту прямоугольное очертание, или же они могут быть плотно сжаты. Повышается громкость голоса, иногда человек переходит на крик, угрозы. Жесты становятся резкими, отрывистыми, движения могут быть хаотичные.
Удивление - широко раскрытые глаза, поднятые, изогнутые брови, наморщенный лоб и открытый круглый рот, ослабленная челюсть. При крайней степени удивления происходит повышение тембра голоса, а также изменение интонации.
Интерес – внимательный и сконцентрированный взгляд, приподнятые или слегка сведенные брови, слегка приоткрытый рот. Все движения направлены к предмету интереса. Обычно интерес сопровождается замедлением сердечного ритма (человек будто замирает на мгновение), однако продолжительный и интенсивный интерес вызывает противоположный эффект - человек чувствует себя воодушевленным и оживленным, что вызывает познавательную и двигательную активность.
Отвращение - сморщенный нос, брови сдвинуты, верхняя губа может быть приподнята. Активное отстранение от объекта отвращения, которое проявляется в позе, движениях. Иногда возникает передергивание по телу, в крайних случаях - тошнота и рвота (организм словно изгоняет из себя неприятное).
Низкий уровень эмоционального интеллекта, признаки:
- Неспособность взять ответственность за свои чувства, перекладывание вины на других
- Неспособность ясно определить эмоционального состояния
- Склонность к нападкам, обвинениям, командам, критике, прерыванию, раздаче советов и осуждению
- Попытки анализировать других людей, если они выражают свои чувства
- Склонность проецировать на себя чувства других людей, выдавая это за сочувствие
- Умалчивание о своих чувствах или предоставление ложной информации
- Подчёркивание или минимизация своих эмоций
- Склонность к раздуванию мелочей или ожидание, пока проблемы не превратятся в большой снежный ком
- Недостаток целостности и совести
- Склонность к обидам, неспособность прощать
- Отсутствие комфорта вне центра внимания
- Преимущественно делает что чувствует, но не говорит о своих чувствах
- Участие в игре косвенное или уклончивое
- Нечувствительность к своим эмоциям
- Отсутствие сочувствия и сострадания
- Жёсткость, неумение проявлять гибкость, желание находиться в рамках правил и системы, чтобы чувствовать себя в безопасности
- Склонность к ограждению своих чувств, нежелание эмоциональной близости
- Неспособность учитывать свои настоящие и будущие чувства, перед началом действий
- Неуверенность и закрытость, испытывает трудности перед признанием своих ошибок, выражением раскаяния или извинением
- Избегание ответственности, склонность к выгораживанию себя отсутствием выбора в своих прошлых деяниях
Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач
- Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое.
- Злость поможет отстоять свою точку зрения.
- Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас.
- Страх поможет держаться вдали от опасности.
- Удивление научит узнавать новое.
- Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки.
- Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного.
Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им. Что случилось в течение дня, какая эмоция помогла или могла бы помочь ему в каждом случае. Создайте своеобразный союз с ребенком, чтобы он знал, что родитель всегда поможет в сложной ситуации. А в первую очередь, подумайте о значимых ситуациях в вашей жизни, какие эмоции помогли справиться вам в данных ситуациях, были ли ситуации, когда ваши эмоции помешали достижению результата. Подумайте, какие эмоции помогли бы вам.
Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.
Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана. При просмотре художественных фильмов, чтении произведений, обращайте внимание ребенка на причины и последствия проявления определенных эмоций. Тем самым, мы учим ребенка осознавать последствия его эмоций, а это важный шаг к саморегуляции и управлению своим поведением. Для себя, в первую очередь проанализируйте ситуации, в которых вы среагировали эмоциональнее, чем следовало по вашему мнению. Что послужило причиной такой эмоциональной реакции?
Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями
Управление эмоциями или саморегуляция – это комплексная способность, развить которую помогают три предыдущих шага. Важным здесь является - определить эффективные стратегии управления эмоциями для вас и вашего ребенка.
Ребенка важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными, интенсивными эмоциями. Вот, к примеру, одно из упражнений, которое поможет справиться с гневом.
Попросите ребенка описать (представить) ситуацию, вызывающую гнев. Например:
Представь следующее. Ты хочешь поиграть со своей любимой игрушкой. А младший брат/сестра/твой друг забрал ее без твоего разрешения. Ответь без раздумий: что бы ты сделал? На следующий день происходит то же самое: ты играешь с любимой игрушкой и ее тоже отбирает брат/сестра/друг. Сосчитай до десяти и наблюдай за дыханием, старайся дышать ровно и спокойно. Как бы ты поступил сейчас?
Обсудите с ребенком разницу в ответах. Отметьте, что в первый раз он отвечал сразу же после описанной ситуации, а во второй раз у него было время для осознания ситуации и для обдумывания, прежде чем отвечать.
Итак, 4 шага развития эмоционального интеллекта:
Шаг 1. Идентификация эмоций. Распознали, какую именно эмоцию мы испытываем.
Шаг 2. Использование эмоций в решении задач. Подумали, помогает ли эта эмоция решению моей задачи. Как она влияет на меня, мой настрой, мои действия и решения? Какая эмоция может мне сейчас помочь?
Шаг 3. Причины появления эмоций. Проанализировали, почему она возникла и с чем связана и как эмоция будет меняться со временем?
Шаг 4. Управления эмоциями. Определили эффективные для вас стратегии управления эмоциями, что помогает именно вам?
Отрабатывайте эти шаги ежедневно, пока навык гибкого управления и использования эмоций не станет привычным для вас и ребенка.
Почему развивать эмоциональный интеллект важно? Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи. В школе у детей с высоко развитым EI растет академическая успеваемость, повышается мотивация к обучению. В свою очередь, дети с низким EI более подвержены влиянию «плохой» компании, имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания чаще подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.
Наиболее применимой формой развития эмоционального интеллекта дошкольников является игротерапия, которая применяется с обязательным соблюдением следующих правил:
- Тема игры должна соответствовать проблеме и быть интересной ребенку.
- Инициатива и импровизация приветствуются.
- Дети должны восприниматься, как полноценные личности, которые нужно принимать и понимать.
- Следует прислушиваться к желаниям детей и уважать их.
- Нельзя заставлять играть силой, шантажом или угрозами.
- Нужно следить за атмосферой во время игры, поддерживать ее позитивность, следить за настроением детей.
Игры на развитие EI:
1.Хлопотушки-топотушки
Цель: формировать умение узнавать эмоции.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: фотографии детей, изображающие различные эмоции и чувства.
Описание упражнения: для игры понадобятся карточки с 3 эмоциями. Психолог по очереди показывает карточки, а задача детей на эмоцию «радость» — хлопать, а на все остальные топать. Вместо эмоции «радость» можно детям предложить на другую эмоцию хлопать.
2. Калейдоскоп эмоций.
Цель: формировать умение распознавать эмоции и определять причину.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: фотографии детей, изображающие различные эмоции и чувства.
Описание упражнения: психолог раскладывает карточки по кругу лицевой стороной вниз. Затем дети по очереди открывают карточки, называют эмоцию и предполагают почему ребёнок испытывает ту или иную эмоцию.
3. Изобрази эмоцию.
Цель: формировать умение изображать эмоции с помощью мимики и пантомимики.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: фотографии детей, изображающие различные эмоции и чувства или карточки с персонажами в разных эмоциональных состояниях.
Описание упражнения: психолог раскладывает карточки на столе в произвольном порядке лицевой стороной вниз. Дети берут по очереди по 1 карте и не показывая её остальным изображают с помощью мимики и пантомимики, а задача остальных детей отгадать эмоцию. Тот, кто первый догадался забирает себе карточку. Выигрывает тот, кто больше всего собрал карточек.
4.Море волнуется раз…
Цель: формировать умение изображать эмоции с помощью мимики и пантомимики.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: нет.
Описание упражнения: дети свободно передвигаются в пространстве, а психолог произносит следующие слова:
Море волнуется — раз.
Море волнуется - два.
Море волнуется – три
Фигура радости на месте замри.
(Ведущий выбирает лучшую фигуру, этот ребенок становится ведущим. Вместо фигуры радости может быть предложена фигура: страха, злости, удивления, грусти и т.д.).
5.Фантазеры.
Цель: научить детей анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: карточки с персонажами в разных ситуациях с разными эмоциональными состояниями.
Описание упражнения: психолог предлагает ребёнку описать, что он видит на картинке, а затем вместе пофантазировать, что было до этого и что будет происходить дальше.
6.Сыщики
Цель: формировать умение распознавать эмоции у других людей.
Возраст применение: с 6 лет.
Оборудование: фотографии детей, изображающие различные эмоции и чувства.
Описание упражнения: педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Один из участников игры выбирает, не сообщая другим участникам, любой из портретов. Его задача – описать портрет, называя признаки человека, выражающие это чувство, или причину, по которой может возникнуть данное состояние. Другие участники должны отгадать и указать на этот портрет.
7.Передай эмоцию
Цель: формирование умения передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: кубик «Эмоции»
Описание упражнения: дети становятся друг за другом таким образом, чтобы они видели спину впереди стоящего ребёнка. Тот, кто стоит последним, кидает кубик и, не называя выпавшую эмоцию, изображает её с помощью мимики и пантомимики впереди стоящему ребёнку. После этого переходит в самое начало колонны. Тот, кому передали эмоцию показывает её следующему игроку. Так до тех пор, пока эмоция не вернётся к игроку, который её показывал первым. После этого детей опрашиваю, какую эмоцию они передавали и только после этого первый игрок показывает грань на кубике с изображением эмоции, которую он передавал.
8.Веселое-грустное
Цель: научить ребёнка определять эмоциональную окраску сюжета картинки и озвучивать свои чувства по отношению к сюжету.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: подборка сюжетных картинок.
Описание упражнения: перед ребёнком кладутся сюжетные картинки. Затем ребёнку предлагается брать по одной картинке и определять, какое настроение возникает при взгляде на неё – весёлое или грустное. Картинки при этом раскладываются в разные стопки. При этом ребёнка просят проговаривать почему он так решил.
9.Театр масок
Цель: формирование умения передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: нет.
Описание упражнения: психолог говорит: «Ребята, мы с вами посетим «Театр масок». Вы станете артистами, а я фотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажите, как выглядит злая Баба Яга». Дети с помощью мимики и жестов изображают Бабу Ягу. Психолог продолжает: «Хорошо, а теперь замрите. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изображаем радостного Буратино, грустного Пьеро, Спящую Красавицу, Сердитого волка и т.д. (Всё это можно снять на настоящий фотоаппарат и оформить фотовыставку «Какие мы разные»)
10.История одного героя
Цель: развитие эмоционального мира ребёнка.
Возраст применение: с 5 лет.
Оборудование: карточки с изображением персонажей в разных эмоциональных состояниях (можно взять сказочных персонажей).
Описание упражнения: Психолог предлагает ребёнку среди карточек выбрать героя, который ему больше всего нравится, откликается. Затем ребёнку задаются следующие вопросы по карте:
Какое чувство испытывает, выбранный тобой герой?
Как ты думаешь, что с ним произошло?
Где он живёт?
Есть ли у него друзья?
Как ты думаешь о чём он мечтает?
Дополнить данное упражнение можно элементами арт-терапии. Например, попросить ребёнка нарисовать место, где живёт его герой, затем поместить этого героя на лист. Также можно попросить нарисовать рядом друга или другого близкого человека. Что будете предлагать ребёнку нарисовать будет зависеть от ответов ребёнка на ваши вопросы.
Список программ по развитию эмоционального интеллекта:
1. Дворецкая И.А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 5-6 лет: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2019г.
2. Дворецкая И.А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6-7 лет: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2019г.
3. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – М.: Речь, 2011г.
4. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – М.: Речь, 2011 г.
5. Шиманская В.А., Огородник О.Я. Краски эмоций. Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2018г.
6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ., 1999г.
7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002г.
8. Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников. 3-6 лет. / Автор-составитель Пазухина И.А. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021г.
9. Пазухина И.А. Познаем себя и других. Программа психолого-педагогического сопровождения социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022г.
Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни - это научно доказанный факт. Исследования Йельского центра развития эмоционального интеллекта показали, что дети с высокоразвитым EI с большей вероятностью (на 54% больше чем дети с низким EI) поступают в престижные школы и университеты и шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким EI.
Уже сейчас уровень EI соискателя становится все более значимым критерием при приеме на работу и в развитии карьеры. И вслед за зарубежными компаниями, многие крупнейшие российские организации уже начали развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников.
Используемая литература:
- Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: «БХВ Петербург», 2012 г.
- Нгуен М. А. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007 г., № 5, стр. 80-87.
- Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: ACADEMIA, 2004 г.
- Шиманская В.А. Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать, проявлять эмоции, управлять ими. //ПИТЕР, 2022г.
- Институт развития дополнительного образования https://ncrdo.ru/center/info/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические ново...
Статья "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк"
Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников...
Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...
Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...
План самообразования "Развитие эмоционального интеллекта ребенка посредством психогимнастики"
Цели: Повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности. Развитие эмоционального интеллекта ребёнка посредством психогимнастики....
- Мне нравится (1)