Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
статья на тему
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ei_statya.docx | 76.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Рекомендации педагогам ДОУ.
«Кризис образования ХХ века
состоит в обогащении информацией
при обнищании души»
А.Н. Леонтьев
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.
Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогая им полнее и глубже воспринимать действительность, реагировать на нее. В старшем дошкольном возрасте складываются основные психические новообразования: качественное изменение содержания аффектов, возникновение особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, развитие эмоциональной децентрации. Этому способствует появление эмоционального предвосхищения, дающее возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, поступков, прочувствовать их смысл как для себя, так и для окружающих.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Как можно развивать
эмоциональный интеллект у детей?
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Развивать эмоциональный интеллект можно на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
В ходе занятий могут использоваться следующие методы и приемы:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры (этюды, мимика, пантомимика);
- коммуникативные игры;
- театрализованные игры;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
игры, направленные на развитие воображения.
5 шагов эмоционального обучения:
- Осознание чувства. Понимание, что проявление чувств – это повод сблизиться с ребенком и чему-то научить его.
- Активное слушание, присоединение к чувствам (выражение сочувствия) и подтверждение детских чувств.
- Обозначение чувства для ребенка (помочь ребенку обозначить чувство).
- Обозначение границ и одновременно развитие стратегии решения проблем, вызывающих эмоции.
- Обозначение границ и одновременно развитие стратегии решения проблем, вызывающих эмоции.
Эмоциональный воспитатель:
- расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения;
- легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком, эмоции его не раздражают;
- осознает и ценит собственные эмоции;
- считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия;
- чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются;
- не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка, знает, что делать;
- уважает эмоции ребенка, не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка;
- не говорит, как ребенок должен себя чувствовать;
- использует эмоциональные моменты, чтобы: выслушать ребенка, посочувствовать и успокоить его словами и лаской, помочь ребенкуназвать эмоции, которые тот испытывает, предложить варианты урегулирования эмоций, установить границы и научить приемлемому выражению эмоций, выработать навыки решения проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие эмоционального интеллекта дошкольников дидактическими средствами элементарного музицирования по моделям Орф-Шульверк"
Инновационный подход к музыкальному образованию дошкольников...
Методическая разработка реализующая дидактическую концепцию К.Орфа, направленную на развитие эмоционального интеллекта дошкольников, основанную на игровом подходе развития музыкальности ребенка на примере детского фольклора.
Освещает одно из наиглавнейших направлений современного музыкального дошкольного образования...
Картотека игр и этюдов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Игры и этюды на развитие эмоционального интеллекта помогут ребенку понимать эмоциональное состояние других людей и адекватно выражать свои эмоции, воспроизводить эмоции и черты характера через ж...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...
Картотека игр на развитие эмоционального интеллекта дошкольников
Примеры игр на развитие эмоционального интеллекта. Актуальность данной проблемы в современной педагогике....
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами изобразительного искусства.
С каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми, не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выр...
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлено содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития. Представленные виды деятельности позволяют развивать эмоциональный интеллект, мышл...