Оказание помощи ребенку старшего дошкольного возраста в преодолении страхов
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

 

В дошкольном возрасте у ребенка возникают разные страхи. Причиной страхов является взрослый человек, который своими непреднамеренными действиями навязывает тревожность ребенку, в подсознании которого тревожность перерастает в чувство опасности, от которого появляются страхи. В данной статье показана поэтапная работа по преодолению страхов одиночества и смерти  у ребенка 7 лет.

         

     

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_preodolenii_strahov.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Оказание помощи ребенку старшего дошкольного возраста в преодолении страхов

        В дошкольном возрасте у ребенка возникают разные страхи. Причиной страхов является взрослый человек, который своими непреднамеренными действиями навязывает тревожность ребенку, в подсознании которого тревожность перерастает в чувство опасности, от которого появляются страхи.

        Я работаю в детском саду педагогом-психологом. Ко мне обратились родители мальчика 7 лет, у которого был страх боязни остаться одному дома и страх смерти. У родителей возникло опасение, как после отчисления из детского сада ребенок будет оставаться один дома.

        Работа по преодолению страхов у ребенка проходила поэтапно в течение месяца 2 раза в неделю от 30 до 40 минут.

        I этап. Беседа с родителями ребенка. Выяснение причин страхов, как пытались преодолеть страхи. Выяснилось, что родители не могли понять, что стало причиной страхов, но подробно описали, как  проявлялись страхи у ребенка (ребенок не остается один в помещении, ходит за взрослыми, есть отдельное спальное места, но  спит с мамой, боится смерти, которая ему мерещится, ребенок не мог ответить, почему он боится).

        II этап.  Диагностическая работа с ребенком.

1.  Тест тревожности (Р. Тэммл).  Показал высокий уровень тревожности ребенка -57%.

2.  Рисуночный тест «Моя семья»  в интерпретации В.К. Лосевой). Выявил эмоциональное благополучие ребенка в семье. Но показал низкую самооценку ребенка, низкий уровень познавательных интересов, недостаточную  сформированность навыков самостоятельности, поэтому  у ребенка проявились такие качества, как нерешительность, отсутствие смелости, перенасыщение ребенка заботой - опекаемость.

3. Тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров). Выявление видов страха у ребенка – остаться дома одному, страх умереть и страх смерти родителей.

4. Рисуночный тест «Мой страх» (А. И.Захаров). Рисование ребенком самого яркого страха. По рисунку выяснилось, что ребенок рисует смерть с косой,  мертвую голову, которые ему мерещатся.

        III этап. Коррекционные занятия с ребенком.

1 занятие. 

        А) Беседа с ребенком по вопросам  на основании его рисунков:

- Чего больше боишься? - смерти с косой.

- Где ты это увидел или услышал? – рассказал папа.

- Каким должен быть мальчик? – смелым, храбрым, отважным.

- Почему боишься находиться один? -  боюсь стуков, как будто кто-то ходит.

        Вывод.  Были вяснены причины страхов у ребенка, которые не мог объяснить родителям.

        Б) Беседа о продолжительности жизни растений, животных, человека. Игра «Что раньше, что позже» (развитие растения, его увядание).

        В) Беседа «Чем отличается молодой человек от старого?» (признаки старости, причины смерти, естественный процесс). Вопрос ребенку: Твои родители молодые или старые? А ты?

        Г) Игра «Мусорное ведро» - изорвать нарисованные страхи и выбросить в мусорную корзину.

        Д) Релаксационное упражнение  на  повышение самооценки, уверенности в себе,  снятие психологической напряженности  через произнесение фразы «Я не боюсь! Я - смелый! Я - молодец!» с разными проявлениями эмоций – радостно, восторженно, с удовольствием; громкости – тихо, громко, с криком.

2 занятие.  

        А) Игра «Послушаем тишину» - ребенок рассказывает, что он слышит. Взрослый так же рассказывает, что он услышал. Беседа о шумах, стуках, которые слышно в комнате (соседи ходят, дети играют в мяч, прыгают, бегают, лифт шумит, за окном машины ездят). Беседа с ребенком о происхождении звуков.

        Б) Беседа  о животных в семье. Выяснилось, что есть собака, две кошки и говорящий попугай. Игровое упражнение «Охранники» (дать ребенку понять, что все животные его охраняют и защищают – лаем, мсяуканьем, разговором попугая отпугивают тех, кто мерещится). Кроме этого, есть еще игрушки (называет их), которые тоже  охраняют и не дают к ребенку приблизиться тому, чего он боится.

        В) Чтение сказки  «Страх» (автор Галина Ульева «Азбука эмоций)). Обсуждение содержания сказки про то, что мерещилось зайчику, и чем это оказалось.

        Г) Игровое упражнение «Будь смелым!» (что тебе померещилось, сходи и посмотри, что это).

        Д) Задание на дом – рассказать родителям, что читали  и в какие игры играли, послушать дома тишину.

        Е) Релаксационное упражнение (см. выше).

3 занятие.

        А) Спросить, что рассказал родителям, какие шумы и стуки слышал дома, вспомнить страхи зайчика из сказки «Страхи».

        Б) Игра «Прятки» - ребенок должен остаться в комнате один для того, чтобы спрятать предмет, который будет находить взрослый, а затем постучать в дверь, чтобы взрослый вошел для поиска предмета.

Вывод. С помощью игры ребенок непродолжительное время находился один и не думал бояться.

        В) Игры со «страшными игрушками» на преодоление эмоциональных блоков и напряженности. До осознания ребенка доводится мысль, что игрушка не живая и ее бояться не стоит. Поэтому все предметы и объекты, которые мерещатся - не живые и  не могут причинить что-то плохое.

        Г) Чтение терапевтической сказки «Котенок на одиноком острове» (автор Юлия Лавренченко) с обсуждением  содержания  и подведением итога – одиночество полезно, т. к. вокруг много увлекательных игр.

Вопрос: Если останешься один дома, что будешь делать? (варианты ответа  – играть с животными, смотреть в окно, рисовать,  учить попугая фразе «Доброе утро!», смотреть на предметы и считать их по порядку и т. д.).

        Д) Беседа «Что делать, если мерещится?» (пойти посмотреть, сказать одобряющие релаксационные фразы; на то, что мерещится, размахнуться и ударить кулаком).

        Е) Задание на дом – рассказать родителям, что читали  и в какие игры играли. Попросить родителей оставить его одного в комнате.

        Ж) Релаксационное упражнение.

4 занятие.

        А) Проверка домашнего задания – рассказывает, что находился в комнате один 5 минут и не было страшно, в это время смотрел в окно на машины и проходящих людей.

        Б)  Игра «Жмурки» - ориентировка в тишине в комнате , преодоление страха.

        В) Этюды « Ночные звуки», «Страх» - повышение устойчивости  к страху.  Игры в персонажей, которых боится ребенок, которые затем превращаются в  добрые и не опасные игрушки.

        Г) Чтение сказки «Куда Страх подевался?» (автор Ирис Ревю) с обсуждением содержания. Главное, научить ребенка верить, что страх превращается в какие-либо предметы, объекты и исчезает.

        Д) Рисование на тему «Во что может превратиться страх и как исчезает?», придумывание вариантов ребенком и взрослым - рисование червяка (уползает), черепахи (уходит), бабочки (улетает), в ветер (улетает), в дождь (смывает), в пожар (сгорает) и т. д.

        Е) Задание на дом – рассказать родителям, что читали  и в какие игры играли. Повесить дома рисунок с убегающими страхами  на видное место и разглядывать его.

        Ж)  Релаксационное упражнение.

5 занятие.

        А) Проверка домашнего задания. Мальчик повесил рисунок  на холодильник, объяснил родителям его содержание. Пересказывал сказку.

        Б) Повторение приемов избавления от страхов – куда может подеваться страх, почему оставаться одному полезно, чем можно заниматься одному дома?

        В) Игровое упражнение «Чего боится страх?» - обучение ребенка новому приему преодоления страха – страх боится шума, поэтому, если становится страшно, то можно громко хлопать в ладоши, стучать по столу предметом, топать ногами и т. д.

        Г) Игровое упражнение «Я боюсь и прячусь» - преодоление неуверенности, показать, как некомфортно себя чувствовать, когда спрятался (ребенок залезает под стул – ощущение неудобства, в шифоньер – ощущение темноты и духоты, хватается за взрослого и не отходит от него – осознание своей трусости и ощущения маленького, беззащитного). Обсуждение ситуаций с ребенком – осознание своего взросления, смелости и храбрости.

        Д) Задание на дом – рассказать родителям, в какие игры играли. Снова попросить родителей оставить его одного в комнате или вообще уйти из дома.

        Е)  Релаксационное упражнение.

6 занятие.

        А) Проверка домашнего задания – ребенок рассказал, что оставался дома на 30 минут, что в это время он делал – играл с животными, смотрел на свой рисунок,  если появлялся страх, хлопал в ладоши, топал ногами, говорил одобряющие фразы.

        Б)  Воспоминание прочитанных сказок (Страх. Котенок на одиноком острове. Куда Страх подевался?)  с  обсуждением.

        В) Беседа о спортиных принадлежностях, как с ними можно играть дома и что есть  из них  дома (прыгать на скакалке, играть с мячом,  кольцебросом, стрелять в мишень, скакать на одной ноге, перепрыгивать препятствия и т. д.).

        В) Чтение сказки «Страх» (автор Елена Ульева «Что ты чувствуешь?»), обсуждение  ситуации - откуда появился страх, и как его прогнал барсучок.

        Г) Задание на дом – рассказать родителям, какую сказку читали, если нет спортивного инвентаря, то необходимо преобрести.

        Д)  Релаксационное упражнение.

IV этап. Семейное консультирование.

1. Обсуждение результатов диагностического обследования ребенка.

2. Беседа о возрастных особенностях ребенка и рекомендации по воспитанию  – чувствительность ребенка, поэтому необходимо контролировать то, что говорите ребенку, не навязывать ребенку свои отрицательные эмоции (отец стонет, что у него что-то болит), что приводит к фантазированию – болит, значит умрет, научить ухаживать за чем-либо (поливать цветы, кормить животных, заправлять кровать и т.д.– воспитывать самостоятельность).

3. Играть – игры «Жмурки», «Прятки», игра «Секреты» (спрятать что-либо, пусть ищет один в комнате)  - преодоление страха одиночества; играть в войнушку – бороться, стрелять, биться на мечах – развивать смелость.

4. Чтение художественной литературы о смелости и храбрости (В. Осеева «Такие мальчишки», Братья  Гримм «Семеро храбрецов»,  Л.Толстой «Котенок», Сказка «У страха глаза велики», С. Михалков «Дядя Степа», просмотр мультфильмов «Холодное сердце» (про одиночество), «Тайна Коко. Книга жизни» (про страх смерти) и т.д.

5. Чаще хвалить ребенка за смелость, просить повторять релаксационные фразы  «Я не боюсь! Я - смелый! Я - молодец!»

6. Спрашивать, что было на занятии, просить рассказать  содержание прочитанных сказок.

V этап. Работа по  совместному сопровождению ребенка со стороны психолога, педагогов и родителей.

1. Беседы с ребенком  о том,  оставался ли дома один и что делал.

2. Проведение игр и игровых упражнений на преодоление страхов.

3. Чтение литературных произведений и терапевтических сказок.

4. Беседы о взрослении ребенка – самостоятельности, оказании помощи взрослым, совершении смелых поступков (подарить, поблагодарить, защитить и т.д.).

Результат. Ребенок спокойно остается дома, когда родители уходят на работу. Вспоминает, чем можно заняться дома. Страх преодолевается различными приемами, усвоенными во время занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации психологической помощи детям старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в аспекте развития их самооценки.

В специальной психологии и педагогике в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развит...

Программа психологической помощи ребенку старшего дошкольного возраста с навязчивыми кошмарными снами

Данный материал подойдет как для психологов ДОУ, так и воспитателей. Вторые могут использовать только некоторые компоненты (так как заниматься коррекцией может только человек с профессиональным образо...

"Методические рекомендации по организации коррекционно – логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости"

Практические рекомнедации к организации корркционно-развивающей деятельности с детьми с умеренной степенью умственной отсталости....

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/

     Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...