О сказкотерапии для родителей: искусство волшебных историй
консультация по психологии
О сказкотерапии для родителей:
искусство волшебных историй
Сложно сказать, когда ребенку на ночь была рассказана первая сказка. Но, несомненно, уже тогда она имела глубокий психотерапевтический смысл. Сказка помогала малышу снять напряжение и тревогу, убедиться, что сильное добро всегда побеждает слабое и некрасивое зло, расслабиться и уснуть с улыбкой на лице.
Сказку можно назвать одним из основных элементов любой культуры, недаром в ней в емкой, объемной форме выражена целая философия создавшего ее этноса. Издревле люди, от мала до велика, собирались вокруг костра и слушали сказку. Сказания, мифы, притчи, поучительные истории со знакомым, жизненным сюжетом и неожиданным концом увлекали умы как взрослых, так и детей.
Уже тогда сказка, безусловно, носила терапевтический характер. В ней были элементы снятия тревоги, релаксация от певучего голоса рассказчика, уход от своих неурядиц и погружение в выдуманный мир героев. Имела сказка и свои корректирующие функции: помните знакомую с детства присказку "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"? Мораль истории, подсказка к действию, формирование мышления слушателя - вот те сложные задачи, которые уже тогда решала нехитрая на первый взгляд история.
Сегодня сказкотерапия стала одним из самых востребованных методов в оказании психологической помощи.
Одна из особенностей сказкотерапии - ее многофункциональность. С помощью увлекательной истории можно обнаружить и исследовать проблему, которая беспокоит ребенка, узнать его психологические особенности, показать новые пути преодоления трудностей и, конечно, вселить в него надежду и веру в себя.
Вот несколько важных моментов для написания рассказа:
- используйте юмор. Смех отлично снимает напряжение у ребенка. Очень эффективно будет вставить несколько шуток в сказки про страх. То, что смешно, уже не страшно.
Например, ребенок боится Змея Горыныча из детского фильма. Можно, повествуя свою сказку, наделить персонажа при всем грозном виде некой рассеянностью и рассказать, что как-то раз Горыныч «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки». Комедия положений очень нравится детям.
- пусть сказка будет короткой. Она не должна утомлять. Если нужно, Вы сможете добавить подробностей после.
- подумайте, кого Вы могли бы сделать героем сказки? Может, это будет любимая игрушка? Или герой недавно прочитанной книги? Или просто ребенок – мальчик или девочка, похожие на Вашего малыша?
- в рассказе обязательно упомяните сильные стороны характера героя. Пусть история имеет в целом положительный эмоциональный окрас.
-герой в начале рассказа должен чувствовать то же самое, что и ребенок. Это позволит малышу отождествить себя с ним.
Например: «Тузику было очень страшно мазать лапку зеленкой, ведь это так неприятно, к тому же сама лапка болела. Все это очень его расстраивало». В случае если ребенок боится лечить ранку.
В общем, сказкотерапию можно применять каждый день, решая небольшие проблемы с малышом. Ребенок подсознательно оценит Вашу творческую изобретательность, и Ваш авторитет в его глазах резко вырастет.
Желательно, чтобы придуманные сказки вошли в ритуал при укладывании на ночь. Тут, в общем-то, не стоит задача решать какую-либо проблему. Сказка просто поможет снять напряжение и быстро уснуть. Ребенок ложится в кроватку и просит рассказать, что сегодня днем делала та или иная игрушка. Например, наша лошадка Кони регулярно дает представления в цирке, Тузик переводит через дорогу бабушек и спасает людей из пожара. Заканчивайте рассказ такими словами: «Но это все было днем, а сейчас все игрушки очень устали и хотят отдохнуть. И мешать им ни в коем случае не нужно. Поэтому ты закрывай поскорее глазки и засыпай вместе с ними».
Педагог-психолог Малюгина И.А. |
Сказки на ночь важно рассказывать с выражением, увлеченно, постоянно добавляя новые подробности. Тогда благодарный слушатель Вам обеспечен!
Как видите, овладеть этой методикой совсем не сложно. Бытовая сказкотерапия хороша не только для ребенка, но и для Ваших с ним отношений, а также лично для Вас. Вы начинаете смотреть на мир глазами ребенка, Вы говорите на его языке – языке фантазий и воображения. Вы реализуетесь как творческий родитель, а успешное решение проблемных ситуаций добавляет самоуважения.
Рисунок 2 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu_o_skazkoterapii_dlya_roditeley_.docx | 307.52 КБ |
Предварительный просмотр:
О сказкотерапии для родителей:
искусство волшебных историй
Сложно сказать, когда ребенку на ночь была рассказана первая сказка. Но, несомненно, уже тогда она имела глубокий психотерапевтический смысл. Сказка помогала малышу снять напряжение и тревогу, убедиться, что сильное добро всегда побеждает слабое и некрасивое зло, расслабиться и уснуть с улыбкой на лице.
Сказку можно назвать одним из основных элементов любой культуры, недаром в ней в емкой, объемной форме выражена целая философия создавшего ее этноса. Издревле люди, от мала до велика, собирались вокруг костра и слушали сказку. Сказания, мифы, притчи, поучительные истории со знакомым, жизненным сюжетом и неожиданным концом увлекали умы как взрослых, так и детей.
Уже тогда сказка, безусловно, носила терапевтический характер. В ней были элементы снятия тревоги, релаксация от певучего голоса рассказчика, уход от своих неурядиц и погружение в выдуманный мир героев. Имела сказка и свои корректирующие функции: помните знакомую с детства присказку "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"? Мораль истории, подсказка к действию, формирование мышления слушателя - вот те сложные задачи, которые уже тогда решала нехитрая на первый взгляд история.
Сегодня сказкотерапия стала одним из самых востребованных методов в оказании психологической помощи.
Одна из особенностей сказкотерапии - ее многофункциональность. С помощью увлекательной истории можно обнаружить и исследовать проблему, которая беспокоит ребенка, узнать его психологические особенности, показать новые пути преодоления трудностей и, конечно, вселить в него надежду и веру в себя.
Вот несколько важных моментов для написания рассказа:
- используйте юмор. Смех отлично снимает напряжение у ребенка. Очень эффективно будет вставить несколько шуток в сказки про страх. То, что смешно, уже не страшно.
Например, ребенок боится Змея Горыныча из детского фильма. Можно, повествуя свою сказку, наделить персонажа при всем грозном виде некой рассеянностью и рассказать, что как-то раз Горыныч «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки». Комедия положений очень нравится детям.
- пусть сказка будет короткой. Она не должна утомлять. Если нужно, Вы сможете добавить подробностей после.
- подумайте, кого Вы могли бы сделать героем сказки? Может, это будет любимая игрушка? Или герой недавно прочитанной книги? Или просто ребенок – мальчик или девочка, похожие на Вашего малыша?
- в рассказе обязательно упомяните сильные стороны характера героя. Пусть история имеет в целом положительный эмоциональный окрас.
-герой в начале рассказа должен чувствовать то же самое, что и ребенок. Это позволит малышу отождествить себя с ним.
Например: «Тузику было очень страшно мазать лапку зеленкой, ведь это так неприятно, к тому же сама лапка болела. Все это очень его расстраивало». В случае если ребенок боится лечить ранку.
В общем, сказкотерапию можно применять каждый день, решая небольшие проблемы с малышом. Ребенок подсознательно оценит Вашу творческую изобретательность, и Ваш авторитет в его глазах резко вырастет.
Желательно, чтобы придуманные сказки вошли в ритуал при укладывании на ночь. Тут, в общем-то, не стоит задача решать какую-либо проблему. Сказка просто поможет снять напряжение и быстро уснуть. Ребенок ложится в кроватку и просит рассказать, что сегодня днем делала та или иная игрушка. Например, наша лошадка Кони регулярно дает представления в цирке, Тузик переводит через дорогу бабушек и спасает людей из пожара. Заканчивайте рассказ такими словами: «Но это все было днем, а сейчас все игрушки очень устали и хотят отдохнуть. И мешать им ни в коем случае не нужно. Поэтому ты закрывай поскорее глазки и засыпай вместе с ними».
Сказки на ночь важно рассказывать с выражением, увлеченно, постоянно добавляя новые подробности. Тогда благодарный слушатель Вам обеспечен!
Как видите, овладеть этой методикой совсем не сложно. Бытовая сказкотерапия хороша не только для ребенка, но и для Ваших с ним отношений, а также лично для Вас. Вы начинаете смотреть на мир глазами ребенка, Вы говорите на его языке – языке фантазий и воображения. Вы реализуетесь как творческий родитель, а успешное решение проблемных ситуаций добавляет самоуважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебные истории с капризными детьми
Сегодня вопрос эмоционального развития детей выходит на передний план в психологических и педагогических исследованиях. Детские эмоции непосредственно влияют на развитие различных сфер личности от пси...
Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...
Нетрадиционная форма изобразительного искусства «Волшебная ниточка».
Групповой кружок "Волшебная ниточка" знакомит детей с некоторыми формами нетрадиционного творчества. Как можно рисовать нитками, делать из них аппликации, игрушки, поделки и каки...
Тема: «Формирование эстетических чувств дошкольников в процессе приобщения к различным жанрам искусства» «Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»
laquo;Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»Цель: формирование эстетических чувств;Задачи:-учить детей различать виды искусства: архитектура, скульптура, график...
проект по декоративно - прикладному искусству "Волшебные нити"
Данный материал может оказать помощь в данной работе...
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесберегающих, ИКТ-технологий и сказкотерапии (старшая группа) Тема: «Волшебная соль» Цель: Развитие познавательных ...
Методическая разработка " Развитие изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников в ходе знакомства с архитектурой как видом искусства и историей ее развития в России"
Данная методическая разработка направлен на создание варианта практической модели развития изобразительного и конструктивно-модельного творчества старших дошкольников через знакомство с архитекту...