Детские кризисы от рождения до школы
статья по психологии
Кризисы возрастные - особые относительно непродолжительные по времени (не больше года) , периоды развития личности, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
Кризисы возрастные относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития.
В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет и подростковый кризис (10-11 лет) .
Что мы можем вынести из этого краткого описания возрастных кризисов: 1. Кризис - поворотный пункт в развитии, который сопровождается психической неустойчивостью, противоречивостью и конфликтностью. 2. Кризис - это совершенно закономерное и нормальное явление в ходе развития человеческой личности.
Поэтому не стоит бояться возникновения сложностей во взаимоотношениях с вашим растущим ребенком, а нужно постараться помочь, прежде всего, ему самому, переступить трудный для него рубеж и научиться новому.
Абсолютно правильно говорится: «кто предупрежден, тот вооружен», с этой целью подробнее рассмотрим особенности каждого кризиса раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_krizisy_ot_rozhdeniya_do_shkoly.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ КРИЗИСЫ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
Педагог-психолог
Самсонова А.В.
май 2023г.
Детские кризисы у ребенка наступают в определенные периоды его жизни. Каждый раз возрастной кризис выражается как-то по-разному. Конечно, нельзя говорить, что если такое явление имеет место, то оно касается только одного ребенка. Чаще всего, кризис переживает вся семья: как дети, так и взрослые. Даже при появлении ребенка в семье, все члены испытывают стрессовую ситуацию. Они могут быть связаны и с изменением обычного ритма жизни, и появлением новых обязанностей, и прочим. С взрослением детей изменяются и причины, вызывающие кризис, а также особенности самого его течения. Попробуем разобраться в видах детских кризисов, их значении для жизни как детей, так и взрослых, и в их особенностях, а также в том, как с ними бороться и как их переживать.
Особенности протекания и значение критических возрастов
Дети развиваются постепенно и поэтапно. Если условно считать «детством» возраст от 0 до 18 лет, то в нем есть свои периоды. И они не совпадают с годом жизни. Цикличность развития имеет психологические предпосылки. Основными этапами становления ребенка личностью являются: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младшая школа, подростковый возраст, юность.
В каждом из обозначенных периодов дети получают определенные навыки и умения, и каждый из них завершается кризисом, после которого все приобретенное совершенствуется и дополняется. Это, как утверждают психологи, вполне закономерно. Кризисный этап – ступенька для перехода в другой период развития, своеобразный «психологический толчок». Он длится несколько месяцев, но четких границ у него нет. Не всегда удается точно определить, что «перестройка» уже началась.
Итак, основные переходные моменты от одного этапа развития к другому в психологии детей:
- кризис новорожденного: переход из новорожденности в младенчество;
- кризис годовалого ребенка: переход из младенчества в раннее детство;
- кризис трех лет: ступенька из раннего детства в дошкольный период;
- кризис семилетних детей: дошколята становятся школьниками;
- подростковый кризис: переход из начальной школы в средние классы (ребенку на этот момент 11 или 12 лет);
- кризис ранней юности: грань между детством и взрослостью (15-17 лет).
Кризисные состояния у детей проходят по-разному. У одних протекание переломного момента сопровождается повышенной нервной возбудимостью, плохим поведением, а у других – заболеваниями.
Большую роль в создании оптимальных условий для детей, переживающих определенный кризис, играют родители. Им нужно быть уравновешенными, доброжелательными и терпимыми. Поддержка взрослых очень важна для детей в такие сложные периоды.
Кризис новорожденности
Счастливым и радостным событием является рождение ребенка. Родителей переполняют самые нежные чувства, умиляются все близкие. Для малыша же первое время после появления на свет – кризисный момент. В отличие от внутриутробного существования в новой среде более светло, другой температурный режим, иной способ питания. Ко всему новому надо приспосабливаться, а это – физический и психический труд. Крошечное создание беззащитно. Его благополучие полностью в руках его родителей.
С момента появления на свет кроха обладает врожденными рефлексами: сосательным, хватательным, подошвенным, шаговым, глотательным и др. (всего их 15). Эти реакции безусловные, они естественны и необходимы для адаптации малыша к самостоятельному существованию. Их слабое проявление или отсутствие — повод для тревоги со стороны родителей и врачей.
Наряду с этими природными закономерностями в период новорожденности формируются и условные рефлексы. Это примитивная деятельность как следствие реагирования на окружающую среду. Сюда относятся улыбка грудничка при виде людей, его плач как зов о помощи и внимании, гуление и движения при приближении кого-нибудь. Все перечисленные реакции в комплексе называются комплексом оживления.
Характерным признаком кризиса новорожденности, с точки зрения психологии, является противостояние полной зависимости ребенка от взрослых, потребности в уходе и внимании, с одной стороны, и неумения выражать свои желания – с другой. Этот «конфликт» становится толчком к возникновению индивидуальной психологической деятельности малыша. Он родился, он уже личность!
Продолжительность этого критического периода индивидуальна. Обычно он длится с момента рождения, когда ребенок начинает терять вес, и до того времени, когда вес восстанавливается до исходных показателей.
В целом, кризисный этап в жизни грудничков длится не более 2-х месяцев. Когда ребенок начинает самым примитивным образом общаться со взрослыми, тогда и заканчивается период новорожденности и начинается следующий этап — младенчество.
Кризис первого года жизни
Младенцами дети считаются до того момента, когда начинают ходить и говорить. Эти новообразования, как психолог Выготский назвал все приобретаемые детворой умения и навыки, появляются в возрастном промежутке от 9-ти месяцев до полутора лет. Данный период называется кризисом первого года жизни.
Речевая деятельность и ходьба – отличительные признаки развития годовалого ребенка. Способности ходить и говорить возникают у каждого малыша в разное время. Кто-то произносит первые слова в 10 месяцев, кто-то позже. Так же и с ходьбой. Все индивидуально.
Первые шаги и первые слова делают ребенка более самостоятельным. Происходит некий разрыв между ним и опекой взрослых. Он хочет все делать сам. Родители порой пугаются такой самостоятельности и напрасно тормозят развитие ребенка. Он все равно будет пробовать все «на вкус», такого природа познания мира. Взрослым необходимо проявить терпимость и обеспечить безопасность своего чада. Он будет топать, не держась за руку мамы, будет брать в рот все, что попадется на глаза и заинтересует, попробует и «отдавать команды» с помощью указания пальчиком или начав истерику.
Родителям же необходимо следить, чтобы не задел острые углы или не упал возле твердых предметов, убирать мелкие детали, лекарства и пр., учиться договариваться. Кстати, именно на этом этапе можно заложить основу для хороших взаимоотношений с малышом.
Кризис трех лет
Период раннего детства (от 1 до 3-х лет) завершается. Ребенок многое умеет, уже и кушает сам, и что-то мастерит. Для достижения следующего периода развития не хватает четкого «Я». В его формировании и заключается кризис трехлетних малышей. Эго в этом возрасте занимает свою прочную позицию.
Примерно за полгода до исполнения 3-х лет у ребенка начинают формироваться потребности «хочу» и «могу». Малыши всегда пытаются настоять на своем или сделать что-то в противовес желанию взрослых. В их поведении преобладают деспотизм, негативизм, протест, упрямство, желание дразнить и ругаться. Все эти симптомы – результат формирования «Я».
Что же делать родителям? Ведь ругая и наказывая, бунт собственного чада усилится. Эффективным «лекарством» в этом периоде является игра. Только в ней можно направить желания ребенка в нужное русло и научить его тому, что помимо «хочу», существует «нельзя».
Кризис семи лет
Скоро малыш пойдет в школу. Перед ним откроется много нового и интересного. Но его ожидают не только возможности, но и обязанности, и ответственность. Для ребенка это новые состояния, которые он доселе не испытывал или испытывал понемногу. В связи с этим и наступает кризис семи лет.
В более раннем возрасте дети наивны и непосредственны. Ближе к школе они уже начинают следить за своим поведением, многие становятся стеснительными. Они как бы начинают оценивать себя, свое поведение. Самооценка – новообразование детей в 7 лет. Кроме того, младшие школьники начинают осознавать свои чувства и переживания. Прежде чем совершить поступок, дети к семи годам задумываются, хорошо или плохо это будет для него.
Неуправляемость – главная жалоба родителей первоклашек. Отрицание всего, дерзость, кривляние свойственны этим детям. Это реакция психики на возникшие новые обстоятельства и среду, в частности – школу.
Как всегда, на страже психологического здоровья должны стоять родители. Стоит помнить, что в возрасте семи лет ребята идентифицируют себя с идеалом взрослого. Хорошо, когда таким идеалом становится один из родителей. Тогда своим поведением можно послужить образцом для любимого чада и помочь ему преодолеть кризис.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по программе «От рождения до школы» в детском саду область «Коммуникация» для детей подготовительной к школе группы.Тема: "Путешествие по русским народным сказкам".
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой во второй младшей группе.
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. В...
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в средней группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в средней группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под реда...
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в старшей группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в старшей группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцие...
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в подготовительной группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
Перспективный план организованной образовательной деятельности Музыка в подготовительной группе в соответствии с программой «Воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы! под...
Борис Степанович Волков Нина Вячеславовна Волкова Детская психология: от рождения до школы
В пособии обсуждаются основные вопросы психологического развития ребенка в различные возрастные периоды детства – от младенчества до школы. Материал представлен в форме обучающих психолого&ndash...
Планирование образовательной работы по ознакомлению с природой в детском саду в подготовительной к школе группе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (О.А. Соломенникова)
планирование по ознакомлению с природой...