Самообразование "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по психологии

Юсупова Ляйсан Разифовна

«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_sdala_22-23uch_g.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г.Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан,

г. Янаул, ул.Якутова, 6, Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

педагога-психолога Юсуповой Ляйсан Разифовны

Тема: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Выполнила: педагог-психолог Л.Р.Юсупова

2022-2023 учебный год

Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности

 по вопросу «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов

у детей дошкольного возраста».

Задачи:

-изучить психолого-педагогическую методическую литературу по теме самообразования;

-изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у

детей с ОВЗ;

-подобрать игры и разработать методические пособия для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;

-провести промежуточный и итоговый мониторинг результативности

 занятий с дошкольниками с ОВЗ;

-разместить материал в интернете на сайтах и порталах.

-повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении

 и воспитании.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Сентябрь

Изучение методической и теоретической литературы:

-Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду;

-Алябьева Е.А. – Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия,игры,упражнения, диагностика. – М.2005

- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»;

-Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.

Разработка плана самообразования по теме «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста».

Повышение знаний, сбор материала

Совершенствование форм и средств организации

игротерапии, как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

сентябрь

Изучение практической литературы:

- Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. - Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М. - 1991.

Битянова М.Р. п/ред. – Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб. – 2005

- Гринченко И.С. – Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.– М. – 2002

-Давидчук А.Н.– Обучение и игра. –М.– 2004

-Заморев С.И. – Игровая терапия, совсем не детские проблемы.–СПб – 2002

- Погосова Н.М.–Цветовой игротренинг. – СПБ – 2005

-Потапчук А.А., Овчинникова Т.С.  Двигательный игротренинг для дошкольников.–СПб.2003

Создание медиатеки, банка методических материалов

Эффективное взаимодействие с родителями в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игротерапии.

В течении года

Изучение теоретической литературы

-Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет /авт.сост. Е.В.Шитова .

- Щербакова А.М.Воспитание ребенка с нарушениями развития.

-Выступления на родительских собраниях по теме: «Психологические особенности детей. Кризисы на каждом возрастном этапе».

-разработка памяток с рекомендациями.

- Консультация для родителей ВК

Психолого-педагогическое изучение личности воспитанника с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам

Октябрь-ноябрь, февраль, апрель

Изучение литературы и подбор диагностики, разработка памяток с рекомендациями.

-Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста.

-Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет /авт.сост. Е.В.Шитова.

-Индивидуальная диагностика изучения уровня познавательного развития детей старшей группы «Капельки», детей с ОВЗ 4-5 лет, детей с ОВЗ 5-6 лет.

-Выступление на родительских собраниях с результатами диагностики и консультацией  «Психологические особенности детей с нарушениями речи»

«Камни Марблс как средство игротерапии для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ».

Ноябрь 2022г

30.11.2022г

Изучение практической и методической литературы по теме.

-Участие в обучающем мероприятии «Мотивация к школьному обучению: нейропсихологический подход»

Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции

«Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства»

по теме: «Использование камней Марблс в работе

педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

-Пополнение картотеки игр и упражнений с камнями Марблс

Изучение цифровых инструментов педагога в условиях реализации ФГОС ДОО для использования интерактивных игр и мультимедийных презентаций в развитии познавательных процессов у детей.  

Октябрь-ноябрь 2022г

02.12.2022г

-Обучение на форуме «Педагоги России: инновации в образовании» на курсе «Цифровые инструменты педагога в условиях реализации ФГОС ДОО»,

-обучение на курсе «Цифровые компетенции педагога: ИКТ по ФГОС»,

-прослушала вебинар по теме: «Многофункциональный подход к обучению чтению у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий»,

-изучение интернет ресурсов по теме.

-Участие в конкурсе мультимедийных презентаций и видеороликов «Лучшая мультимедийная презентация», в номинации«Лучший видеоролик»-2место

-Проведение анонимного онлайн-опроса среди родителей ДОУ «Удовлетворенность работой ДОУ».

-Выступление с консультацией на педсовете «Создание онлайн опросов в гугл форме».

-Результаты опроса представлены на педсовете, а воспитателям лично даны рекомендации.

-Использование интерактивных игр при развитии познавательных процессов у детей.

Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ  посредством игротерапии в рамках введения ФГОС

Ноябрь-апрель

Изучение теоретической и практической литературы:

-Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития.

- Куражева, Вараева, Тузаева Программа комплексного сопровождения психического развития "Цветик-семицветик" (4-5 лет, 5-6 лет).

- Куражева, Вараева, Тузаева "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для дош. 6-7 лет. Приключения будущих первоклассников.

-Подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет по программам комплексного сопровождения психического развития «Цветик-семицветик».

-Изготовление дид игр

-Изготовление масок, теневого, пальчикового, кукольного театра, картотеки психотерапевтических и других сказок.

-Участие в локальном конкурсе театральных уголков.

Подготовка детей с ОВЗ на участие в конкурсах как один из аспектов

развития познавательных процессов у детей посредством игры

Ноябрь-декабрь

Изучение доп литературы, подбор стихотворения по характеру ребенка.

-Стихи о любви к Родине.

К.Симонов «Россия».

-Изучение тем с детьми «Красная книга», «Строение тела человека», «Масленица».

-Подготовить к участию в конкурсах детей с ТНР.

- Повышение уровня собственной компетенции и профессионального мастерства.

-Участие в конкурсах с детьми с ОВЗ

Эмоционально-нравственное воспитание дошкольников посредством игры

Октябрь-январь

-Просмотр вебинара на форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Творческие занятия как средство развития познавательной мотивации дошкольника»08.11.22г

-Просмотр вебинара на портале«Просвещение»

23.11.22г, «Разговор с психологом: философия баланса по-шведски»

-14.12.22г «Зимние хюгге-рецепты эмоционального благополучия».

 - 17.01.23г вебинар «Эмоционально-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе творческой предметно-практической деятельности»,

-Участие в форуме «Педагоги России: Инновации в образовании» курс «Творчество как инструмент релаксации и развития образного мышления».

- Участвовать  в международном  конкурсе профессионального мастерства педагогов (образовательный портал «Солнечный свет»

- Повышение уровня собственной компетенции и профессионализма.

-Применение на практике с детьми дошкольного возраста.

-Участие в локальном смотре-конкурсе «Презентация по теме патриотического воспитания детей дошкольного возраста» с видеофильмом «Дети войны».

Нестандартные игровые приемы по развитию памяти, внимания и мышления у дошкольников

февраль-апрель

08.02.23г

-Изучение теоретического и практического материала.

-Просмотр вебинара 17.03.23г. «Нестандартные игровые приемы работы познавательной активности, обучения чтению, развития математических представлений с детьми дошкольного возраста».

- Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

-Провести обучающий семинар для педагогов по развивающим играм.

- Проведение практического семинара для педагогов с показом на тему: «Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста».

-Разработка картотек и памяток для родителей и педагогов из серии «Развиваемся, играя»: «Игры для развития  внимания у детей», «Игры для развития памяти у детей», «Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей»

«Нейропсихологические

игры, как средство игротерапии для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ».

Март, апрель

Изучение теоретического и практического материала:

-Семенович А.В./ Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-М.: Генезис,2012.-474с. 

-Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В.Семенович.–М.: Дрофа, 2014 – 240 с.

-Просмотр вебинара «Использование нейропсихологических игр для развития мышления дошкольников»07.04.23

-Изготовление мультифункциональных нейропсихологических дидактических игр «Пройди по фигуре такого же цвета и формы», «Разложи последовательность из крышек и орешков», «Найди одинаковые снежинки и их тень», «Подбери пару»,...

-Создание картотеки нейропсихологических игр.

-Применение на практике.

-Видеоконсультация МК по изготовлению нейропсихологической игры «Именные бусы».

Формирование коммуникативных навыков в игровой форме среди взрослых

Март-апрель

2023г

21.03.23г

Изучение теоретического и практического материала:

-Эрик Берн / Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. 1999, – 127с.

-Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психология игры и управления.Практическое пособие: перевод с нем. В 4х томах. – Т1. –М.: Генезис, 1998.160с.

- Провести тренинги для сотрудников по формированию коммуникативных навыков.

- Проведение психологической квест-игры с педагогами

«Проверка на прочность»,

-Проведение семинар-практикума «Психологическое занятие с элементами тренинга на сплочение коллектива руководителей ДОУ Янаульского района»,

- Тренинговое занятие с коллективом ДС

 «Тимбилдинг».

«Пластиковые крышки как средство игротерапии для развития познавательных процессов детей с ОВЗ».

март

-Изучение теоретического и практического материала.

-Сбор крышек совместно с родителями детей с ОВЗ.

-Разработка дидактических игр с крышками.

-Разработка рекомендаций для родителей ВК.

Видеоконсультация ВК «Пластиковые крышки для развития познавательных процессов детей с ОВЗ».

-Изготовление картотеки дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок.

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, в рамках проекта

Март, апрель, май

-Изучение теоретического и практического материала.

-Изучение развивающих игр и упражнений для дошкольников и взрослых.

Разработка проекта «Развиваемся, играя»

-Изготовление развивающих игр.

-Применение на практике с детьми с ОВЗ и нормотипичными.

-Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей из серии «Развиваемся, играя».  

«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

май

Оформление отчета по теме самообразования «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»

Доклад

Литература

1.Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду;

2.Алябьева Е.А. – Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия,игры,упражнения, диагностика. – М.2005

3.Битянова М.Р. п/ред. – Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб. – 2005

4.Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. - Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М. - 1991.

5.Гринченко И.С. – Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.– М. – 2002

6.Давидчук А.Н.– Обучение и игра. –М.– 2004

7.Заморев С.И. – Игровая терапия, совсем не детские проблемы.–СПб – 2002

8.Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.

9.Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»;

10.Погосова Н.М.–Цветовой игротренинг. – СПБ – 2005

11.Потапчук А.А., Овчинникова Т.С.  Двигательный игротренинг для дошкольников.–СПб.2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»

laquo;Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»        Самое интересное в жизни ребенка является игра. Играя,...

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и имеет огромное значение в развитии личности ребенка, поскольку взаимодействие человека с окр...

Консультация для родителей: " Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста."

laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пы...

Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...