Самообразование "Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по психологии
«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным - первоначальная задача обучения» К.Д.Ушинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_sdala_22-23uch_g.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек» г.Янаул муниципального района
Янаульский район Республики Башкортостан
452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан,
г. Янаул, ул.Якутова, 6, Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год
педагога-психолога Юсуповой Ляйсан Разифовны
Тема: «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Выполнила: педагог-психолог Л.Р.Юсупова
2022-2023 учебный год
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности
по вопросу «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов
у детей дошкольного возраста».
Задачи:
-изучить психолого-педагогическую методическую литературу по теме самообразования;
-изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у
детей с ОВЗ;
-подобрать игры и разработать методические пособия для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста;
-провести промежуточный и итоговый мониторинг результативности
занятий с дошкольниками с ОВЗ;
-разместить материал в интернете на сайтах и порталах.
-повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении
и воспитании.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста | Сентябрь | Изучение методической и теоретической литературы: -Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду; -Алябьева Е.А. – Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия,игры,упражнения, диагностика. – М.2005 - Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»; -Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4. | Разработка плана самообразования по теме «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста». Повышение знаний, сбор материала |
Совершенствование форм и средств организации игротерапии, как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста | сентябрь | Изучение практической литературы: - Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. - Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М. - 1991. Битянова М.Р. п/ред. – Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб. – 2005 - Гринченко И.С. – Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.– М. – 2002 -Давидчук А.Н.– Обучение и игра. –М.– 2004 -Заморев С.И. – Игровая терапия, совсем не детские проблемы.–СПб – 2002 - Погосова Н.М.–Цветовой игротренинг. – СПБ – 2005 -Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников.–СПб.2003 | Создание медиатеки, банка методических материалов |
Эффективное взаимодействие с родителями в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игротерапии. | В течении года | Изучение теоретической литературы -Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет /авт.сост. Е.В.Шитова . - Щербакова А.М.Воспитание ребенка с нарушениями развития. | -Выступления на родительских собраниях по теме: «Психологические особенности детей. Кризисы на каждом возрастном этапе». -разработка памяток с рекомендациями. - Консультация для родителей ВК |
Психолого-педагогическое изучение личности воспитанника с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам | Октябрь-ноябрь, февраль, апрель | Изучение литературы и подбор диагностики, разработка памяток с рекомендациями. -Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. -Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет /авт.сост. Е.В.Шитова. | -Индивидуальная диагностика изучения уровня познавательного развития детей старшей группы «Капельки», детей с ОВЗ 4-5 лет, детей с ОВЗ 5-6 лет. -Выступление на родительских собраниях с результатами диагностики и консультацией «Психологические особенности детей с нарушениями речи» |
«Камни Марблс как средство игротерапии для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ». | Ноябрь 2022г 30.11.2022г | Изучение практической и методической литературы по теме. -Участие в обучающем мероприятии «Мотивация к школьному обучению: нейропсихологический подход» | Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства» по теме: «Использование камней Марблс в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» -Пополнение картотеки игр и упражнений с камнями Марблс |
Изучение цифровых инструментов педагога в условиях реализации ФГОС ДОО для использования интерактивных игр и мультимедийных презентаций в развитии познавательных процессов у детей. | Октябрь-ноябрь 2022г 02.12.2022г | -Обучение на форуме «Педагоги России: инновации в образовании» на курсе «Цифровые инструменты педагога в условиях реализации ФГОС ДОО», -обучение на курсе «Цифровые компетенции педагога: ИКТ по ФГОС», -прослушала вебинар по теме: «Многофункциональный подход к обучению чтению у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий», -изучение интернет ресурсов по теме. | -Участие в конкурсе мультимедийных презентаций и видеороликов «Лучшая мультимедийная презентация», в номинации«Лучший видеоролик»-2место -Проведение анонимного онлайн-опроса среди родителей ДОУ «Удовлетворенность работой ДОУ». -Выступление с консультацией на педсовете «Создание онлайн опросов в гугл форме». -Результаты опроса представлены на педсовете, а воспитателям лично даны рекомендации. -Использование интерактивных игр при развитии познавательных процессов у детей. |
Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ посредством игротерапии в рамках введения ФГОС | Ноябрь-апрель | Изучение теоретической и практической литературы: -Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. - Куражева, Вараева, Тузаева Программа комплексного сопровождения психического развития "Цветик-семицветик" (4-5 лет, 5-6 лет). - Куражева, Вараева, Тузаева "Цветик-семицветик". Программа психолого-педагогических занятий для дош. 6-7 лет. Приключения будущих первоклассников. | -Подгрупповые занятия с детьми с ОВЗ 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет по программам комплексного сопровождения психического развития «Цветик-семицветик». -Изготовление дид игр -Изготовление масок, теневого, пальчикового, кукольного театра, картотеки психотерапевтических и других сказок. -Участие в локальном конкурсе театральных уголков. |
Подготовка детей с ОВЗ на участие в конкурсах как один из аспектов развития познавательных процессов у детей посредством игры | Ноябрь-декабрь | Изучение доп литературы, подбор стихотворения по характеру ребенка. -Стихи о любви к Родине. К.Симонов «Россия». -Изучение тем с детьми «Красная книга», «Строение тела человека», «Масленица». -Подготовить к участию в конкурсах детей с ТНР. | - Повышение уровня собственной компетенции и профессионального мастерства. -Участие в конкурсах с детьми с ОВЗ |
Эмоционально-нравственное воспитание дошкольников посредством игры | Октябрь-январь | -Просмотр вебинара на форуме «Педагоги России: инновации в образовании» «Творческие занятия как средство развития познавательной мотивации дошкольника»08.11.22г -Просмотр вебинара на портале«Просвещение» 23.11.22г, «Разговор с психологом: философия баланса по-шведски» -14.12.22г «Зимние хюгге-рецепты эмоционального благополучия». - 17.01.23г вебинар «Эмоционально-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на основе творческой предметно-практической деятельности», -Участие в форуме «Педагоги России: Инновации в образовании» курс «Творчество как инструмент релаксации и развития образного мышления». - Участвовать в международном конкурсе профессионального мастерства педагогов (образовательный портал «Солнечный свет» | - Повышение уровня собственной компетенции и профессионализма. -Применение на практике с детьми дошкольного возраста. -Участие в локальном смотре-конкурсе «Презентация по теме патриотического воспитания детей дошкольного возраста» с видеофильмом «Дети войны». |
Нестандартные игровые приемы по развитию памяти, внимания и мышления у дошкольников | февраль-апрель 08.02.23г | -Изучение теоретического и практического материала. -Просмотр вебинара 17.03.23г. «Нестандартные игровые приемы работы познавательной активности, обучения чтению, развития математических представлений с детьми дошкольного возраста». - Разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов. -Провести обучающий семинар для педагогов по развивающим играм. | - Проведение практического семинара для педагогов с показом на тему: «Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста». -Разработка картотек и памяток для родителей и педагогов из серии «Развиваемся, играя»: «Игры для развития внимания у детей», «Игры для развития памяти у детей», «Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей» |
«Нейропсихологические игры, как средство игротерапии для развития познавательных процессов у детей с ОВЗ». | Март, апрель | Изучение теоретического и практического материала: -Семенович А.В./ Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-М.: Генезис,2012.-474с. -Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.В.Семенович.–М.: Дрофа, 2014 – 240 с. -Просмотр вебинара «Использование нейропсихологических игр для развития мышления дошкольников»07.04.23 | -Изготовление мультифункциональных нейропсихологических дидактических игр «Пройди по фигуре такого же цвета и формы», «Разложи последовательность из крышек и орешков», «Найди одинаковые снежинки и их тень», «Подбери пару»,... -Создание картотеки нейропсихологических игр. -Применение на практике. -Видеоконсультация МК по изготовлению нейропсихологической игры «Именные бусы». |
Формирование коммуникативных навыков в игровой форме среди взрослых | Март-апрель 2023г 21.03.23г | Изучение теоретического и практического материала: -Эрик Берн / Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. 1999, – 127с. -Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психология игры и управления.Практическое пособие: перевод с нем. В 4х томах. – Т1. –М.: Генезис, 1998.160с. - Провести тренинги для сотрудников по формированию коммуникативных навыков. | - Проведение психологической квест-игры с педагогами «Проверка на прочность», -Проведение семинар-практикума «Психологическое занятие с элементами тренинга на сплочение коллектива руководителей ДОУ Янаульского района», - Тренинговое занятие с коллективом ДС «Тимбилдинг». |
«Пластиковые крышки как средство игротерапии для развития познавательных процессов детей с ОВЗ». | март | -Изучение теоретического и практического материала. -Сбор крышек совместно с родителями детей с ОВЗ. -Разработка дидактических игр с крышками. -Разработка рекомендаций для родителей ВК. | Видеоконсультация ВК «Пластиковые крышки для развития познавательных процессов детей с ОВЗ». -Изготовление картотеки дидактических игр с крышками от пластиковых бутылок. |
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, в рамках проекта | Март, апрель, май | -Изучение теоретического и практического материала. -Изучение развивающих игр и упражнений для дошкольников и взрослых. Разработка проекта «Развиваемся, играя» | -Изготовление развивающих игр. -Применение на практике с детьми с ОВЗ и нормотипичными. -Разработка рекомендаций и памяток для педагогов и родителей из серии «Развиваемся, играя». |
«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» | май | Оформление отчета по теме самообразования «Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста» | Доклад |
Литература
1.Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду;
2.Алябьева Е.А. – Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия,игры,упражнения, диагностика. – М.2005
3.Битянова М.Р. п/ред. – Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб. – 2005
4.Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. - Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М. - 1991.
5.Гринченко И.С. – Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.– М. – 2002
6.Давидчук А.Н.– Обучение и игра. –М.– 2004
7.Заморев С.И. – Игровая терапия, совсем не детские проблемы.–СПб – 2002
8.Клаус Фоппель «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.
9.Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры»;
10.Погосова Н.М.–Цветовой игротренинг. – СПБ – 2005
11.Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников.–СПб.2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»
laquo;Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.» Самое интересное в жизни ребенка является игра. Играя,...
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и имеет огромное значение в развитии личности ребенка, поскольку взаимодействие человека с окр...
Тема: «Дидактическое пособие макет-домик «Времена года», как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
ДОКЛАДВыступление на ГМО Макет можно посмотреть в альбомах...
Консультация для родителей: " Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста."
laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пы...
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Материал будет полез для воспитателей ДОУ....
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ...
- Мне нравится (2)