Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
презентация для интерактивной доски
Материал будет полез для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные процессы – это индивидуальная особенность направленная на познание окружающего мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности. «Познавательные интересы» и «познавательная активность» являются признаком сформированности так называемых «познавательных способностей». Познавательные способности подразделяются на две большие группы – Сенсорные способности и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. В основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей - мышление. При этом остальные познавательные процессы ( внимание, память, воображение ) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.
В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные действия», «познавательные интересы». Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремиться получить новые знания, умения и навыки. Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием Среды и собственного опыта ребенка. Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. ( ФГОС пункт 1.4.7.)
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры . Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих игр направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.
В отличие от дидактических, подвижных, строительных и других игр смысл развивающих состоит в том, чтобы развивать психические процессы. Однако четко разделить — это дидактическая игра, развивающая или подвижная игра — невозможно, так как в традиционно воспринимаемых дидактические играх, например, «Чудесный мешочек», также идет развитие психических процессов (в названной игре — ощущения, представления, мышление). Очень многие подвижные игры тоже можно отнести к развивающим (особенно те, в которых работают внимание, память, речь). Безусловно, существуют игры, которые определенно являются развивающими, например, игра «Мы в лес ходили», пальчиковые игры.
Развивающие игры имеют ряд следующих преимуществ: - одну и ту же игру можно упрощать и усложнять, используя ее в работе с детьми разного возраста и разного уровня развития; - в таких играх можно использовать в качестве «материала» и картинки, и игрушки, и самих детей, не меняя содержания игры; - эти игры можно проводить не только в процессе занятий, но и на прогулке, во время проведения других режимных моментов; - почти во всех данных играх идет развитие не одного, а нескольких психических процессов (внимания, памяти, мышления и других), а также речи.
Проведение развивающих игр включает: 1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий. 4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.
Отличительная особенность развивающих игр - возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности. Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет) Цель: развитие цветовосприятия , зрительной памяти и внимания Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало. Что изменилось? (для детей с 4 лет) Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами. Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами .
Закончи предложение (для детей с 5 лет) Цель: развитие словесно – логического мышления Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение. Конфета сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья... Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо... Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина... Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона... Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь... Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в... Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец... Читатель читает, а писатель... Повар готовит, а врач... У человека две ноги, а у собаки… Ты смотришь глазами, а дышишь…Собака лает, а кошка… Певец поет, а строитель…Трава зеленая, а небо… Машина едет, а лодка…Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди… Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани… Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди… Цифра, вставай! (для детей с 6 лет) Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»
laquo;Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.» Самое интересное в жизни ребенка является игра. Играя,...
Консультация для родителей: " Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста."
laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пы...
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Презентация "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"...
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ...
Игротерапия ,как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это и...
Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
laquo;Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» Л.С. Выготский ...
СТАТЬЯ "Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Согласно культурно-исторической парадигме Л.С. Выготского, объясняющей особенности психического развития детей, период дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид деятельности, с...