Рекомендации для родителей гиперактивных детей (Январь 2023 г.)
консультация по психологии

Маковецкая Елена Павловна

Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomnedatsii_giperaktivnost.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

                  Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.

К сожалению, в последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представления о просто  подвижном ребёнке. Большинство дошкольников отличаются повышенной подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом  могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя, он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.                                                                                                                                                                  

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, хохочут. Принимаются за дело или убегают, не дослушав задания до конца. Внимание рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, что от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания», он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, дети не умеют подчинить своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после 4 лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, эмоциональность и болтливость. Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после 7 лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнинать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга гиперактивных детей. В результате было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, т.е. в областях, ответственных за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий, необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, служат результатом изменений биохимической активности мозговых структур. В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Это нарушение связано с определёнными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и плода.

Дети с ММД менее стрессоустойчивы, у них снижена умственная  работоспособность, наблюдается моторная неловкость, излишняя чувствительность, у мальчиков могут отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

Наблюдения учёных показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности, и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Основные проявления гиперактивности:

- дефицит активного внимания (непоследовательность, неспособность сохранять сосредоточенность длительное время, забывчивость, трудности в организации, низкая способность к целенаправленной деятельности и проявлению волевых усилий и т.д.)

- двигательная расторможенность (беспокойство, высокая речевая активность, трудности засыпания, малая продолжительность сна);

- импульсивность (неравномерность поведения и реагирования, частые смены настроения, недостаточная способность действовать по правилам и т.д.).

В общении с гиперактивным ребёнком нужно:

- отвести его на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления;

- не «замечать» мелких шалостей ребёнка, сдерживать раздражение и не кричать на него, так как от шума возбуждение усиливается;

- при необходимости применять позитивный физический контакт (взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе);

- хвалить за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.

Только длительные (иногда вплоть до подрасткового возраста ), упорные, последовательные воспитательные приёмы способны сгладить проявления этого состояния. Основной акцент делается на последовательном и спокойном приучении ребёнка к внимательной работе, сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с дефицитом внимания и гиперактивности

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
  •  Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко – окрики возбуждают ребёнка.
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  •  Во время игр ограничивайте его одним партнёром. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезная ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, гимнастика, плаванье, теннис.
  • Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицитиа внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Советы психолога

Три «западни»,  подстерегающие родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.

                    «Западня»

Пути ее решения

Недостаток эмоционального внимания часто подменяется медицинским уходом

Больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать по душе

Недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка

Составить список запретов и чётко следовать ему. Определить, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

Неумение воспитывать навыки управления гневом

Работу с гневом родители могут осуществлять, используя спосо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Рекомендации для родителей гиперактивных детей...

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

В статье даются советыдля взрослых людей по отношению к ребенку, организации среды и обстановке в семье, а так же взаимогдействие ребенка с близким взрослым....

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Данная рекомендация является советчиком, тем родителям, которым сложно справиться со своим очень активным ребенком....

Рекомендации для родителей гиперактивных детей (6-7 лет)

Рекомендации для родителей гиперактивных детей (6-7 лет)...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей.

quot;Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей гиперактивных детей."В этой статье собран материал, который может быть полезен, как родителям, имеющим детей с...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Рекомендации для родителей гиперактивных детей...

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Рекомендации для родителей гиперактивных детей...