Преемственность со школой в вопросах сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ Носова М. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара Барановская Е.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара статья в сборник "Педжурнал"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Носова Мария Валерьевна

Предварительный просмотр:

Преемственность со школой в вопросах сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Носова М. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара

Барановская Е.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение следующих задач:

 обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Функции УУД:  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Группы УУД: - личностные, - регулятивные, - коммуникативные, - познавательные.

«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

 В  МБДОУ « Детский сад №138»  с 1 января 2011 г. в МБДОУ №138 г.о. Самара осуществлялась  экспериментально-исследовательская работа по теме «Дифференцированный подход к обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях группы общеразвивающего вида». Экспериментальная группа состояла из научного руководителя, заместителя заведующего по научно-методической работе, педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей.

Перед данной группой специалистов стояла задача в ходе эксперимента разработать инструментарий  и алгоритм действий в диагностике, планировании и ведении образовательной деятельности для всех участников образовательного процесса в целом, и для воспитателей в частности, поскольку именно на них ложится основная часть работы по освоению детьми основной общеобразовательной программы (ООП).

В результате была   разработана система методической работы, направленная   на   сопровождение деятельности педагога с детьми с ТНР в условиях общеразвивающей группы, на основе дифференцированного подхода.

В начале  учебного года воспитатели, педагог – психолог и учитель - логопед МБДОУ проводили диагностику детей.

Педагогом-психологом проводилось обследование по выявлению уровня сформированности основных психических функций  (восприятия, памяти, мышления и интеллекта в целом) и эмоционального состояния детей (в частности, уровня тревожности). Обследование проводилось по следующим методикам и тестам:

1. Для диагностики внимания была использована методика «Сравни картинки» (Стребелева Е. А.) [8], исследование степени концентрации и устойчивости внимания – методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона) [10];

2. Методика  «10 слов» ( А. Р. Лурия)  [8] для исследования слуховой памяти.

3. Методика «Расскажи» (Стребелева Е. А.) [9] для исследования уровня речевого развития и процессов мышления.

4. Тест для определения тревожности у детей (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [7].

5. Развитие предметного рисунка «Рисунок человека» (Гудинаф - Харрис) [8].

Учитель-логопед проводил обследование детей по речевым картам для детей с ОНР.  

Педагогическое сопровождение наблюдение за детьми в совместной и непосредственной образовательной деятельности, беседы.  

Результаты, полученные в ходе обследования,  воспитателями, педагогом-психологом и учителем-логопедом, были сведены в разработанную нами диагностическую карту предметных и метапредметных трудностей в освоении детьми основной общеобразовательной программы.

 В данной диагностической карте, составленной индивидуально на каждого ребенка, знаком «плюс» отмечалось наличие у ребенка определенной трудности, знаком «минус» – ее отсутствие (преодоление).

Данная карта необходима для того, чтобы воспитатели при планировании ежедневной работы видели, какие трудности при освоении основной общеобразовательной  выявлены у детей с ОНР  и решали их в ежедневной образовательной деятельности (непосредственной, совместной и самостоятельной). В этой карте трудности из этических соображений и для удобства пользования воспитателями закодированы: К (коммуникативные), Л (личностные), Р (регулятивные) и т.д.

 По этой же карте работают учитель-логопед и педагог-психолог.

 Эта работа совместно планируется на малых педсоветах, которые проводятся раз в неделю по средам.

Учителем - логопедом и педагогом-психологом была разработана картотека игр и упражнений для преодоления метапредметных трудностей,  из которой воспитатели при составлении плана, опираясь на трудности каждого ребенка с ОНР, выбирают необходимые игры и упражнения.

    Запланированные игры представлены в индивидуальных  образовательных маршрутах по преодолению предметных трудностей в освоении основной общеобразовательной программы.

На каждый временной период может быть запланировано несколько  игр и упражнений каждым специалистом.

Конечно, три месяца играть в одну игру с одним ребенком невозможно. Но мы предполагали, что используя одну инструкцию или модель игры, меняем наполнение этой игры в зависимости от темы недели или от интересов и трудностей ребенка.

Игра «Отгадай, кто такой?» (Л - 1№5) адаптируется при изучении любой темы недели.

Воспитатели при составлении плана используют индивидуальный образовательный маршрут – план по преодолению предметных и метапредметных  трудностей в освоении основной общеобразовательной программы и мониторинг освоения основной общеобразовательной программы по образовательной области «Коммуникация». Индивидуальную работу с детьми с ОНР воспитатели планируют 2 раза в неделю (например, среда и пятница), в остальные дни игры и задания для преодоления трудностей планируются в режимные моменты, в непосредственно образовательной, самостоятельной и совместной деятельности (в плане код трудности и номер игры из картотеки игр выделяется зелёным цветом).

Любая работа с детьми не может обходиться без помощи родителей, поскольку родители являются первыми педагогами и играют главную роль в сообществе «педагог – родитель – ребенок».

Заранее  для родителей всех групп вывешивается тема будущей недели и мероприятия, которые они могут провести с детьми для лучшего вхождения детей в тему (экскурсии, чтение литературных произведений, беседы и т.д.)

Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение собраний в форме родительской гостиной,  направленных на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных склонностей ребёнка, познавательных процессов и креативности, произвольной сферы и обучение родителей приёмам развития ребёнка в игровой форме.

Нашей целью было формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями. Родители обменивались опытом семейного воспитания, делились информацией, писали мини-сочинения на тему «Мой ребенок – мое солнышко», определяли роли, которые ребенок играет в жизни (упражнения «Солнышко», «Цветик – семицветик», «Работа с именем»), приводили примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывали об интересных ситуациях,  своих успехах и трудностях в воспитании детей.

Взаимодействие с родителями воспитанников позволило лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что помогает взрослым глубже понять желания и переживания детей. После того, как мы стали чаще общаться, обсуждать совместные планы и работу с детьми, мы увидели, как стали меняться дети.

И нам и детям стало интереснее работать. Дети стали больше общаться, их стали чаще хвалить, так как задания стали соответствовать  их возможностям и, таким образом, создавалась ситуация успеха для детей независимо от трудностей в освоении ООП.

Нами получены  первые положительные результаты в работе.

В целом, обобщив данные комплексной  психолого-педагогической диагностики (проводимой воспитателем, логопедом, психологом) на начало и конец года, можно сделать вывод о том, что у большинства ребят отмечается значительная динамика по  преодолению метапредметных и предметных  трудностей в овладении ООП.

На начало года большинство детей с ОНР испытывали в большей степени коммуникативные, познавательные, регулятивные трудности в овладении ООП.

 На первом месте среди них были: неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками, неумение находить способы разрешения конфликтов, неумение передавать информацию (т.е. трудность, связанная с коммуникацией); на втором месте – неумение выражать свои мысли в общении с педагогами, трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу, неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью, трудности в запоминании конфигурации знаков и символов; на третьем месте – неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.

В результате проведенной комплексной психолого-педагогической работы на конец года ряд трудностей «ушли совсем». Преодолены трудности: в неумении выражать свои мысли, видеть ошибку и исправлять её по указаниям взрослого, появилось осознание необходимости учения.

Ряд трудностей (неадекватное отношение к себе, самооценка, самопринятие, неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, неумение находить способы разрешения конфликтов, неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью, неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, познавательные трудности) дети стали испытывать реже.

Особенно яркая динамика отмечается с преодолением трудностей коммуникативного и познавательного плана.

Таким образом, в нашем детском саду постепенно начинает складываться система дифференцированной работы с детьми с нарушениями речи.

Первые результаты уже есть: сегодня в ДОУ разработан и успешно применяется механизм реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с общим недоразвитием речи, но многое предстоит еще сделать. 

Средством для диссеминации наработанного опыта является изданные методические рекомендации «Дифференцированный подход к организации образовательной деятельности детей  с ОНР в условиях группы общеразвивающего вида»/ сост.Н.Н.Болясова, Е.В.Барановская, А.Д.Яковистенко и др. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2013 . – 122 с.[4]

 В настоящее время мы усовершенствовали  данную систему работы, увеличили количество мероприятий, проводимых совместно с родителями,  индивидуальные занятия с учителем-логопедом. 

    Разработали систему методической работы в образовательной организации, направленная   на освоение инновационных форм работы с родителями и сопровождение деятельности педагога с детьми с ОНР.

    Разработали, апробировали  и внедрели   педагогами в практику МБДОУ  следующие инновационные методы и технологии работы с родителями воспитанников: «Университет родительских компетенций»,  совместные детско-родительские образовательные маршруты; «Семейное портфолио», онлайн-консультации для родителей.

   Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования  придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И две ступени образования действуют  не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Литература

1. Афонькина Ю. А.  Комплексная оценка развития ребенка по программе «Успех»  Волгоград, «Учитель» 2012г.

2. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.: Просвещение, 1969. – С.32-81.

3. Иванов И. И. Семейная психология. – М.: Инфра – М, 2005. – 346 с.

4.Методические рекомендации «Дифференцированный подход к организации образовательной деятельности детей  с ОНР в условиях группы общеразвивающего вида»/ сост.Н.Н.Болясова, Е.В.Барановская, А.Д.Яковистенко и др. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2013 . – 122 с.

5. Никитина М. И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения //Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные  тенденции в обучении и воспитании. Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова

М., 2005. с.87

6. Нищева Н. В. Картотека домашних заданий для старшей группы. – СПб.,

2003.

7. Р. В. Овчарова Практическая психология в начальной школе. ТЦ «Сфера» 1996г.

8. Психолог в дошкольном учреждении под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.,2002

9. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. под ред. Е. А. Стребелевой. М., «Просвещение».2007г

10.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна

Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)

Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной    деятельности (роль педагога-психолога)"...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О.И. Иванникова, П.В. Ковалёва, воспитатели, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 135 г. Воронежа

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем ок...