Преемственность со школой в вопросах сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ Носова М. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара Барановская Е.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара статья в сборник "Педжурнал"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность со школой в вопросах сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Носова М. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара
Барановская Е.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение следующих задач:
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Группы УУД: - личностные, - регулятивные, - коммуникативные, - познавательные.
«Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)
В МБДОУ « Детский сад №138» с 1 января 2011 г. в МБДОУ №138 г.о. Самара осуществлялась экспериментально-исследовательская работа по теме «Дифференцированный подход к обучению детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях группы общеразвивающего вида». Экспериментальная группа состояла из научного руководителя, заместителя заведующего по научно-методической работе, педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей.
Перед данной группой специалистов стояла задача в ходе эксперимента разработать инструментарий и алгоритм действий в диагностике, планировании и ведении образовательной деятельности для всех участников образовательного процесса в целом, и для воспитателей в частности, поскольку именно на них ложится основная часть работы по освоению детьми основной общеобразовательной программы (ООП).
В результате была разработана система методической работы, направленная на сопровождение деятельности педагога с детьми с ТНР в условиях общеразвивающей группы, на основе дифференцированного подхода.
В начале учебного года воспитатели, педагог – психолог и учитель - логопед МБДОУ проводили диагностику детей.
Педагогом-психологом проводилось обследование по выявлению уровня сформированности основных психических функций (восприятия, памяти, мышления и интеллекта в целом) и эмоционального состояния детей (в частности, уровня тревожности). Обследование проводилось по следующим методикам и тестам:
1. Для диагностики внимания была использована методика «Сравни картинки» (Стребелева Е. А.) [8], исследование степени концентрации и устойчивости внимания – методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона) [10];
2. Методика «10 слов» ( А. Р. Лурия) [8] для исследования слуховой памяти.
3. Методика «Расскажи» (Стребелева Е. А.) [9] для исследования уровня речевого развития и процессов мышления.
4. Тест для определения тревожности у детей (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [7].
5. Развитие предметного рисунка «Рисунок человека» (Гудинаф - Харрис) [8].
Учитель-логопед проводил обследование детей по речевым картам для детей с ОНР.
Педагогическое сопровождение наблюдение за детьми в совместной и непосредственной образовательной деятельности, беседы.
Результаты, полученные в ходе обследования, воспитателями, педагогом-психологом и учителем-логопедом, были сведены в разработанную нами диагностическую карту предметных и метапредметных трудностей в освоении детьми основной общеобразовательной программы.
В данной диагностической карте, составленной индивидуально на каждого ребенка, знаком «плюс» отмечалось наличие у ребенка определенной трудности, знаком «минус» – ее отсутствие (преодоление).
Данная карта необходима для того, чтобы воспитатели при планировании ежедневной работы видели, какие трудности при освоении основной общеобразовательной выявлены у детей с ОНР и решали их в ежедневной образовательной деятельности (непосредственной, совместной и самостоятельной). В этой карте трудности из этических соображений и для удобства пользования воспитателями закодированы: К (коммуникативные), Л (личностные), Р (регулятивные) и т.д.
По этой же карте работают учитель-логопед и педагог-психолог.
Эта работа совместно планируется на малых педсоветах, которые проводятся раз в неделю по средам.
Учителем - логопедом и педагогом-психологом была разработана картотека игр и упражнений для преодоления метапредметных трудностей, из которой воспитатели при составлении плана, опираясь на трудности каждого ребенка с ОНР, выбирают необходимые игры и упражнения.
Запланированные игры представлены в индивидуальных образовательных маршрутах по преодолению предметных трудностей в освоении основной общеобразовательной программы.
На каждый временной период может быть запланировано несколько игр и упражнений каждым специалистом.
Конечно, три месяца играть в одну игру с одним ребенком невозможно. Но мы предполагали, что используя одну инструкцию или модель игры, меняем наполнение этой игры в зависимости от темы недели или от интересов и трудностей ребенка.
Игра «Отгадай, кто такой?» (Л - 1№5) адаптируется при изучении любой темы недели.
Воспитатели при составлении плана используют индивидуальный образовательный маршрут – план по преодолению предметных и метапредметных трудностей в освоении основной общеобразовательной программы и мониторинг освоения основной общеобразовательной программы по образовательной области «Коммуникация». Индивидуальную работу с детьми с ОНР воспитатели планируют 2 раза в неделю (например, среда и пятница), в остальные дни игры и задания для преодоления трудностей планируются в режимные моменты, в непосредственно образовательной, самостоятельной и совместной деятельности (в плане код трудности и номер игры из картотеки игр выделяется зелёным цветом).
Любая работа с детьми не может обходиться без помощи родителей, поскольку родители являются первыми педагогами и играют главную роль в сообществе «педагог – родитель – ребенок».
Заранее для родителей всех групп вывешивается тема будущей недели и мероприятия, которые они могут провести с детьми для лучшего вхождения детей в тему (экскурсии, чтение литературных произведений, беседы и т.д.)
Одной из эффективных форм работы с родителями является проведение собраний в форме родительской гостиной, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений, на развитие коммуникативных склонностей ребёнка, познавательных процессов и креативности, произвольной сферы и обучение родителей приёмам развития ребёнка в игровой форме.
Нашей целью было формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями. Родители обменивались опытом семейного воспитания, делились информацией, писали мини-сочинения на тему «Мой ребенок – мое солнышко», определяли роли, которые ребенок играет в жизни (упражнения «Солнышко», «Цветик – семицветик», «Работа с именем»), приводили примеры взаимодействия со своим ребёнком в какой-либо деятельности, рассказывали об интересных ситуациях, своих успехах и трудностях в воспитании детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников позволило лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребёнка, что помогает взрослым глубже понять желания и переживания детей. После того, как мы стали чаще общаться, обсуждать совместные планы и работу с детьми, мы увидели, как стали меняться дети.
И нам и детям стало интереснее работать. Дети стали больше общаться, их стали чаще хвалить, так как задания стали соответствовать их возможностям и, таким образом, создавалась ситуация успеха для детей независимо от трудностей в освоении ООП.
Нами получены первые положительные результаты в работе.
В целом, обобщив данные комплексной психолого-педагогической диагностики (проводимой воспитателем, логопедом, психологом) на начало и конец года, можно сделать вывод о том, что у большинства ребят отмечается значительная динамика по преодолению метапредметных и предметных трудностей в овладении ООП.
На начало года большинство детей с ОНР испытывали в большей степени коммуникативные, познавательные, регулятивные трудности в овладении ООП.
На первом месте среди них были: неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками, неумение находить способы разрешения конфликтов, неумение передавать информацию (т.е. трудность, связанная с коммуникацией); на втором месте – неумение выражать свои мысли в общении с педагогами, трудности в осуществлении действий по образцу и заданному правилу, неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью, трудности в запоминании конфигурации знаков и символов; на третьем месте – неумение обрабатывать, анализировать и оценивать информацию.
В результате проведенной комплексной психолого-педагогической работы на конец года ряд трудностей «ушли совсем». Преодолены трудности: в неумении выражать свои мысли, видеть ошибку и исправлять её по указаниям взрослого, появилось осознание необходимости учения.
Ряд трудностей (неадекватное отношение к себе, самооценка, самопринятие, неумение выражать свои мысли в общении с педагогами и сверстниками, неумение находить способы разрешения конфликтов, неумение сопоставлять результат действий с поставленной целью, неумение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, познавательные трудности) дети стали испытывать реже.
Особенно яркая динамика отмечается с преодолением трудностей коммуникативного и познавательного плана.
Таким образом, в нашем детском саду постепенно начинает складываться система дифференцированной работы с детьми с нарушениями речи.
Первые результаты уже есть: сегодня в ДОУ разработан и успешно применяется механизм реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с общим недоразвитием речи, но многое предстоит еще сделать.
Средством для диссеминации наработанного опыта является изданные методические рекомендации «Дифференцированный подход к организации образовательной деятельности детей с ОНР в условиях группы общеразвивающего вида»/ сост.Н.Н.Болясова, Е.В.Барановская, А.Д.Яковистенко и др. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2013 . – 122 с.[4]
В настоящее время мы усовершенствовали данную систему работы, увеличили количество мероприятий, проводимых совместно с родителями, индивидуальные занятия с учителем-логопедом.
Разработали систему методической работы в образовательной организации, направленная на освоение инновационных форм работы с родителями и сопровождение деятельности педагога с детьми с ОНР.
Разработали, апробировали и внедрели педагогами в практику МБДОУ следующие инновационные методы и технологии работы с родителями воспитанников: «Университет родительских компетенций», совместные детско-родительские образовательные маршруты; «Семейное портфолио», онлайн-консультации для родителей.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Литература
1. Афонькина Ю. А. Комплексная оценка развития ребенка по программе «Успех» Волгоград, «Учитель» 2012г.
2. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушение речи у дошкольников: Сб. статей. / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.: Просвещение, 1969. – С.32-81.
3. Иванов И. И. Семейная психология. – М.: Инфра – М, 2005. – 346 с.
4.Методические рекомендации «Дифференцированный подход к организации образовательной деятельности детей с ОНР в условиях группы общеразвивающего вида»/ сост.Н.Н.Болясова, Е.В.Барановская, А.Д.Яковистенко и др. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2013 . – 122 с.
5. Никитина М. И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения //Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова
М., 2005. с.87
6. Нищева Н. В. Картотека домашних заданий для старшей группы. – СПб.,
2003.
7. Р. В. Овчарова Практическая психология в начальной школе. ТЦ «Сфера» 1996г.
8. Психолог в дошкольном учреждении под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.,2002
9. Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. под ред. Е. А. Стребелевой. М., «Просвещение».2007г
10.Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других.-М.:АСТ-ПРЕСС,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ
Статья для уастия во всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям"...
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями. «Знакомим с профессиями». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Знакомство детей с различными видами труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представление о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...
Сопровождение детей раннего возраста в ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)
Статья "Сопровождение детей раннего возрастав ходе проектной деятельности (роль педагога-психолога)"...
Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)
Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О.И. Иванникова, П.В. Ковалёва, воспитатели, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 135 г. Воронежа
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем ок...
Презентация на тему "Преемственность в организации социально-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста".
Презентация "Преемственность ДОУ и СОШ"...