Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» на 2018-2023 уч. годы
методическая разработка на тему

Утробина Елена Фархутдиновна

Актуальность темы

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_povysheniya_professionalnogo_urovnya.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33»  

Утробиной Елены Фархутдиновны на 2018-2023 уч. годы

Образование -высшее КГТУ имени А.Н.Туполева «Психолог. Преподаватель психологии»

Категория-первая

Методическая тема: «Развитие познавательных способностейу детей старшего дошкольного возраста»

сроки реализации- 1.09.2018

конец-31.08.23

Актуальность темы

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.

Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка, что определило выбор темы итоговой работы «Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса «совместная деятельность педагога и детей».

задачи:

• Расширять представления детей о "большом мире" через мультимедийные презентации.

• Систематизировать уже имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

• Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели. (мнемотаблицы)

• Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Необходимо создавать благоприятные условия для развития образных форм познания, а именно:

• Восприятия, и, прежде всего таких его видов, как целенаправленное произвольное наблюдение;

• Наглядно-образного и наглядно-схематичного мышления, как способности оперировать образами и наглядными моделями;

• Творческого воображения, фантазирования, как способности к творческому воссозданию и моделированию нового.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

Все вышеперечисленное дает возможность вести работу системно и комплексно. В основу реализации поставленных задач вошли основные направления работы с детьми.

• Познавательные занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

• Творческие задания; решение логических задач;

• Развивающие игры и упражнения; познавательные опыты;

• Анкетирование; консультационный материал (для педагогов и родителей)

Такая целенаправленная работа дает дошкольникам возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет в дальнейшем успешно адаптироваться к школьному обучению.

Цели: 
- формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.

- повышение собственного профессионального уровня

Задачи:

    - изучить общепедагогические и психологические знания с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

    - овладение достижениями психолого-педагогической науки;

    - повышение общекультурного уровня;

    - применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического           сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса

    - обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт

Изучение литературы по профессиональной самоподготовке.

1. Программа «Развитие творческого воображения Ю.Б.Гатанов»

2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогв и родителей.-М.: ВЛАДОС,2001.-256 с.: ил.

3. Ильина В.М. Развитие невербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003

4.Ильина В.М. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики.- М.: Прометей; Книголюб, 2003

5.Методика подготовки детей к школе (Психологические тесты, основные требования, упражнения), 2001

       6. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к

       социальному миру./С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие  

       занятия с дошкольниками./Л.И.Катаева.-М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-224 с.: илл

7. Гимнастика для пальчиков ребенка. - Казань, 2003

8. Шаехова Р.К. Играя- размышляем.- Казань: РИЦ «Школа», 2004.-96 с.

        9. Шаехова Р.К. Игровые технологии развития школьно-значимых

       функций у дошкольников.-Казань:РИЦ «Школа», 2006.-132 с.

      10.Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет.-

       М.:ТЦ Сфера, 2010.-96 с.

        11.О.И.Перькова, Л.И.Сазанова Интеллектуальный тренинг: методическое пособие для учителей и родителей. СПб.: Речь, 2002.

        12.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет. Садов/Л.А.ВенгерК проблеме формирования высших психических функций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.

13.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". -М.: Просвещение, 1989.

14 .Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.

15.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 - 1984.

16.Выготский Л.С. Собрание сочинений - М.: 1982. т.2

17.Галузинский В. Педагогика В. Галузинский. - К.: Вищашк., 1995. - 432 с.

18 .Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. - М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.

19 .Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ.ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991.

20 .Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1988.

21 .Помяновская Н. Дошкольная педагогика : учеб.пособ. / Н. Помяновская. - К.: Академвидав, 2006. - 465 с.

22 .Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев: Радянська школа, 1985. 128 с.

23 .Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986.

24 .Сычева В. Формирование обще учебных и специфических умений и навыков учащихся / В. Сычева // Родная школа. - 2003. - № 11. - С. 15. - 19

Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К.: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247;

25 .Урутаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999.

26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2018-2019 учебный год

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок

1.

Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

декабрь-май

2

Участие в городском конкурсе авторских программ с программой «Размышляй-ка»

декабрь

3

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

декабрь-май

4

Изготовление игры: «Волшебные слова»

январь

5

Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка»

Январь-апрель

6

Мастер класс для воспитателей по игре «Путешествие »

февраль

7

Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы»

Февраль

8

Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница»

Март

9

Семинар-практикум с воспитателями на тему: «Игры на развитие логического и образного мышления для детей дошкольного возраста» на примере игр «Путешествие», «Волшебные слова»

март

10

Изготовление карточек для детей «Продолжи логический ряд»

апрель

11

Диагностика готовности детей на к обучению в школе

май

2019-2020 учебный год

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок

1.

Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностейу детей старшего дошкольного возраста»

Сентябрь-май

2

Изготовление игры: «Разрезные картинки»

Сентябрь

3

Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Сентябрь-октябрь

май

4

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

октябрь-май

5

Исследование уровня развития детей

Сентябрь-май

6

Создание игровых карточек на игру со счетными палочками «Выставка форм»

Октябрь

7

Публикация в газете «Дошкольник» на тему: «Игра со счетными палочками «Выставка форм»»

октябрь

8

Проведение семинара- практикума для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Диагностика по методике Л.А.Ясюковой Подготовка детей к обучению в школе»: ознакомление, обсуждение

октябрь

9

Изготовление страничек психолога на каждый возраст с рекомендациями для родителей по воспитанию, обучению, развитию познавательных способностей

Ноябрь
Декабрь

10

Работа с родителями в медико-педсовета на тему: «Что такое раннее детство»

Декабрь

11

Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» с опытом работы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

декабрь

12

Изготовление игры «Поле»

Январь

13

Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка»

Январь-апрель

14

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Февраль

15

Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы»

Февраль

16

Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница»

Март

17

Публикация на сайте Конспекты уроков на тему: «Интеллектуальная викторина для детей подготовительных групп «»Умники и умницы»

Март

18

Изготовление карточек «Пифагор»

Март
Апрель

19

Экспериментальная деятельность с детьми: «Мыльные пузыри»

Апрель

20

Работа с родителями в форме общего родительского собрания на тему: «Особенности воспитания одаренного ребенка»

май

21

Изготовление плакатов «Четвертый лишний», «Опиши предмет»

Июнь

2020-2021 учебный год

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок

1.

Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностейу детей старшего дошкольного возраста»

Сентябрь-май

2

Изготовление игры: «Рассели жильцов»

Сентябрь

3

Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Сентябрь-октябрь

май

4

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

октябрь-май

5

Исследование уровня развития детей

Сентябрь-май

6

Создание игровых карточек «Графические диктанты»

Октябрь

7

Работа с родителями в форме семинара-практикума на тему: «Растим будущего первоклассника»

октябрь

8

Проведение семинара- практикума для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Диагностика стартовых возможностей будущих первоклассников»: ознакомление, обсуждение

октябрь

9

Изготовление страничек психолога на каждый возраст с рекомендациями для родителей по воспитанию, обучению, развитию познавательных способностей

Ноябрь
Декабрь

10

Работа с родителями в форме общего родительского собрания на тему: «Портрет выпускника детского сада- целевые ориентиры ФГОС ДО»

декабрь

11

Участие в городском конкурсе «Воспитатель года» с опытом работы по теме «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

декабрь

12

Изготовление игры «Поле»

Январь

13

Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка»

Январь-апрель

14

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Февраль

15

Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы»

Февраль

16

Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница»

Март

17

Изготовление карточек «Увеличь и уменьши размер фигуры»

Март
Апрель

18

Экспериментальная деятельность с детьми: «Мыльные пузыри»

Апрель

19

Изготовление плакатов «Четвертый лишний», «Опиши предмет»

Июнь

2021-2022 учебный год

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок

1

Изготовление лэпбука на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Сентябрь

2

Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Сентябрь-октябрь

май

3

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

октябрь-май

4

Исследование уровня развития детей

Сентябрь-май

5

Создание картотеки на развитие графомотороных навыков у обучающихся

Октябрь

6

Работа с родителями в форме семинара-практикума на тему: «Растим будущего первоклассника»

октябрь

7

Участие в городском конкурсе авторских пособий по познавательному развитию

октябрь

8

Проведение мастер класса для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Развитие познавательных способностей детей через познавательные игры»

октябрь

9

Изготовление памяток: «Это важно знать», «Вредные привычки», «Развиваем уверенность», «Нужные игрушки»

Ноябрь
Декабрь

10

Изготовление лэпбука на тему: «Игры на развитие мышления»

Январь

11

Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка»

Январь-апрель

12

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Февраль

13

Проведение первого тура конкурса «Умники и умницы»

Февраль

14

Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница»

Март

15

Изготовление карточек «Зрительные тренажеры»

Март
Апрель

16

Создание картотеки игр

Май

17

Изготовление плакатов «Найди отличия», «Лабиринты»

Июнь

18

Создание карточек для работы с бусами «Сложи правильно»

Июль
Август

2022-2023 учебный год

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок

1.

Изучение новой литературы по теме «Развитие познавательных способностейу детей старшего дошкольного возраста»

Сентябрь-май

2

Изготовление лэпбука на тему: «Лоические игры»

Сентябрь

3

Диагностические занятия на определение уровня развития мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения

Сентябрь-октябрь

май

4

Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных способностей.

октябрь-май

5

Исследование уровня развития детей

Сентябрь-май

6

Создание картотеки на развитие сенсорных навыков у детей

Октябрь

7

Работа с родителями в форме семинара-практикума на тему: «Растим будущего первоклассника»

октябрь

8

Проведение мастер класса для учителей начальных классов школ №14,19, 33 на тему: «Учимся-играя»

октябрь

9

Изготовление памяток: «Играйте вместе дома», «Игры за столом», «Графический диктант -как средство обучения ориентировки на листе бумаги».

Ноябрь
Декабрь

10

Работа с родителями в форме общего родительского собрания на тему: «Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности»

декабрь

11

Изготовление лэпбука на тему: «Игры на познавательно-речевое развитие»

Январь

12

Подготовка детей к городской олимпиаде «Умка»

Январь-апрель

13

Создание героев для коррекционно-развивающих занятий

Февраль

14

Подготовка и проведение первого тура конкурса «Умники и умницы»

Февраль

15

Подготовка ребенка к городскому конкурсу «Умники и умница»

Март

16

Изготовление карточек «Нарисуй как у меня»

Март
Апрель

17

Создание картотеки игр по познавательному развитию

Май

18

Изготовление плакатов «Четвертый лишний», «Опиши предмет»

Июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ №80 "Реченька" г.Набережные Челны РТ на 2011-2015 годы

Методическая тема: Развитие творческих способностей дошкольников на основе личностно-ориентированного подхода....

Индивидуальный план повышения квалификации старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 31» Колобковой Татьяны Александровны на 2020-2024 г.г.

В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Детский сад № 4» на межаттестационный период 2012-2016 г.г. Мустафиной Гузалии Хазиповны

Работа по теме самообразования начата 01.01.2012г.Предполагается завершение 30.12.2016 г.Тема самообразования: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровые технологи»...

Индивидуальный план повышения квалификации учителя - логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»НМР РТ на 2018-2021 г.г.

Индивидуальный план повышения квалификации учителя - логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»НМР РТ на 2018-2021 г.г....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ "Детский сад №9 "Ёлочка" г. Нурлат Республики Татарстан"

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....