Мастер-класс педагога-психолога Гайнутдиновой Л.С. для педагогов ДОУ «Элементы развития зрительного восприятия (памяти) и ЗМК»
методическая разработка по психологии
Демонстрация педагогам ДОУ варианты приёмов и способов развития (тренировку) зрительного восприятия и ЗМК у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2019-2020_po_zmk.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 423 г. Челябинска»
ул. Шенкурская, 11-а, 454084, г. Челябинск, тел.: 791-99-06, 791-28-81, mdou423@mail.ru
В рамках дня открытых дверей МБДОУ №423
Мастер-класс педагога-психолога Гайнутдиновой Л.С. для педагогов «Элементы развития зрительного восприятия (памяти) и ЗМК»
14.05.2020 года в 13.15-13.45ч.
Цель: демонстрация педагогам ДОУ приёмы и способы развития зрительного восприятия и ЗМК у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать память, зрительное внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.
- Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Ход мастер – класса
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, ЗМК (мелкой пальцевой моторики). Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается
и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:
Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов движения
- органов познания
- аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).
Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.
Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Разрезные картинки – тренировка целостности восприятия и ЗМК. Картинки индивидуально детям предлагать, разной сложности и конфигурации.
Контуры (тени, силуэты) и лабиринты– тренировка и развитие зрительного внимания и концентрации.
Конструирование из палочек, «Танграм»и графические диктанты.
-развитие и тренировка ЗМК.
Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.
В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.
Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!
Практическая часть мастер-класса.
Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Статические упражнения:
- “Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
- “Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
- “Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
- “Заяц”: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
- “Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
- Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.
- Упражнения, направленные на координацию движения:
“Ножницы-собака-лошадь”;
“Гусь-курица-петух”;
“Кулак – ребро – ладонь”;
“Зайчик – коза – вилка”.
Выход: педагогам групп рекомендовано пополнить предметно-развивающую среду пособиями для индивидуальной и подгрупповой деятельности по возрасту детей, направленными на тренировку и развитие зрительного внимания и ЗМК.
- приобрести достаточное количество счетных палочек и оформить схемы для конструирования;
- оформить на отдельных листах различные силуэты, контуры, тени, лабиринты ;
- оформить различные по сложности разрезные картинки (тематика «рыбы» обязательна);
- обновить и пополнить картотеки пальчиковых гимнастик и кинезиологических упражнений по возрасту детей. Активно проводить с детьми индивидуально и по подгруппам.
Мастер-класс подошел к концу. Спасибо, что посетили! Успехов ВАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного мероприятия по развитию зрительного восприятия у детей с амблиопией и косоглазием (с использованием здоровьесберегающей технологии :элементов зрительной гимнастики по Э. С. Аветисову)
Конспект коррекционного занятия...
Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
В материале даны конкретные методические рекомендации для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...
Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей....
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....
Мастер - класс для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»
Материал будет полезен родителям и педагогам....
Мастер класс для воспитателей "Субъект - субъектное взаимодействия детей и педагогов в процессе развития ребёнка"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 76 г. Челябинска»ул. Котина, 50; конт. тел. 772-86-29, e-mail: sadik.76@yandex.ru...
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды...