Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация
Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patologiya_zreniya_3_buklet.docx | 240.69 КБ |
rekomendatsii_pedagogam_dou_2_buklet.docx | 46.46 КБ |
rekomentatsii_pedagogam_dou_1_buklet.docx | 252.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Составители:
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 4
Красильникова Светлана Георгиевна
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 4
Шнайдер Жанна Николаевна
Патология органа зрения, этиология, механизм, классификация.
Волчанский городской округ
2020 год
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребёнка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, ограничивает его возможность заниматься многими видами деятельности. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Зрительно - пространственные представления имеют особо важное значение для ребёнка в процессе обучения в школе, так как овладение буквами и цифрами, изучение географии предполагают определённый уровень развития этих представлений.
Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность.
Структурно и функционально зрительный анализатор - самый сложный и наиболее совершенный орган, который тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализатором и образует с ними сложные динамические системы связей.
Зрительный анализатор состоит из:
- периферического отдела (глаз, веки, слёзные органы);
- проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования);
- и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).
Строение зрительного анализатора
Периферический отдел - глазное яблоко состоит из трёх оболочек: наружной (мышцы, вращающие глазное яблоко и передняя прозрачная часть роговица), средней (кровеносные сосуды, радужка и зрачок) и внутренней (сетчатка – палочки и колбочки, стекловидное тело и зрительный нерв, соединяющий периферический отдел с центральным). Роговица, хрусталик и стекловидное тело являются сложной оптической преломляющей системой глаза и нормальное её функционирование обеспечивает правильную рефракцию, когда лучи от объекта преломляются на сетчатке и предмет воспринимается правильно.
Глаза новорожденного к моменту рождения анатомически почти сформировались. Но развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось (их меньше и длина короче, чем у взрослых), так же меньше ширина зрачков при среднем освещении. С постепенными структурными изменениями на всех уровнях зрительного анализатора происходит развитие различных функций глаза и меняется его взаимодействие с другими анализаторами.
Врождённые и приобретённые нарушения зрительного анализатора
Врождённые могут быть вызваны воздействием на анализатор патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и др. инфекции) или генетические факторы (микрофтальм, анофтальм).
Самой распространённой формой врождённого изменения органа зрения является катаракта-помутнение хрусталика. Так же к врождённым заболеваниям относится пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), которая характеризуется сужением поля зрения до полной потери и астигматизм - аномалия рефракции. Встречаются нарушения зрения, обусловленные врождёнными доброкачественными мозговыми опухолями.
Опасны тяжёлые заболевания матери в ранний период беременности, когда у плода формируются органы зрения.
Врождённым заболеванием является дальтонизм - нарушение цветоощущения, которое передаётся через поколение по женской линии. Способов лечения такого нарушения нет, но способность различать цвета по степени яркости постепенно можно развить.
Приобретённые аномалии зрительного анализатора: внутриглазные и внутричерепные кровоизлияния, родовые травмы головы, травматические повреждения мозга. Приобретённая катаракта нередко бывает травматического происхождения. А так же приобретённые заболевания: глаукома (повышение внутриглазного давления), атрофия зрительного нерва (нарушение связи между между сетчаткой глаза и зрительными центрами),
заболевания, вызванные заболеваниями центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа.
Данные заболевания часто вызывают прогрессирование нарушения зрительного анализатора: резкое падение уровня зрения - близорукость и дальнозоркость. При близорукости лучи преломляются перед сетчаткой, а при дальнозоркости преломление происходит позади сетчатки. Дальнозоркость встречается реже, чем близорукость. При нарушении санитарно - гигиенических правил (низкая освещённость и перегрузки), близорукость может увеличиваться. С возрастом глаз ребёнка увеличивается в диаметре и к 3 годам достигает 94% диаметра глаза взрослого. К этому сроку уменьшается детская дальнозоркость.
Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения: косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое.
Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся и расходящимся, односторонним, альтернирующим, перемежающимся. К появлению содружественного косоглазия может привести заболевание центральной нервной системы, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата.
Паралитическое косоглазие возникает при параличе или парезе мышцы глаза. Глаз косит в сторону парализованной мышцы. Это возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций и кровоизлияний.
Косоглазие - у детей чаще всего появляется на 2 - 3 году жизни, иногда становится заметным после перенесённого тяжёлого заболевания или испуга. Косоглазие - это не только косметический дефект, но и функциональный недостаток. При возникновения косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестаёт функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что сказывается неблагоприятно на познавательную деятельность ребёнка. Поэтому очень важно своевременно выявлять косоглазие и организовать лечебно -восстановительную и коррекционную работу с ребёнком.
Нистагм - представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Различают физиологический и патологический нистагмы.
Одной из форм физиологического нистагма является оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся объектов.
Оптокинетический нистагм обычно наблюдается у детей 4 -5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.
У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм. Причиной становится патология внутриутробного развития, патологии при родах и послеродовом периоде.
Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации и конвергенции. Недостаточность освещения в помещениях , заболевания центральной нервной системы, травмы глаза, послеоперационная афакия могут вызвать спазм аккомодации.
Конвергенция может нарушаться при аномалиях рефракции и приводить к нарушениям бинокулярного зрения.
Следуя рекомендациям офтальмолога, правильно организуя коррекционно - развивающую работу и соблюдая режим зрительных и физических нагрузок, проведение лечения сопутствующих заболеваний и использование компенсаторных возможностей других анализаторов, возможно сохранение, а в некоторых случаях даже улучшение функций органа зрения.
Список литературы
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.- метод. пособие для учителя. - М.:Просвещение,1990.- 223 с.
- Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед.ин - тов.- М.: Просвещение,1991.-143 с.
Глоссарий
1. Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения (функциональное нарушение).
2. Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое.
3. Нистагм глазной - ритмическое подёргивание глазных яблок в ту или иную сторону.
4. Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.
5. Микрофтальм - значительное уменьшение в размере глазного яблока.
6. Близорукость или миопия - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.
7. Дальнозоркость – особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображение далёких предметов фокусируется за сетчаткой.
8. Астигматизм - сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.
9. Катаракта - физиологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика и вызывающее расстройство зрения до полной утраты.
10. Дегенерация сетчатки (дистрофия) - вызывается нарушением в сосудистой системе глаза (при сахарном диабете, при близорукости).
11. Слабовидящие дети - дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.
12. Слепые дети – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения - от 0 до 0,04 максимально на лучшем видящем глазу с применением очков.
13. Аккомодация глаза - приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.
14. Конвергенция - процесс сведения зрительных осей до их пересечения в точке фиксации при рассматривании близких предметов.
15. Плеоптическое лечение - лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.
16. Афакия - отсутствие в глазу хрусталика.
17. Глаукома - хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления.
18. Рефракция - преломляющая способность глаза.
19. Ахромазия - тяжёлая форма расстройства цветового зрения, полная потеря способности различать цвета.
Предварительный просмотр:
Составители:
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 4
Красильникова Светлана Георгиевна
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 4
Шнайдер Жанна Николаевна
Рекомендации педагогам ДОУ
Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза.
у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.
Волчанский городской округ
2020 год
Правила проведения упражнений
Чередование комплексов через одну - две недели. Противопоказаны после операций следующие упражнения (комплекс 3 - 1 упражнение; комплекс 6 - 3 упражнение, противопоказано при глаукоме, близорукости высокой степени, подвывихом хрусталика, ретинобластомой; комплекс 5 - 1 упражнение не следует рекомендовать детям с подвывихом хрусталика или проводить его не более 2 - 3раз.
Комплекс I – способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.
- И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с. (5 - 6 раз подряд).
- И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 - 4 раза).
- И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 - 3 с. (3 - 4 раза).
- И.п. сидя: быстрое моргание в течение 1 - 2 мин.
- И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 - 4 мин.
Комплекс II – способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.
- И.п. стоя:
- смотреть прямо перед собой 2 - 3 с.;
- поставить указательный палец на расстоянии 25 - 30 см. от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3-5 с., опустить руку, повторять 4 - 5 раз.
- И.п.стоя. ноги на ширине плеч:
- опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
- поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
- опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
- поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (повторить 3 - 4 раза)
- И.п. стоя у окна:
- посмотреть на вершины деревьев перед окном;
- перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
- отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;
- назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).
Комплекс III – улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение, совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.
- И.п. сидя:
- тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1 - 2 с.
- снять пальцы (повторить 3 - 5 раз).
- И.п. сидя:
- вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;
- медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (повторить 3 - 4 раза).
- И.п. стоя, голова неподвижна:
- отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;
- медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;
- повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 - 5 раз).
Комплекс IV – способствует улучшению координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.
1.
- поднять глаза вверх;
- опустить глаза;
- повернуть глаза в правую сторону;
- повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 - 4 раза).
2.
- поднять глаза вверх;
- сделать ими круговое движение по часовой стрелке;
- сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 - 3 раза).
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч:
- посмотреть на носок левой ноги;
- поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;
- опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;
- поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке (повторить 2 - 3 раза).
Комплекс V – улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
- И.п. сидя на полу:
- ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;
- повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине (повторить 2 раза).
- И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально перед собой:
- отвести руки в стороны (отпустить палку) и успеть ее поддержать;
- попеременное перехватывание палки одной рукой, другая рука отведена в сторону (повторить 3 - 4 раза)
- И.п. стоя:
- «спрячь глазки» (зажмуриться);
- «у кого глазки больше» (широко открыть, выпучить, можно выполнять перед зеркалом).
Комплекс VI – способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.
- И.п. стоя, руки с мячом внизу:
- поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;
- опустить мяч;
- поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;
- опустить мяч;
- поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;
- опустить мяч.
- И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:
- качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за мячом (повторить 5 - 6 раз).
- И.п. стоя, руки с мячом внизу:
- медленное круговое вращение сверху вниз в правую сторону;
- вращение в левую сторону, следить за направлением движения мяча (повторить 4 - 5 раз).
- И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:
- поднести мяч к носу;
- отвести в исходное положение, прослеживать глазами за движением мяча (повторить 4 - 5 раз).
Предварительный просмотр:
Составители:
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 4
Красильникова Светлана Георгиевна
- Учитель - логопед
высшей квалификационной категории МБДОУ № 4
Шнайдер Жанна Николаевна
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей
младшего дошкольного возраста
с нарушением зрения
Волчанский городской округ
2020 год
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия:
- Трудности при опознавании рисунков и предметов (замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения).
- Трудности в осмысливании содержания рисунка.
- Нарушается восприятие пространственных отношений между изображёнными предметами и глубины пространства (у детей с косоглазием).
- Снижается скорость зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, букв - замедленность и фрагментарность (при атрофии зрительных нервов, дегенерации жёлтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме).
- Трудности в восприятии величины предметов (у детей с сужением поля зрения возникают трудности с одномоментным обозрением средств наглядности (соскальзывание взгляда с контура предмета или рисунка).
- Трудности в глазомерной оценке пропорций предметов, протяжённости и расстояний (у детей с нистагмом).
- Ослабление восприятия красного, зелёного и синего цветов.
- Трудности восприятия движения (нарушение остроты зрения, поля зрения, нарушение глазодвигательных функций зрительной системы).
Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды в группе.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия направлена на решение следующих задач:
- различать и называть форму геометрических фигур и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел, соотносить и находить их форму в реальных объёмах предметов в окружающем мире;
- различать и называть основные цвета и соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, находить предметы определённого цвета в пространстве, называть и сравнивать по цвету с изображением на картинке;
- соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному и контурному изображению;
- различать и сравнивать величину предметов, сравнивать зрительно величину предметов путём наложения, находить предметы определённого размера в большом пространстве, группировать предметы по величине;
- соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины.
Правила проведения коррекционно - развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:
- проводить коррекционную работу со всеми категориями детей с остротой зрения, превышающей 0,01;
- освещённость рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне или её повышение - светобоязнь);
- поза ребёнка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;
- оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала на столе 20 - 30см
- недопущение зрительного утомления детей (длительность зрительной работы 5 - 7 минут, в перерывах для отдыха - визуальная фиксация удалённых предметов, способствующая уменьшению напряжения аккомодации (приспособляемости глаза).
Требования к материалам и пособиям, используемым при коррекционно - развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:
- размер наглядности для фронтальной работы до 15 - 20 см, для индивидуальной работы 1 - 5 см. (строго соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка);
- использование фонов для улучшения зрительного восприятия при демонстрации объектов: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%.Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают тёмные объекты на светлом фоне, чем светлые на тёмном, а также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, чем контурные, фон должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств;
- материалы и пособия должны быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета, способствующие растормаживанию колбочкового аппарата глаз, остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета);
- материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность,чёткое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира;
- в изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий);
- обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (чёткая перспектива);
- не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий);
- материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетически оформлены, вызывать у ребёнка желание играть и заниматься с ними;
Условия демонстрации объектов:
- использование подставок, позволяющих рассмотреть объект в вертикальном положении;
- постоянное использование указки
- размещение на коврографе или фланелеграфе предметы от 10 до 15 см. в количестве не более 8 - 10 штук, а объекты размером 20 - 25 см. от 3 до 5 штук одновременно, размещать так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а были видны по отдельности;
- ребёнок при показе объекта должен находиться у доски или фланелеграфа со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз - справа);
- педагог должен находиться у доски справа, лицом к детям;
- некоторые объекты могут быть обведены чёрным цветом по контуру;
- образцы для показа должны быть в 2 - 2,5 раза больше детских работ, а мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.
- листы для рисования для слабовидящих детей в 2 раза меньше, чем для остальных(1/2 альбомного листа);
- для рисования используют как общую, так и индивидуальную натуру;
- при рассматривании объекта или картины, детей следует рассаживать так: в 2 - 3 ряда соблюдая право - левостороннюю окклюзию глаз; полукругом; «каре»; параллельно: справа и слева от педагога по одному ряду детей.
Во всех случаях учитывается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия, Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первый стол так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал демонстрации предъявляется не далее 1 метра от глаз. Необходим дополнительный показ предмета на чёрно - белом, зелёном (успокаивающем), коричневом (спокойном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы его можно было лучше рассмотреть во всех деталях.
Список литературы
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.- метод. пособие для учителя.-М.:Просвещение,1990.- 223 с.
2. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно - двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения: (Из опыта работы): [Авт.- тифлопедагог дошкол. образоват. учреждения N 1078] // Дефектология.- 1998.- N 4.- С. 72-79.
3. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Старшая группа / авт.-сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"
Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....
Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....
Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».
Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1. Активизировать зрительные функции.2....
НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»
Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"
Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....
НОД по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Посуда»
Тема: «Посуда»Вид занятия: комбинированное занятие.Возраст: 5-6 лет.Форма: подгрупповое занятие.Задачи:Коррекционно-развивающие:- обогащение опыта выполнения сенсорных операций (визуальное...