Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения
консультация

Шнайдер Жанна Николаевна

Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители:

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Красильникова Светлана Георгиевна

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Шнайдер Жанна Николаевна

Патология органа зрения, этиология, механизм, классификация.

Волчанский городской округ

2020 год

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребёнка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, ограничивает его возможность заниматься многими видами деятельности. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Зрительно - пространственные представления имеют особо важное значение для ребёнка в процессе обучения в школе, так как овладение буквами и цифрами, изучение географии предполагают определённый уровень развития этих представлений.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность.

Структурно и функционально зрительный анализатор - самый сложный и наиболее совершенный орган, который тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализатором и образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из:

  • периферического отдела (глаз, веки, слёзные органы);
  • проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования);
  •  и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Строение зрительного анализатора

Периферический отдел - глазное яблоко состоит из трёх оболочек: наружной (мышцы, вращающие глазное яблоко и передняя прозрачная часть роговица), средней (кровеносные сосуды, радужка и зрачок) и внутренней (сетчатка – палочки и колбочки, стекловидное тело и зрительный нерв, соединяющий периферический отдел с центральным). Роговица, хрусталик и стекловидное тело являются сложной оптической преломляющей системой глаза и нормальное её функционирование обеспечивает правильную рефракцию, когда лучи от объекта преломляются на сетчатке и предмет воспринимается правильно.

Глаза новорожденного к моменту рождения анатомически почти сформировались. Но развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось (их меньше и длина короче, чем у взрослых), так же меньше ширина зрачков при среднем освещении. С постепенными структурными изменениями на всех уровнях зрительного анализатора происходит развитие различных функций глаза и меняется его взаимодействие с другими анализаторами.

Врождённые и приобретённые нарушения зрительного анализатора

Врождённые могут быть вызваны воздействием на анализатор патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и др. инфекции) или генетические факторы (микрофтальм, анофтальм).

Самой распространённой формой врождённого изменения органа зрения является катаракта-помутнение хрусталика. Так же к врождённым заболеваниям относится пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), которая характеризуется сужением поля зрения до полной потери и астигматизм - аномалия рефракции. Встречаются нарушения зрения, обусловленные врождёнными доброкачественными мозговыми опухолями.

Опасны тяжёлые заболевания матери в ранний период беременности, когда у плода формируются органы зрения.

Врождённым заболеванием является дальтонизм - нарушение цветоощущения, которое передаётся через поколение по женской линии. Способов лечения такого нарушения нет, но способность различать цвета по степени яркости постепенно можно развить.

Приобретённые аномалии зрительного анализатора: внутриглазные и внутричерепные кровоизлияния, родовые травмы головы, травматические повреждения мозга. Приобретённая катаракта нередко бывает травматического происхождения. А так же приобретённые заболевания: глаукома (повышение внутриглазного давления), атрофия зрительного нерва (нарушение связи между между сетчаткой глаза и зрительными центрами),

заболевания, вызванные заболеваниями центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа.

Данные заболевания часто вызывают прогрессирование нарушения зрительного анализатора: резкое падение уровня зрения - близорукость и дальнозоркость. При близорукости лучи преломляются перед сетчаткой, а при дальнозоркости преломление происходит позади сетчатки. Дальнозоркость встречается реже, чем близорукость. При нарушении санитарно - гигиенических правил (низкая освещённость и перегрузки), близорукость может увеличиваться. С возрастом глаз ребёнка увеличивается в диаметре и к 3 годам достигает 94% диаметра глаза взрослого. К этому сроку уменьшается детская дальнозоркость.

Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения: косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое.

Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся и расходящимся, односторонним, альтернирующим, перемежающимся. К появлению содружественного косоглазия может привести заболевание центральной нервной системы, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата.

Паралитическое косоглазие возникает при параличе или парезе мышцы глаза. Глаз косит в сторону парализованной мышцы. Это возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций и кровоизлияний.

Косоглазие - у детей чаще всего появляется на 2 - 3 году жизни, иногда становится заметным после перенесённого тяжёлого заболевания или испуга. Косоглазие - это не только косметический дефект, но и функциональный недостаток. При возникновения косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестаёт функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что сказывается неблагоприятно на познавательную деятельность ребёнка. Поэтому очень важно своевременно выявлять косоглазие  и организовать лечебно -восстановительную и коррекционную работу с ребёнком.

Нистагм - представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Различают физиологический и патологический нистагмы.

Одной из форм физиологического нистагма является оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся объектов.

Оптокинетический нистагм обычно наблюдается у детей 4 -5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.

У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм. Причиной становится патология внутриутробного развития, патологии при родах и послеродовом периоде.

Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации и конвергенции. Недостаточность освещения в помещениях , заболевания центральной нервной системы, травмы глаза, послеоперационная афакия могут  вызвать спазм аккомодации.

Конвергенция может нарушаться при аномалиях рефракции и приводить к нарушениям бинокулярного зрения.

Следуя рекомендациям офтальмолога, правильно организуя коррекционно - развивающую работу и соблюдая режим зрительных и физических нагрузок, проведение лечения сопутствующих заболеваний и использование компенсаторных возможностей других анализаторов, возможно сохранение, а в некоторых случаях даже улучшение функций органа зрения.

Список литературы

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.- метод. пособие для учителя. - М.:Просвещение,1990.- 223 с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед.ин - тов.- М.: Просвещение,1991.-143 с.

Глоссарий

1.        Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения (функциональное нарушение).

2.        Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое.

3.        Нистагм глазной - ритмическое подёргивание глазных яблок в ту или иную сторону.

4.        Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.

5.        Микрофтальм - значительное уменьшение в размере глазного яблока.

6.        Близорукость или миопия - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

7.        Дальнозоркость – особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображение далёких предметов фокусируется за сетчаткой.

8.        Астигматизм - сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.

9.        Катаракта - физиологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика и вызывающее расстройство зрения до полной утраты.

10.        Дегенерация сетчатки (дистрофия) - вызывается нарушением в сосудистой системе глаза (при сахарном диабете, при близорукости).

11.        Слабовидящие дети - дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.

12.        Слепые дети – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения - от 0 до 0,04 максимально на лучшем видящем глазу с применением очков.

13.        Аккомодация глаза - приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.

14.        Конвергенция - процесс сведения зрительных осей до их пересечения в точке фиксации при рассматривании близких предметов.

15.        Плеоптическое лечение - лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

16.        Афакия - отсутствие в глазу хрусталика.

17.        Глаукома - хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления.

18.        Рефракция - преломляющая способность глаза.

19.        Ахромазия - тяжёлая форма расстройства цветового зрения, полная потеря способности различать цвета.



Предварительный просмотр:

Составители:

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Красильникова Светлана Георгиевна

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Шнайдер Жанна Николаевна

Рекомендации педагогам ДОУ

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаза.

у детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

Волчанский городской округ

2020 год

Правила проведения упражнений

Чередование комплексов через одну - две недели. Противопоказаны после операций следующие упражнения (комплекс 3 - 1 упражнение; комплекс 6 - 3 упражнение, противопоказано при глаукоме, близорукости высокой степени, подвывихом хрусталика, ретинобластомой; комплекс 5 - 1 упражнение не следует рекомендовать детям с подвывихом хрусталика или проводить его не более 2 - 3раз.

Комплекс I – способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

  1. И.п. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с. (5 - 6 раз подряд).
  2. И.п. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 - 4 раза).
  3. И.п. сидя: вращение глазами по кругу по 2 - 3 с. (3 - 4 раза).
  4. И.п. сидя: быстрое моргание в течение 1 - 2 мин.
  5. И.п. стоя перед окном: смотреть вдаль 3 - 4 мин.

Комплекс II – способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаза.

  1. И.п. стоя:
  • смотреть прямо перед собой 2 - 3 с.;
  • поставить указательный палец на расстоянии 25 - 30 см. от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3-5 с., опустить руку, повторять 4 - 5 раз.
  1. И.п.стоя. ноги на ширине плеч:
  • опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
  • поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
  • опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
  • поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты (повторить 3 - 4 раза)
  1. И.п. стоя у окна:
  • посмотреть на вершины деревьев перед окном;
  • перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
  • отыскать и проследить за летящей птицей или самолетом;
  • назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге (2 раза).

Комплекс III – улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение, совершенствует координацию в горизонтальной плоскости.

  1. И.п. сидя:
  • тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко соответствующего глаза и подержать 1 - 2 с.
  • снять пальцы (повторить 3 - 5 раз).
  1. И.п. сидя:
  • вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица;
  • медленно приближать палец, не сводя с него взгляда (повторить 3 - 4 раза).
  1. И.п. стоя, голова неподвижна:
  • отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону;
  • медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами;
  • повторить в обратную сторону (делать упражнение 4 - 5 раз).

Комплекс IV – способствует улучшению координации движения глаз и головы, развитию сложных движений, повышает устойчивость вестибулярных реакций.

1.

  • поднять глаза вверх;
  • опустить глаза;
  • повернуть глаза в правую сторону;
  • повернуть глаза в левую сторону (повторить 3 - 4 раза).

2.

  • поднять глаза вверх;
  • сделать ими круговое движение по часовой стрелке;
  • сделать ими круговое движение против часовой стрелки (повторить 2 - 3 раза).

3.        И.п. стоя, ноги на ширине плеч:

  • посмотреть на носок левой ноги;
  • поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке;
  • опустить голову, посмотреть на носок правой ноги;
  • поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке (повторить 2 - 3 раза).

Комплекс V – улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. И.п. сидя на полу:
  • ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади;
  • повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные в середине (повторить 2 раза).
  1. И.п. стоя, руки на палке, поставленной вертикально перед собой:
  • отвести руки в стороны (отпустить палку) и успеть ее поддержать;
  • попеременное перехватывание палки одной рукой, другая рука отведена в сторону (повторить 3 - 4 раза)
  1. И.п. стоя:
  • «спрячь глазки» (зажмуриться);
  • «у кого глазки больше» (широко открыть, выпучить, можно выполнять перед зеркалом).

Комплекс VI – способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений мышц глаза, восстановлению кровообращения в области мышц глаза.

  1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:
  • поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;
  • опустить мяч;
  • поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;
  • опустить мяч;
  • поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;
  • опустить мяч.
  1. И.п. стоя, руки с мячом вытянуты вперед:
  • качание рук влево, вправо с отслеживанием глазами за мячом (повторить 5 - 6 раз).
  1. И.п. стоя, руки с мячом внизу:
  • медленное круговое вращение сверху вниз в правую сторону;
  • вращение в левую сторону, следить за направлением движения мяча (повторить 4 - 5 раз).
  1. И.п. стоя, мяч в вытянутых руках. Сгибание рук:
  • поднести мяч к носу;
  • отвести в исходное положение, прослеживать глазами за движением мяча (повторить 4 - 5 раз).


Предварительный просмотр:

Составители:

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Красильникова Светлана Георгиевна

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Шнайдер Жанна Николаевна

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей

младшего дошкольного возраста

 с нарушением зрения

Волчанский городской округ

2020 год

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия:

  • Трудности при опознавании  рисунков и предметов (замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения).
  • Трудности в осмысливании содержания рисунка.
  • Нарушается восприятие пространственных отношений между изображёнными предметами и глубины пространства (у детей с косоглазием).
  • Снижается скорость зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, букв - замедленность и фрагментарность (при атрофии зрительных нервов, дегенерации жёлтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме).
  • Трудности в восприятии величины предметов (у детей с сужением поля зрения возникают трудности с одномоментным обозрением средств наглядности (соскальзывание взгляда с контура предмета или рисунка).
  • Трудности в глазомерной оценке пропорций предметов, протяжённости и расстояний (у детей с нистагмом).
  • Ослабление восприятия красного, зелёного и синего цветов.
  • Трудности восприятия движения (нарушение остроты зрения, поля зрения, нарушение глазодвигательных функций зрительной системы).

Одним из основных условий гармоничного развития детей с нарушением зрения  является правильная организация педагогического процесса и создание оптимальной развивающей предметно - пространственной среды в группе.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия направлена на решение следующих задач:

  • различать и называть форму геометрических фигур и соотносить их с формой плоскостных изображений и объёмных геометрических тел, соотносить и находить их форму в реальных объёмах предметов в окружающем мире;
  • различать и называть основные цвета и соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов, находить предметы определённого цвета в пространстве, называть и сравнивать по цвету с изображением на картинке;
  • соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному и контурному изображению;
  • различать и сравнивать величину предметов, сравнивать зрительно величину предметов путём наложения, находить предметы определённого размера в большом пространстве, группировать предметы по величине;
  • соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины.

Правила проведения коррекционно - развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:

  • проводить коррекционную работу со всеми категориями детей с остротой зрения, превышающей 0,01;
  • освещённость рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями реактивности зрительной системы (снижение чувствительности к свету в надпороговом диапазоне или её повышение - светобоязнь);
  • поза ребёнка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;
  • оптимальное расстояние от глаз до наглядного материала на столе 20 - 30см
  • недопущение зрительного утомления детей (длительность зрительной работы 5 - 7 минут, в перерывах для отдыха - визуальная фиксация удалённых предметов, способствующая уменьшению напряжения аккомодации (приспособляемости глаза).

Требования к материалам и пособиям, используемым при коррекционно - развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением зрения:

  • размер наглядности для фронтальной работы до 15 - 20 см, для индивидуальной работы 1 - 5 см. (строго соответствовать показателям зрительных возможностей ребёнка);
  • использование фонов для улучшения зрительного восприятия при демонстрации объектов: контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть от 60 до 100%.Отрицательный контраст предпочтительней, так как дети лучше различают тёмные объекты на светлом фоне, чем светлые на тёмном, а также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, чем контурные, фон должен быть разгружен, без лишних деталей, затрудняющих восприятие предмета (объекта) и его качеств;
  • материалы и пособия должны быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются  красный, оранжевый, жёлтый, зелёный цвета, способствующие растормаживанию колбочкового аппарата глаз, остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета);
  • материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность,чёткое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира;
  • в изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий);
  • обязательно выделение ближнего, среднего, дальнего планов (чёткая перспектива);
  • не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий);
  • материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетически оформлены, вызывать у ребёнка желание играть и заниматься с ними;

Условия демонстрации объектов:

  • использование подставок, позволяющих рассмотреть объект в вертикальном положении;
  • постоянное использование указки
  • размещение на коврографе или фланелеграфе предметы от 10 до 15 см. в количестве не более 8 - 10 штук, а объекты размером 20 - 25 см. от 3 до 5 штук одновременно, размещать так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а были видны по отдельности;
  • ребёнок при показе объекта должен находиться у доски или фланелеграфа со стороны открытого глаза (заклеен правый глаз - слева, заклеен левый глаз - справа);
  • педагог должен находиться у доски справа, лицом к детям;
  • некоторые объекты могут быть обведены чёрным цветом по контуру;
  • образцы для показа должны быть в 2 - 2,5 раза больше детских работ, а мелкие детали показываются дополнительно в крупном размере.
  • листы для рисования для слабовидящих детей в 2 раза меньше, чем для остальных(1/2 альбомного листа);
  • для рисования используют как общую, так и индивидуальную натуру;
  • при рассматривании объекта или картины, детей следует рассаживать так: в 2 - 3 ряда соблюдая право - левостороннюю окклюзию глаз; полукругом; «каре»; параллельно: справа и слева от педагога по одному ряду детей.

Во всех случаях учитывается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия, Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4) следует сажать за первый стол так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал демонстрации предъявляется не далее 1 метра от глаз. Необходим дополнительный показ предмета на чёрно - белом, зелёном (успокаивающем), коричневом (спокойном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы его можно было лучше рассмотреть во всех деталях.

Список литературы

1.        Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.- метод. пособие для учителя.-М.:Просвещение,1990.- 223 с.

2.        Иванова Н.Н. Коррекция зрительно - двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения: (Из опыта работы): [Авт.- тифлопедагог дошкол. образоват. учреждения N 1078] // Дефектология.- 1998.- N 4.- С. 72-79.

3.        Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л. И. Плаксиной. Старшая группа / авт.-сост. Е. А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 94 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»

Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"

Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....

НОД по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Посуда»

Тема: «Посуда»Вид занятия: комбинированное занятие.Возраст: 5-6 лет.Форма: подгрупповое занятие.Задачи:Коррекционно-развивающие:- обогащение опыта выполнения сенсорных операций (визуальное...