Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по психологии
Развитие познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью слайдовых презентаций и настольных дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы обучения и воспитания, способствующей полноценному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время развитие познавательной активности является актуальным вопросом в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативы [1]. Ввиду того, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, наблюдается более позднее развитие всех когнитивных функций, эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации, поэтому целесообразно создать развивающие условия для формирования познавательной активности [2]. Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. Слайдовые презентации и настольные дидактические игры в обучении детей с ограниченными возможностями являются эффективными приёмами развития познавательной активности и имеют свои положительные стороны. Это визуальный ресурс, который помогает педагогу излагать новый материал живо и увлекательно. Слайдовые презентации и настольные дидактические игры значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребенка.
Для развития методической базы и создания условий по развитию познавательной активности разработаны и апробированы слайдовые презентации и настольные дидактические игры. Слайдовые презентации представлены в виде дидактической игры «Четвёртый лишний» по темам: «Профессии», «Домашние и дикие животные», «Фрукты-овощи», «Чувства сказочных героев», «Обувь-одежда», «Мебель-техника». Данные игры в виде слайдовых презентаций развивают познавательную активность, логическое мышление, зрительное восприятие, умение выделять категории и производить вербальное обобщение. Слайдовая презентация «Домашние и дикие животные» позволяет уточнить знания ребенка о классификации животных, конкретизировать название животного и его детёныша. Например, слайд с изображением лошади, котёнка, щенка и козлёнка, акцентирует внимание детей на различие взрослого домашнего животного и детёныша через развитие операции мышления сравнения. Слайдовая презентация «Профессии» позволяет детям ориентироваться в многообразии профессий. Так слайд с изображением лётчика, космонавта, таксиста и стюардессы позволяет уточнить категории профессий по виду транспорта. Представленные дидактические игры можно применять педагогам на занятиях по лексическим темам, таким как «Транспорт», «Обувь», «Фрукты», «Домашние животные» и др. Настольные дидактические игры в виде игры «Четвёртый лишний» представлены набором карточек, где на каждой карточке изображено четыре предмета, из которых три предмета связаны общим признаком, а четвёртый лишний.
Для достижения конкретных развивающих и коррекционных задач были созданы дидактические игры, которые представлены в виде настольных и электронных игр. Дидактическая игра «Угадай пословицу» развивает умение узнавать пословицу по картинке, понимать смысл таких пословиц, как «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Крепкую дружбу и топором не вырубишь». Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» направлена на развитие логического мышления, понимания причинно-следственных отношений. Набор включает серии из трёх сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом, где ребенку предлагается положить картинки в правильной последовательности, а затем придумать и рассказать историю. Дидактическая игра «Разгадай ребус» развивает логическое мышление, способствует формированию умения разгадывать ребусы. Дидактическая игра «Обобщение» развивает мыслительные операции обобщение и классификацию, является вариантом уточнения родовых понятий и слов-обобщений, таких как фрукты, овощи, обувь, транспорт, одежда и др., сочетается с использованием слайдовых презентаций. Каждая серия сосотоит из пяти картинок, где одна картинка содержит обобщающее понятие, четыре остальных картинки конкретизируют данное обобщающее понятие.
Настольная дидактическая игра «Ассоциации» способствует развитию умения сосотавлять логические цепочки – ассоциации через подбор логически связанных между собой картинок, например, помидор, огород, морковь; плот, корабль, лодка; звонок, школа, рюкзак. Дидактическая игра «Сундучок историй» развивает вербально-логическое мышление, монологическую и связную речь. В данной игре детям предлагается придумать сюжет для истории и развить его, используя картинки с персонажами и предметами из сундучка.
Слайдовые презентации и настольные дидактические игры рекомендуется к использованию педагогам дошкольных образовательных учреждений на фронтальных, подгрупповых или индивидуальных занятиях. Составленный материал позволяет воспитателям и другим специалистам включать слайдовые презентации и настольные игры в коррекционно-развивающее обучение в соответствии с актуальной социальной ситуацией в группе или индивидуальными образовательными потребностями воспитанников.
Позитивный результат практического использования показал, что авторские слайдовые презентации и настольные игры способствуют:
- формированию и развитию познавательной активности;
- повышению мотивации детей к познавательной деятельности;
- развитию высших психических функций и интеллектуальной сферы;
- повышению эффективности восприятия и запоминания информации.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013 г.
2.Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: КАРО, 2005. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы применяемые в обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию по сюжетной картине
В представленном материале можно ознакомиться с последовательностью работы по обучению детей с ТНР рассказыванию по сюжетной картине. Методы и приёмы, приведённые в данном материале помогут учителю-пе...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Консультация для педагогов....
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...
Методическая разработка. Статья "Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера как эффективное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Развивающие игры математического содержания на основе палочек Кюизенера....
Доклад «Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры»
Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры....
Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи...