Развитие проприоцепции у детей с тяжёлыми нарушениями речи
презентация по коррекционной педагогике

Текст выступления и презентация на тему "Развитие проприоцепции у детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Титульный

Проприоце́пция, проприореце́пция, также известная как кинестези́я — мышечное чувство — ощущение положения частей собственного тела и их движения относительно друг друга и в пространстве, иными словами — ощущение своего тела.

Это ощущение, возникающее в результате обработки информации от специализированного вида рецепторов — проприорецепторов.

Сигналы от проприоцепторов приходят в головной мозг и дают информацию о положении мышц, суставов и сухожилий. Без такой способности человек не мог бы выполнять координированных движений.

Информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела, называется проприоцептивной.

Слайд 2

От рецепторов (нервных окончаний) нервные волокна в составе периферических нервов проводят импульсы через спинной мозг > продолговатый мозг > в мозжечок и далее через таламус (промежуточный мозг) в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела.

Т.о. здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей.

Слайд 3

Проприоцепция формирует:

Чувство позы (понимание, где сейчас находятся части тела: где рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);

Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы совершить какое-либо действие: написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);

Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).

Слайд 4

Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребёнка:

  • Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность;
  • Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности);
  • Задержка моторного развития;
  • Проблемы в артикуляции;
  • Ходьба на носочках;
  • Проблема с ритмом (дизритмия);
  • Постоянно что-то разливает, роняет;
  • Проблемы с имитацией движений;
  • Проблемы с двигательным планированием;
  • Шаркание ногами или слишком сильное топанье;
  • Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;
  • Проблемы позы и позиционирования тела при любых действиях (например, неправильный захват, неправильный артикуляторный уклад – это как раз то, что относится к кинестетике);
  • Ребенок, наоборот, может быть «гиперактивным»: прыгает, бегает, дрыгает частями тела. Это может очень раздражать окружающих, но ему это необходимо, чтобы «чувствовать себя», ребенок может бросаться намеренно на какие-то объекты или людей с подсознательным желанием получить ощущения, «посенсориться», может часто падать;
  • Любит обниматься, прижиматься, толкаться (тоже может быть навязчивым и раздражать). Например, ребёнок может подойти в саду к другому ребенку/взрослому в группе и потрогать/пожевать его волосы;
  • Может толкаться и кусаться, но не с агрессивным намерением, а не чувствуя своих физических границ (логично, что если физические границы сформированы недостаточно, то и личностные будут формироваться с нарушением, отсюда психологические проблемы в коммуникации);
  • Мастурбация;
  • Жевание несъедобных предметов, в том числе одежды;
  • Может сам себя кусать и царапать, но это не акт аутоагрессии, а с целью получения ощущений (ребенок делает это бессознательно).

Слайд 5

Причины нарушения сенсорной интеграции

К причинам нарушений обработки проприоцептивной информации можно отнести проблемы беременности и родов, особенно длительный прием препаратов для снятия тонуса матки (т.к. на тонус мышц плода препарат тоже влияет) и кесарево сечение. Во время естественных родов младенец получает мощную проприоцептивную стимуляцию, которая «запускает» многие процессы в организме. В Восточной Европе есть практика, которая для кесарят имитирует процесс родов (специальный массаж). Также повреждение ствола головного мозга сильно влияет на весь процесс развития, поскольку все основные нервные пути идут через ствол.

Коррекция нарушения проприоцепции

Ребенку с нарушениями проприоцепции крайне сложно сделать любое движение, это требует от него много усилий и времени. Самые, казалось бы, простые действия – поднять руку, наклонить голову, бросить мяч – оказываются ему не под силу.

Если ребенок не в состоянии контролировать движения рук и ног, писать или рисовать, ему еще сложнее управлять мышцами лица, языка, гортани.

Устная речь, произнесение звуков и слов требуют невероятно сложной моторики. Это очень важно знать и понимать. Развитие ребенка должно быть очень разностороннее. Всё взаимосвязано!

Для коррекции нарушения проприоцепции используют следующие упражнения:

Слайд 6

Игры с мячами: бросаем-ловим, отбиваем от пола, жонглируем, катаем, пинаем.
Развиваем артикуляционные органы: жуем, грызём специальные игрушки и твердые овощи и фрукты, пьем через трубочку густые напитки (молочный коктейль, например), чистим зубы и массируем дёсны электрической зубной щеткой.
Прыгаем: на батуте, в скакалочку, перепрыгиваем через препятствия, прыгаем в классики, в мешках.
Учимся лазить: по лестнице, по стенам для скалолазанья, по деревьям, по горкам из различных материалов (песок, земля, снег), по канатной дороге, по заборам и ограждениям (если это безопасно).
Учимся висеть и подтягиваться: на ветке, веревке, кольцах, турнике, на бортиках бассейна.
Учимся держать равновесие: ходим по бордюрам, стоим и ходим на брёвнышке, по камушкам, на полусфере, сидя на фитболе.
Хлопаем в ладоши, по телу, топаем – стараемся усложнять упражнение и держать заданный ритм.
Ползаем: на коленях вперед и назад (задом-наоборот), ползаем «крабиком», ползаем в тоннелях.Катаемся: на роликах, на велосипеде, на самокате, скейте.
Выполняем упражнения из йоги – любые упражнения на развитие ощущения тела в пространстве.
Тянем: специальные фитнес резинки, обычные резинки, канаты и веревки, тянем и толкаем санки и колясочки.

Не забываем о технике безопасности, в особенности с детьми с плохо развитой проприоцепцией!

Слайд 7

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга Развитие проприоцепции у детей с тяжелыми нарушениями речи Подготовил учитель-логопед Валиулина Виктория Борисовна Санкт-Петербург 2024

Слайд 2

Что такое проприоцепция ?

Слайд 3

Проприоцепция формирует: Чувство позы Чувство силы Чувство движения

Слайд 4

Общие признаки нарушения проприоцептивной обработки у ребёнка: Неловкость в движениях, рассогласованность, напряженность; Избегание движений и упражнений (бега, прыжков, другой активности); Задержка моторного развития; Проблемы в артикуляции; Ходьба на носочках; Проблема с ритмом ( дизритмия ); Постоянно что-то разливает, роняет; Проблемы с имитацией движений; Проблемы с двигательным планированием; Шаркание ногами или слишком сильное топанье; Проблемы с почерком (неправильный захват, сильный/слабый нажим), грязь в тетради;

Слайд 5

Причины нарушения сенсорной интеграции Проблемы беременности и родов Кесарево сечение Повреждение ствола головного мозга

Слайд 6

Коррекция нарушения проприоцепции

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние занятий физической культурой на развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Речь - один из важнейших психических процессов, отклонения в развитии которого затрцдняют общение ребёнка, может появиться замкнутость, неуверенность в себе, и как следствие, эти нарушения нередко пре...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Доклад «Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры»

Развитие творческих способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста через театрализованные игры....

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Календарно-тематическое планирование на основном этапе по развитию праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Эффективные приёмы развития познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Развитие познавательной активности детей с тяжёлыми нарушениями речи с помощью слайдовых презентаций и настольных дидактических игр....