Статья "Использование адыгейских сказок в работе педагога-психолога в ДОУ"
статья по психологии (подготовительная группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Использование адыгейских сказок в работе педагога-психолога в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 "Использование адыгейских народных сказок для изучения Адыгейского языка и культуры в детском саду".

 Адыгейские сказки очень мудры они дают знания о том, как найти выход из сложной жизненной ситуации. Герои Адыгейских сказок учат смелости и ловкости, мудрости и находчивости, затрагиваются темы верности и неверности, жадности и щедрости. Развивают мыслительные процессы, совершенствуют память, логику, внимание. Первые представления о добре и зле, справедливости и обмане мы черпаем из сказок. Занимательные  истории и полюбившиеся сказочные герои помогают маленьким детям стать отважными и выносливыми.  Сказка дает детям  альтернативную стратегию поведения, которую они могут принять или отвергнуть, может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы, она способна передать из поколения в поколение понятия о  справедливости, доброте, любви, верности.

Адыгейские сказки актуальны тем, что события происходят в них не в каком то непонятном тридесятом царстве, тридевятом государстве , а в Ауле в котором дети проживают или бывали в гостях. Что приближает восприятие информации к реальности. На фоне принятия сказки легко внести в историю поучительную метафору. Работая в дошкольном учреждении психолог давая информацию детям через просветительские занятия, стремится научить детей применять ее в жизненных ситуациях. Сказочные сюжеты это то поле деятельности где можно проследить причинно следственные связи  определенных поступков героев, как положительных , так и отрицательных на их примерах понять как нужно вести себя в той или иной ситуации, в каком направлении действовать. Я обучаю детей эмоциональной грамотности на занятиях. Адыгейские сказки прекрасный материал для познания культурных ценностей и традиционного восприятия эмоциональных отношений  и переживаний героев. Воспитание в детях эмпатии, социальных ценностей, духовно - нравственной мудрости я считаю своей задачей. Самое главное, в работе со сказкой, чтобы ребенок чувствовал поддержку и неравнодушие взрослых,  которые бы отслеживали его эмоциональную реакцию на восприятие сюжета и при необходимости объясняли, как нужно воспринимать то или иное событие, или помыслы героев сказок.

На районном методическом объединении я показала две методики.

Первая методика показывает как обучать детей эмоциональной грамотности используя адыгейские сказки. Вторая методика рассказывает как обучать детей реагировать на негативную информацию, переделывая ее в положительное утверждение.

В своей работе я использовала методики Вильшанской А.Д. , которые она описала в своей книге "Мир человека, я и мои чувства, настроение,эмоции.

Для методики "эмоциональная грамотность мной был разработан" дидактический материал, картинки на палочках с рисунком сказочных персонажей , с изображением различных эмоций на их лицах. Детям дано было задание сказать, когда люди испытывают эмоции: радость, грусть, злость, любовь. А за тем вспомнить в каких адыгейских сказках герои испытывали те же чувства. Вспомнить сюжет той или иной сказки для дошкольника не сложно. Деффиринцировать чувства героев  намного сложнее. Тем более, что картинки с изображениями эмоций подсказки не содержали. Картинки изображали героев русских сказок, а дети по заданию вспоминали, какие чувства испытывали герои адыгейских сказок. Таким образом ребята учатся применять свои знания на практике в игре и в жизни, что очень ценно.

Игра «Скажи наоборот» 
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята. 
Вы ленивые - Мы трудолюбивые. 
Вы рассеянные - Мы внимательные. 
Вы неряшливые – Мы аккуратные. 
Вы грубые - Мы вежливые. 
Вы злые - Мы добрые. 
Эта игра учит детей не обижаться, когда их неприятно называют сверстники. А уверенно отвечать, утверждать, что ребенок хороший. Это повышает самооценку детей. Учит, спокойно и вежливо коммуницировать.

Вставлять в работу со сказкой игры очень продуктивно, ведь слушая сказку дети ассоциируют себя с любимыми героями, а игры придающие уверенность очень ресурсны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...