Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника и развитие высших психических функций.
консультация по психологии (подготовительная группа)

Донченко Валентина Михайловна

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника и развитие высших психических функций.

Сюжетно-ролевая игра является важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте. Поскольку в данный промежуток взросления  выражена игровая деятельность. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений. И не случайны выводы учёных педагогов и психологов – «чтобы ребёнок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть!»

Игра открывает перед ребенком огромный потенциал. Для развития высших психологических функций, таких как память, внимание, воображение, а также  является неотъемлемой частью социализации ребенка. Что дает ему возможности найти друзей  и влиться в детский коллектив, при этом важно привить ребенку понимание, что игра является коллективным действием, а также показать на своем примере что такое игра и это нужно сделать так чтобы ребенок понял последовательность действий его нужно вовлечь в игру научить играть и следовать правилам игры и сюжету. Это умение позволит ребенку скорее освоить социальные нормы, и научит играть роль заданную ему социумом. Например: ученик, сын, друг, одноклассник и т.д., и таких ролей у человека сотни. В процессе игры взрослый показывает рамки поведения в той или иной ситуации, ребенок соотносит это со своим опытом и формирует поведенческий патерн, который он может использовать при похожем сюжете в будущем даже в не игры.  

Сюжетная игра таже является как было сказано выше фундаментом, на котором выстраиваются коммуникативные навыки, способы общения со сверстниками. Это означает, что только в условиях сюжетно-ролевой игры всесторонне развивается личность ребёнка. Когда ребёнок играет, то он сам выполняет ведущую роль в выбранной ситуации, а не подчиняется указаниям взрослого. Это развивает и самостоятельность.

Но любая игра это всё-таки навык, который ребенок приобретает при взаимодействии с окружающим миром  и реализует свой опыт при проигрывании роли в определенном  сюжете. Например: В таком, что сюжетно-ролевая игра, в семью отражает семейную обстановку, ребенок проигрывает поведение своих родителей. Если вы хотите понять, что беспокоит вашего ребенка, предложите ему сыграть с вами в игру, и он раскроет все свои переживания, рассказывая о роли которую он хочет сыграть, главное научится слушать и иметь терпение понять.

Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте всегда помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемой Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять и войти в игру вместе с нашими детьми.

Пусть они играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. И этому игра может научить.

  Игра – самостоятельная психическая реальность, уникальный и неповторимый мир детства. В более систематизированном виде игра предстаёт перед нами как средство:

1)       познания (усвоения новых знаний);

2)       развития эмоциональности, усиления жизнерадостности и преодоления негативных чувств;

3)       самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, возможностей и способностей;

4)       приобретения коммуникативного опыта через умение принимать и играть роли;

5)       формирования гибкого, ситуативного, альтернативного мышления и непосредственности в общении;

6)       развития психических процессов, в том числе воображения, внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевых процессов;

7)       социализации (приобщения к социуму).

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что  игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребёнка-дошкольника. Но здесь нельзя не сказать о парадоксе детской игры. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Сущность детской игры  как раз и заключается в этом противоречии.  Развитие осуществляется в самостоятельной игре детей, а также в игре специально организованной взрослым. В неё вносится определённое развивающее содержание, через которое может происходить усвоение самых различных знаний, умений, развитие способностей. Таким образом, Л.А. Венгер предлагает чётко различать специфическое развивающее значение игры и неспецифическое влияние на развитие ребёнка через содержание игры и использование игровых приёмов. «Именно специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально использовано в педагогических целях».  

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть освоено.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

 Игра создаёт для ребёнка «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Литература

1.       Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение,1988.

2.       Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». М., 2008.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования». М., 1956.

4. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Вопросы психологии, 1966, №6.

5. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс,1999.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника и развитие высших психических функций.

Сюжетно-ролевая игра является важным аспектом развития ребенка в дошкольном возрасте. Поскольку в данный промежуток взросления  выражена игровая деятельность. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений. И не случайны выводы учёных педагогов и психологов – «чтобы ребёнок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть!»

Игра открывает перед ребенком огромный потенциал. Для развития высших психологических функций, таких как память, внимание, воображение, а также  является неотъемлемой частью социализации ребенка. Что дает ему возможности найти друзей  и влиться в детский коллектив, при этом важно привить ребенку понимание, что игра является коллективным действием, а также показать на своем примере что такое игра и это нужно сделать так чтобы ребенок понял последовательность действий его нужно вовлечь в игру научить играть и следовать правилам игры и сюжету. Это умение позволит ребенку скорее освоить социальные нормы, и научит играть роль заданную ему социумом. Например: ученик, сын, друг, одноклассник и т.д., и таких ролей у человека сотни. В процессе игры взрослый показывает рамки поведения в той или иной ситуации, ребенок соотносит это со своим опытом и формирует поведенческий патерн, который он может использовать при похожем сюжете в будущем даже в не игры.  

Сюжетная игра таже является как было сказано выше фундаментом, на котором выстраиваются коммуникативные навыки, способы общения со сверстниками. Это означает, что только в условиях сюжетно-ролевой игры всесторонне развивается личность ребёнка. Когда ребёнок играет, то он сам выполняет ведущую роль в выбранной ситуации, а не подчиняется указаниям взрослого. Это развивает и самостоятельность.

Но любая игра это всё-таки навык, который ребенок приобретает при взаимодействии с окружающим миром  и реализует свой опыт при проигрывании роли в определенном  сюжете. Например: В таком, что сюжетно-ролевая игра, в семью отражает семейную обстановку, ребенок проигрывает поведение своих родителей. Если вы хотите понять, что беспокоит вашего ребенка, предложите ему сыграть с вами в игру, и он раскроет все свои переживания, рассказывая о роли которую он хочет сыграть, главное научится слушать и иметь терпение понять.

Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте всегда помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемой Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять и войти в игру вместе с нашими детьми.

Пусть они играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. И этому игра может научить.

  Игра – самостоятельная психическая реальность, уникальный и неповторимый мир детства. В более систематизированном виде игра предстаёт перед нами как средство:

1)        познания (усвоения новых знаний);

2)        развития эмоциональности, усиления жизнерадостности и преодоления негативных чувств;

3)        самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, возможностей и способностей;

4)        приобретения коммуникативного опыта через умение принимать и играть роли;

5)        формирования гибкого, ситуативного, альтернативного мышления и непосредственности в общении;

6)        развития психических процессов, в том числе воображения, внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевых процессов;

7)        социализации (приобщения к социуму).

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что  игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребёнка-дошкольника. Но здесь нельзя не сказать о парадоксе детской игры. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Сущность детской игры  как раз и заключается в этом противоречии.  Развитие осуществляется в самостоятельной игре детей, а также в игре специально организованной взрослым. В неё вносится определённое развивающее содержание, через которое может происходить усвоение самых различных знаний, умений, развитие способностей. Таким образом, Л.А. Венгер предлагает чётко различать специфическое развивающее значение игры и неспецифическое влияние на развитие ребёнка через содержание игры и использование игровых приёмов. «Именно специфическое воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально использовано в педагогических целях».  

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть освоено.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

 Игра создаёт для ребёнка «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Литература

1.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение,1988.

2.        Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». М., 2008.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования». М., 1956.

4. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Вопросы психологии, 1966, №6.

5. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.

Использование игровых методов и приемов как средство развитиявысших психических функций у будущих первоклассников.Программа дошкольного образования  предусматривает развитие у детей впроцессе раз...

«Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»

Выступление на региональной научно-практической конференции "Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста"...

Презентация для дошкольников старшего возраста с ОВЗ для коррекции и развития высших психических функций "Гости в Цветочном городе"

Презентация в виде игры-путешествия содержит задания для коррекции и развития операции классификации, развития пространственной ориентировки, логического мышления, умения работать по таблице. Можно пр...

Мастер класс: " Развивающий тренажёр «Разноцветные окошки» как эффективное средство развития высших психических функций дошкольников."

Презентация знакомит с возможностями тренажера "Разноцветные окошки" по развитию высших психических функций у дошкольников....

Психолого-педагогическая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений»

Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов ...

Использование нейроигр как средство развития высших психических функций в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.Нейропсихологические игры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозгов...