Использование игровых методов и приемов как средство развития высших психических функций у будущих первоклассников.
Абалина Светлана Александровна Воспитатель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ с. Выселки СПДС «Чебурашка» 445148, Самарская область, Ставропольский район, с. Выселки, ул. Луговая,23. 8 (8482) 23-65-20. e-mail: 1cheburashka@mail.ru
Программа дошкольного образования предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи). Речь - инструмент развития высших отделов психики ребенка, обучая ребенка речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта центральная задача в обучении и воспитании. Словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем педагогу необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и в образовательной деятельности. Для этого мы используем дидактические игры и упражнения: «Вершки и корешки», «Что изменилось?». «Кто больше заметит?», Кто подробнее расскажет?» При обучении детей делению слов на слоги, предлагаем детям Прохлопать, пропрыгать, прошагать, присесть столько раз, сколько слогов в слове. Пальцы развиваем, буквы составляем. Усвоение букв, пройдет быстро и эффективно, если ребенок будет их запоминать в процессе занимательных упражнений. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ: - внимания, памяти, мышления; - зрительно-пространственного восприятия и представления; - мелкой моторики; I - речи. Буква А Построй по инструкции: Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом. Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном пальце. Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем. Построй по стихотворению Пальцы указательные Ставим под углом. Средний - перекладиной Ровно ляжет в нем. Буква Б Построй по инструкции Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и большой образуют кольцо, соединяясь кончиками; остальные сомкнуты, слегка согнуты вправо и располагаются над кольцом. Построй по стихотворению Указательный с большим Мы в кольцо соединим, Остальные под углом Над кольцом объединим. Буква И Построй по инструкции Указательные пальцы направлены вверх . I Левая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяется с указательным правой руки подушечками; безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на безымянном. Правая рука. Средний, безымянный и мизинец сомкнуты, прижаты к ладони; большой лежит на среднем. Построй по стихотворению Указательные пальцы Встали, словно уши зайца. Левый средний чуть нагнулся, Пальца правого коснулся. Буква К Построй по инструкции Левая рука. Пальцы располагаются так: указательный и средний разведены и направлены вправо; безымянный и мизинец согнуты и прижаты большим. Правая рука. Указательный соединяет основание разведенных пальцев левой руки. Построй по стихотворению: Указательный и средний, Образуют галочку. Правый указательный Вверх направим палочкой. Буква Л Построй по инструкции Пальцы располагаются так: указательные направлены вверх и соединяются подушечками; средние, мизинцы и безымянные прикасаются кончиками к ладони; большие лежат на средних. Построй по стихотворению Указательные пальцы Под углом соединяют. Остальные не мешают, Их большие прижимают. Буква Х Построй по инструкции Пальцы располагаются так: указательные перекрещиваются; большие прижаты к указательным; остальные пальцы согнуты и упираются кончиками в ладони. Построй по стихотворению Пальцы указательные Умны и внимательны: Только их слегка скрестили- Букву Х изобразили. Музыкальные игры с пальчиками активизируют работу мозга, повышают мышечный тонус. Задание построить букву радует ребенка под музыкальное сопровождение, оживляет его. Регулярно используя ее, можно добиться совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов и слухового восприятия. Послушай сказку, мой дружок Жил-был на свете голосок Он утром с солнышком вставал и песни-звуки напевал. Широко откроет рот, Песню первую споет - А. Как откроет рот колечком, Встанет солнце за крылечком - О. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». Вот какие гласные, Гласные прекрасные. Звуки-буквы все подряд, Прочитай-ка этот ряд - АОУЫЭ. А теперь в корзинку, братцы, Залезайте, не толкаться! Стойте все в одном ряду, Так я легче вас найду. С голоском мы песню спели, Оглянуться не успели, Ночь спустилась на окно, Спать пора давным-давно. Данные упражнения побуждают детей к творчеству и вызывают желание конструировать свои варианты букв. На непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств: самостоятельности, активности, внимания, речи, памяти. Очень важно развивать у детей приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, проведение аналогий, пространственное воображение и вариативность мышления). Для этого в своей работе мы используем игровые методы и приемы: дидактические игры, задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры и упражнения. Такие игры как: «Танграмм», «Монгольская игра» вызывают у детей большой интерес, дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая части, детали по собственному замыслу и образцу. Читаем ребятам стихотворение Я веселый белый гусь, Ничего я не боюсь. Но вчера упал я с кочки, Развалился на кусочки. Собирал меня енот - Получился пароход. Помогите! Помогите! Из кусков меня сложите! и предлагаем из геометрических фигур собрать силуэт гуся. Это может быть и жираф, и лиса, и теленок, и верблюд. Можно предложить образец. На физкультурных занятиях мы используем рисунки. В этих схемах намечается содержание упражнений и последовательность выполнения ОСНОВНЫХ видов двигательной деятельности. Такая структура позволяет педагогу и детям быстрее включиться в ход занятия и легче ориентироваться при переходе от одного вида деятельности к другому. Кроме того эти схемы - рисунки помогают эффективно решать задачи умственного развития детей (совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать). Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слова и жесты, слышать и чувствовать. Подводя итоги, отметим, предложенные задания, способствуют развитию у детей логического мышления, воображения, памяти, внимания. Все это в совокупности составляют основу успешного обучения детей в начальной школе.
|