Психолого-педагогическая программа по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений»
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов конструктивному поведению и взаимодействию с детьми с ОВЗ в процессе применения нейроупражнений для развития у детей высших психических функций.
В программе представлены материалы, которые можно использовать при организации совместной деятельности как педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам, родителям с детьми, так и при организации совместной детской деятельности.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от нас взрослых, как педагогов, так и родителей.
С помощью нейроупражнений мы учим детей говорить, обращаться за помощью, читать, писать – это и есть социализация, т.е. умение коммуницировать с людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений» | 68.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»,
Психолого-педагогическая программа по развитию
высших психических функций у дошкольников с ОВЗ
«Социализация детей с ТМНР
посредством применения нейроупражнений»
Автор: Пислегина Л.Н. - воспитатель высшей категории
г. Югорск, 2020 год
Обоснование и направленность программы
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с целью раннего выявления недостатков развития и оказания коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения.
Данная программа разработана для обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях инклюзии и призвана решить проблему комплексного подхода для успешной социализации, а также обучить родителей и педагогов конструктивному поведению и взаимодействию с детьми с ОВЗ в процессе применения нейроупражнений для развития у детей высших психических функций.
В программе представлены материалы, которые можно использовать при организации совместной деятельности как педагогам-психологам, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам, родителям с детьми, так и при организации совместной детской деятельности.
Актуальность программы
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он предполагает коррекцию нарушенных психических процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Процесс адаптации и социализации таких детей во многом зависит от нас взрослых, как педагогов, так и родителей.
С помощью нейроупражнений мы учим детей говорить, обращаться за помощью, читать, писать – это и есть социализация, т.е. умение коммуницировать с людьми.
Это ежедневная отработка, индивидуально подобранного комплекса упражнений с последующим их усложнением на развитие: мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития артикуляции, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, дыхательные упражнения, функциональные упражнения (на развитие памяти, внимания, саморегуляции), коммуникативные упражнения, упражнения для релаксации (способствуют расслаблению, самонаблюдению, снижению агрессии и аутоагресии).
Социальная независимость ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и ребёнка-инвалида подразумевает достижение им максимально возможного уровня самостоятельного участия в доступной ему деятельности, позволяет ему использовать свой потенциал не только для личной пользы, но и для блага своего ближайшего окружения.
Аннотация и условия реализации программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Предлагаемый программный материал может использоваться в процессе коррекционно-развивающих занятий педагогов образовательного учреждения, педагогами и родителями после дополнительной консультации с воспитателем.
Вид программы: инновационный, педагогический, практико-ориентированный.
Срок реализации: 1 год. Количество занятий: 32 занятий (32 часа). Первое и последнее занятие — диагностическое. Время проведения: 1 раз в неделю в течение 30 минут, длительность занятия соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13, Федеральным государственным требованиям в соответствии с возрастной группой.
Форма организации: индивидуальная и совместная деятельность в подгруппе (1–3 ребёнка).
Цель и задачи программы
Цель: повышение эффективности психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ посредством применения нейроупражнений, способствующих успешной социализации в обществе.
Задачи:
- способствовать оптимизации интеллектуальных процессов, активизации энергетического потенциала детей, снижению уровня агрессии и аутоагресии;
- развивать коммуникативные навыки для успешной социализации детей в социуме.
- формировать у воспитанников личностные компоненты познавательной деятельности: мотивацию, самостоятельность, произвольность и саморегуляцию, предпосылок к учебной деятельности;
- оказывать консультативную и профилактическую помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ.
Целевая аудитория:
- дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития в возрасте 6–8 лет;
- педагоги ДОУ;
- родители (законные представители).
Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение программы
Данная программа разработана на основе принципов дошкольной педагогики:
- принцип учёта диагностики и коррекции;
- принцип опоры на «зону ближайшего развития»;
- принцип индивидуального дифференцированного подхода;
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип интеграции;
- принцип комплексности.
Принципы построения коррекционно-развивающей программы:
- принцип безопасности;
- принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка;
- принцип «от простого к сложному»;
- принцип положительного подкрепления.
Теоретико-методологическая основа
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребёнка:
- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
- деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.);
- личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н., Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).
Нормативные документы. Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Обутверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Уставом ДОУ;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями
Используемые методики, технологии, инструментарий
При реализации данной программы используются информационно-коммуникативные, игровые и здоровьесберегающие технологии, технология социально-личностного развития и технология взаимодействия с родителями в современных условиях.
На занятиях используются различные диагностические методы: тестирование, анкетирование, наблюдение, консультирование.
Используемые приемы:
- глазодвигательные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- нейроупражнения на развитие слухового внимания;
- артикуляционные упражнения;
- двигательные упражнения.
Диагностический инструментарий выбран и разработан с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка:
1. Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис - «Кулак-ребро-ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы.
Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
Степень сохранности премоторной зоны.
Проба на перебор пальцев проводится следующим образом: испытуемый на двух руках одновременно соприкасается последовательно большой палец с остальными. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу).
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
2. Проба на пальцевый гнозис и праксис
Ребёнку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за воспитателем воспроизводить различные положения пальцев:
Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
-1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
-2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
-2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
-2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
-2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
-1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Критерии оценки:
3 балла - правильно и быстро;
2 балла - правильно, но медленно дезавтоматизация движений на истощении;
1 балл - персеверации (повторение), застревание на отдельных позах, невыполнение;
3. Речевой вариант пробы Хеда
1. Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо только с левой руки), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.
2. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой - за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
3 балла - выполнены оба задания;
2 балла - выполнена только простая ориентировка;
1 балл - не выполнено ни одного задания. - проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»;
- проба на пальцевый гнозис и праксис;
- речевой вариант пробы Хеда.
Этапы, структура и содержание реализации программы
Этапы реализации программы.
1. Подготовительный - сбор информации, работа с методической литературой, интернет- источниками, составление плана работы.
2. Практический - реализация программы (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
3. Итоговый - подведение результатов, презентация работы.
Структура развивающих занятий.
Каждое занятие состоит из 3-х частей.
1. Подготовительная, организационная часть (5 мин.). Приветствие. Мотивация.
2. Основная, коррекционно-развивающая часть (22 мин.).
Нейроупражнения проводятся в различной последовательности, в зависимости от желания, эмоционального настроя и особенностей развития каждого ребёнка:
- двигательные нейроупражнения - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость), улучшение работы иммунной системы, развитие мелкой моторики пальцев рук;
- глазодвигательные упражнения – улучшают работу хрусталика. Способствуют улучшению зрения, концентрации внимания;
- дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- нейроупражнения на развитие слухового внимания - накопление словаря и развитие фразовой речи;
- артикуляционные упражнения - выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков;
3. Заключительная часть - релаксационная (3 мин). Релаксация способствует расслаблению, снятию напряжения. Итог занятия. Прощание.
При проведении итоговых занятий применяется метод работы по блокам. Занятия могут быть индивидуальными, либо интегрированными и проводятся совместно со специалистами ДОУ, а также родителями воспитанников:
- Блок «Нейро-минутки» или «Гимнастика для мозга». Данные упражнения вводятся как игровой момент, как разминка перед занятием, во время продуктивной деятельности, как элемент утренней гимнастики, в режимных моментах. Для данных упражнений не нужны специальные условия, инвентарь, а по времени они длятся не более одной минуты. Мотивация очень простая - «А ты так можешь?»
- Блок упражнений, предназначенных для занятий с детьми дома. Эти упражнения можно выполнять и по дороге домой и в машине, путешествуя на самолете или в поезде, во время семейного отдыха.
- Блок упражнений комплексного характера. Упражнения проводятся систематически, постепенно усложняются и увеличиваются в объёме. Для проведения данные упражнений требуется тщательная подготовка.
Для каждого блока разработана картотека коррекционно-развивающих игр, которые решают одновременно несколько коррекционных задач и могут быть использованы всеми участниками образовательного процесса.
Гарантия прав участников
Гарантия прав участников программы (педагогов, детей и их родителей) обеспечивается обязанностью специалиста знать и соблюдать права детей и родителей, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; федеральными и региональными законодательными актами; Этическим кодексом практического психолога. Во время проведения занятий программы специалисты несут ответственность за безопасность среды, соблюдение требований Сан.Пина и качество профессиональной деятельности.
Ресурсы, необходимые для реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу.
- педагоги, осуществляющие реализацию данной программы, должны знать особенности развития обучающихся, специфику и основные принципы работы с детьми дошкольного возраста;
- педагоги должны быть профессиональными коммуникаторами, уметь предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации между детьми и родителями;
- педагоги должны оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся, методическую и консультативную помощь родителям (памятки, буклеты, письменные и устные консультации).
Условия проведения:
- групповые занятия проводятся в помещении при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических норм;
- занятия проводит педагог в присутствии родителей (законных представителей) или без них;
- осуществляется единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации программы;
- создается эмоционально-положительная развивающая среда;
- организуется активная совместная деятельность ребёнка и взрослого в ходе занятия;
- используется наиболее привлекательное игровое оборудование в комплекте для каждого ребёнка;
- поддерживается свобода творчества;
- осуществляется психолого-педагогическая поддержка детей и родителей.
Материально-технические условия реализации программы, используемое оборудование и материалы.
Для успешной реализации программы необходимо создание благоприятных условий:
- безопасная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
- наличие помещения, предусматривающего организацию следующих зон: игровая, зона взаимодействия ребёнка со взрослым - детская мебель для рисования, лепки, конструирования либо свободное расположение на полу с использованием коврового покрытия и т. п.;
- зона отдыха (релаксирующая сфера) - ворсистое покрытие на полу; камушки, ракушки, желуди, шишечки, фасоль, горох; музыкальный центр с набором дисков с записями звуков природы и детских песен.
Методические материалы: яркие игрушки, пособия бумага, карандаши, разноцветные прищепки, палочки, мяч, орехи грецкие, пальчиковый бассейн, раздаточный материал и т.д.
Используемое оборудование и материалы:
- сухой бассейн, пальчиковый бассейн;
- столы и стулья;
- мольберт, карандаши, маркеры;
- магнитная доска и набор магнитов;
- пособия на липучках и т. д.
Информационная обеспеченность учреждения для реализации программы:
- интернет-ресурсы;
- компьютер (ноутбук);
- видеокамера или фотоаппарат с функциями фото и видеосъемки.
Перечень использованных информационных ресурсов Интернет: использование текстовых редакторов для оформления документации; программ Microsoft Office, Power Point для создания презентации.
Ожидаемые результаты реализации программы
Для детей:
- успешное освоение нейроупражнений, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения;
- повышение интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста;
- скорректированы и развиты психические процессы и речь;
- овладение умениями, которые ранее были недоступны детям;
- повышение уровня развития общей и мелкой моторики;
- повышение уровня коммуникативных и личностных качеств;
- повышение уровня психологической подготовки детей к школьному обучению.
Для родителей:
- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (рекомендации по использованию подручного материала, заданиями для домашней совместной деятельности взрослых и детей);
- повышение компетентности по теме программы.
Для педагогов:
- вовлечение педагогов в совместную деятельность с детьми;
- обогащение развивающей среды картотеками, играми и упражнениями;
- повышение компетентности по данной теме программы;
- ознакомление педагогов с опытом работы — выступление на семинарах-практикумах, проведение мастер-классов, открытых показов;
- разработка пакета методического материала для обмена опытом с инновационным образовательным сообществом по теме программы.
Возможные риски реализации программы
Участники данной программы могут подвергаться как внешним, так и внутренним рискам. На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.
На уровне образовательной среды к основным внутренним рискам относят: отсутствие отдельного помещения или кабинета, негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, девиантные, расторможенные, агрессивные подростки; к внешним — чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Результаты, подтверждающие эффективность реализации программы
Необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования становится квалифицированное педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, целью которого является создание организационно-педагогических условий для развития психических процессов ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
Для этой цели в группе компенсирующей направленности создан Центры развития, в том числе Центр «Нейроигр и упражнений», в котором собраны все необходимые для занятий с детьми пособия, дидактические материалы.
Апробация и реализация программы по развитию высших психических функций у дошкольников с ОВЗ «Социализация детей с ТМНР посредством применения нейроупражнений» стало хорошим дополнением в реализации Адаптированой основной образовательной программы для дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Опыт реализации данной программы дал хорошие результаты: все дети в количестве 5-х человек показали положительную динамику развития познавательных процессов и речи, в том числе.
Дети показали хорошие результаты диагностики в конце учебного года, которые доказали, что нейроупражнения способствуют:
- оптимизации интеллектуальных процессов, активизации энергетического потенциала детей, снижению уровня агрессии и аутоагресии;
- развитию коммуникативных навыков для успешной социализации детей в социуме.
- формированию у воспитанников личностных компонентов познавательной деятельности: мотивации, самостоятельности, саморегуляции, предпосылок к учебной деятельности;
В детском саду МАДУ «Снегурочка» создан Центр консультативной помощи педагогам, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями.
Критерии оценки достижения результатов детьми
Качественные критерии достижения результатов:
− использует адекватные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
− освоил нейропсихологические упражнения;
− скорректированы и развиты психические процессы и речь;
− овладел умениями, которые ранее были недоступны;
− повысил уровень развития общей и мелкой моторики;
- повысил уровень коммуникативных и личностных качеств;
- повысил уровень психологической подготовки к школьному обучению.
Количественные критерии достижения результатов:
- повышение устойчивости и объема внимания, умения переключать и распределять внимание на 20–30%;
- увеличение оперативной зрительной и слуховой памяти на 50–60% (умение запоминать и воспроизводить без ошибок);
- рост объема зрительного восприятия, повышение умения делать зрительный анализ и синтез на 30%;
- повышение умения делать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, классификация, обобщение) на 40%.
Критерии оценки:
5 баллов — правильно и быстро;
4 балла — правильно, но медленно;
3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;
2 балла — персеверации (повторение) на истощении;
1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).
Результаты апробации.
- проведение практических занятий с детьми (отзыв, справка);
- выступление на городском конкурсе программ по социализации детей с ОВЗ (результат III место)
- участие в неделе инклюзивного образования, выступление на тему: «Развивающая среда для детей с особыми образовательными потребностями»;
- Участие в городском конкурсе «Педагог года 2022», с применением материала по реализации программы
- Проведение мастер-класса для педагогов и родителей воспитанников на тему: «Использование нейроупражнений для детей с ОВЗ» — 2022 г. (справка).
- Публикации и статьи на сайте детского сада на собственном мини-сайте.
- Отзыв старшего воспитателя.
- Внешняя рецензия на программу (в комплекте документов).
- Фотогалерея занятий детей, консультаций и семинаров-практикумов для родителей.
Библиографический список:
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2013. – 415с.
- Кукушкина, Елена Юрьевна. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации / Кукушкина Елена Юрьевна. - М.: Сфера, 2019. - 485 c.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям. - Источник: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga
- Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.
- Назимова Л.В. Нейрогимнастика для детей и взрослых. - Источник: http://www.slideboom.com/presentations/2139765/Назимова-Л.В. Нейрогимнастика
- Староверова М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М.С. Староверова. - М.: Владос, 2018. -487с Таштандинова Ю. П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой учёный. — 2016. — №24. — С. 523-526. — URL https://moluch.ru/archive/128/35542/
- Н.В. Поликашевой «Социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет
Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...
Эффективные приемы для развития высших психических функций у дошкольников
В материале описаны различные игровые приемы по развитию высших психических фуккций у детей дошкольного возраста....
Развитие высших психических функций у дошкольников с ОВЗ
Данная методическая разработка может пригодиться в работе психолога в социальной сфере...
Презентация. Пескотерапия, как инновационный метод развития высших психических функций у дошкольников.
Пескотерапия, как инновационный метод развития высших психических функций у дошкольников....
Игры с резиночками, как одно из средств развития высших психических функций у дошкольников
Игры с резиночками. ...
Использование нейроигр как средство развития высших психических функций в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.Нейропсихологические игры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозгов...
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"
Рабочая программа педагога-психолога по коррекции и развитию высших психических функций у дошкольников старшего возраста "В школу с радостью!"...