«Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»
презентация по теме
Выступление на региональной научно-практической конференции "Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Подписи к слайдам:
Маке Подпись
ИМЕННО ЭТИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВХОДЯТ В ПОНЯТИЕ «ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»
Макет заголовка раздела Подзаголовок
При формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста учитывается: во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через игровые приемы; во-вторых, игра облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
Л.С. Выготский
Новизна программы заключается в комплексном подходе в подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. На занятиях с педагогом-психологом дети имеют возможность деформировать основные компоненты готовности к обучению в школе, развить коммуникативные умения и познавательные способности, сформировать положительную мотивацию. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время поступление ребенка в школу требует от него определенного уровня сформированности и развития познавательной и личностной сфер, произвольной регуляции поведения и коммуникативных умений. В процессе адаптации в период перехода ребенка к систематическому организованному школьному обучению происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника.
Цель данной программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации; психологическое сопровождение ребенка 6-7 лет, направленное на становление его мотивационной, личностно-волевой, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи: 1. Развитие познавательной сферы ребенка (развитие психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.) в наиболее естественной для него форме – игре. 2. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе. 3. Формирование речевой активности, расширение словарного запаса. 4. Формирование элементарных математических представлений. 5. Развитие творческих способностей ребенка. 6. Развитие коммуникативных навыков. 7. Снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов. 8. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Развитие мышления Найди лишнее Чего не хватает?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №35» НМР РТ
Выступление на региональной научно-практической конференции «Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста»
На тему: «Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»
Подготовила:
педагог-психолог 1-й кв.категории
МАДОУ №35 Слободчикова А.А.
г. Нижнекамск
Все мы родом из детства.
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 2.Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни каждого человека, в значительной мере определяющей все его последующее развитие. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. На протяжении дошкольного возраста идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличивается рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления в дошкольном детстве закладываются основы восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Именно эти составляющие входят в понятие «высшие психические функции».
В теории культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека – это процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение и познание этого опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации. Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний.
Актуальность проблемы
Слайд 5. Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – заложить «прочный фундамент» знаний и умений, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.
Слайд 6. На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. При формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста учитывается:
- во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через игровые приемы;
- во-вторых, игра облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью;
Слайд 7. При переходе к школьному обучению дети испытывают определенные трудности, обусловленные недостаточной сформированностью внимания, памяти, мышления и речи, процессов, основы которых закладываются в дошкольном детстве. Еще Л.С. Выготский писал, что развитие ребенка идет не равномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития. Сензитивные периоды становления восприятия, памяти и речи выпадают на дошкольный возраст, следовательно:
Если формировать высшие психические функций дошкольника в игровой форме, то можно облегчить переход дошкольников к системному обучению в школе и обеспечить успешное усвоение ими учебного материала начальной школы.
Движущая сила психического развития — обучение. Обучение должно «вести за собой» развитие, обучение представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка. Формирование внимания, памяти, мышления и речи – процесс, проходящий красной нитью через весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Я использую в своей работе развивающие игры и упражнения для развития познавательных способностей. А именно, разработанную мной и реализуемую в течении уже нескольких лет программу «Играя, развиваюсь».
Слайд 8. Новизна программы заключается в комплексном подходе в подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе. На занятиях с педагогом-психологом дети имеют возможность доформировать основные компоненты готовности к обучению в школе, развить коммуникативные умения и познавательные способности, сформировать положительную мотивацию.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время поступление ребенка в школу требует от него определенного уровня сформированности и развития познавательной и личностной сфер, произвольной регуляции поведения и коммуникативных умений. В процессе адаптации в период перехода ребенка к систематическому организованному школьному обучению происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника.
Слайд 9. Цель данной программы: всесторонняя и планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации; психологическое сопровождение ребенка 6-7 лет, направленное на становление его мотивационной, личностно-волевой, коммуникативной и социальной компетентности.
Слайд 10. Задачи:
1. Развитие познавательной сферы ребенка (развитие психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.) в наиболее естественной для него форме – игре.
2. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
3. Формирование речевой активности, расширение словарного запаса.
4. Формирование элементарных математических представлений.
5. Развитие творческих способностей ребенка.
6. Развитие коммуникативных навыков.
7. Снятие психоэмоционального напряжения и мышечных зажимов.
8. Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Отличительные особенности данной программы заключается в том, что подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ подготовительной группы ДОУ; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Занятия носят форму тренингов: дети обрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, слышать, запоминать.
Слайд 11.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых в развитии высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Слайд 12.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).
Слайд 13.
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.
Слайд 14. Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Слайд 15. Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Слайд 16. Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.
Слайд 17-19.
Внимание.
Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.
Речь.
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Слайд 20-21.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Методы арттерапии, такие как работа со сказкой, придумывание историй, «дорисовывание» и «допридмывание» – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Слайд 22. При реализации программы «Играя, развиваюсь» можно уже через несколько месяцев заметить положительную динамику.
Слайд 23. Детство – очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В ней естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности в целом.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе (ЗПР) тема «Транспорт»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по развитию высших психических функций (память, внимание, мышление), мелкой моторики у детей с задержкой психического развития. Оригиналь...
конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе ( ЗПР) тема Профессии
Цель: развитие психических процессов ....
конспект занятия по развитию высших психических функций в старшей группе ( ЗПР) тема Профессии
Цель: развитие психических процессов ....
Проект. «Секреты домино» Развитие познавательных и интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством игры в Домино.
Вид проекта: инновационный....
«Незнайкины друзья » Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста.
Сценарий занятия по развитию высших психических функций детей старшего дошкольного возраста....
Влияние конструктивно-модельной деятельности (КМД) на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка-дошкольника.
конструктивно-модельная деятельность во всем своем многообразии содержания в образовательном процессе в ДОУ эффективно и положительно влияет на развитие ВПФ ребенка-дошкольника....
Презентация к докладу "Развитие психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальные ступени обучения"
Выступление на районном семинаре для педагогов...