Рабочая программа -Синдром Дауна
рабочая программа по психологии (старшая группа)
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_-sindrom_dauna2023.docx | 75.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариативная коррекционно-развивающая программа ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА для ребенка 5-6 лет
с синдромом Дауна
2022 -2023 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка ……………………………………………………. | 3 |
2 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики … | 6 |
3 | Цель и задачи реализации Программы …………………………………… | 7 |
4 | Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы ……….. | 8 |
5 | Организация коррекционно-развивающей работы………………………. | 9 |
6 | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 10 |
7 | Методическое обеспечение Программы ………………………………… | 10 |
8 9 10 11 12 13 | Динамика развития ребёнка ………………………………………………. Коррекционно-развивающие мероприятия для ребенка с синдромом Дауна……………………………………………………………………….. Содержание коррекционно-развивающей среды………………………… Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна на логопункте…………………………………………………………………… Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна по психолого-педагогическому сопровождению ребенка - область «Художественно-эстетическое развитие» модуль «Музыка»……………. Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна по психолого-педагогическому сопровождению ребенка - область Физическое развитие……………………………………………………….. | 11 12 14 17 19 22 |
14 | Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе …… | 24 |
- Пояснительная записка
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанником ДОУ, 2017 года рождения, посещающим группу (далее – Программа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАОУ № ----с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР и в соответствии с особыми образовательными потребностями ребёнка и индивидуальными особенностями ребёнка.
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребенку в период дошкольного детства независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
В стандарте указывается. Что коррекционная работа и / или инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказания им квалифицированной помощи в освоении программы, разносторонние развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию - в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна.
В городе Новосибирске работает центр сопровождения семьи Даунсайд Ап, который бесплатно помогает методической литературой семьям, где рождаются дети с Синдромом Дауна. В этих книгах, журналах описывается развитие ребенка с момента его рождения, плюсы и минусы. Для родителей много информации в консультативной форме, советы психологов и логопедов. Это очень большая поддержка семьям с особенным ребенком.
Согласно разработкам, наблюдениям ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают.
Дети, имеющие диагноз синдром Дауна, имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.
Многие специалисты ДОУ испытывают затруднения в работе с ребенком инвалидом из-за некомпетентности в работе сними.
Исходя из выше сказанного была разработана программа коррекционной работы, которая предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы предусматривает специальное сопровождение ребенка с синдромом Дауна по индивидуальной программе.
Данная программа разработана для ребенка с синдром Дауна, возраст ребенка 5 лет.
В контакт вступает легко, но характер деятельности носит нестабильный характер. Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в форме возбуждения. Ребенок отзывчив на похвалу и одобрение. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач проявляет дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, но при этом сохраняет стремление довести задание до конца. Отмечается чрезмерная выраженность эмоциональных реакций. Общение активное. Саморегуляция и контроль средние. Не достаточная зрительно-моторная координация. Интерес к выполнению задания в основном не стойкий. Активность и целенаправленность поиска резко падают из-за неудач. Не может самостоятельно выполнять задания из-за низкой концентрации внимания. Требуется организующая обучающая помощь.
Целенаправленность и активность резко падают из-за быстрой переключаемости внимания, потому что характер деятельности носит нестабильный характер. Динамика деятельности не равномерная, темп быстрый, уровень развития кратковременной и долговременной памяти низкий. Зрительное восприятие среднее, пространственное - нарушено. Наглядно-образное восприятие не развито, уровень операции абстрагирования низкий. Уровень обобщения средний, выражена избирательность мышления. Уровень понимания причинно-следственных отношений низкий. Вербальное и невербальное воображение низкое. Внимание поверхностное, не устойчивое. Речь практически отсутствует.
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в освоении основной образовательной дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии ребенка, его социальную адаптацию.
Индивидуальная образовательная программа разработана в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.
Цель коррекционной работы - социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у ребенка жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, он смог самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество жизни и жизни его родителей. Развить сенсорно - перцептивной деятельность, сформировать механизмы адаптивного поведения.
Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих задач:
- Развитие навыков общения;
- Развитие навыков общей моторики;
- Восприятие и развитие речи;
- Развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
- создать условия для эффективного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в МАОУ;
- проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка с ОВЗ, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в МАОУ, уровня его социализации.
- планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия,
- оказывать помощь ребёнку с ОВЗ в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
- Квалифицированная помощь логопеда
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психологическая характеристика индивидуальных особенностей ребёнка с синдромом Дауна:
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь проявляется поздно и на протяжении всей жизни остается недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, но, несмотря на тяжесть и интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остается практически сохраненной. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма различен. Это обусловлено генетическим и средовым фактором.
№ п/п | Характеризуемые параметры | Характеристика ребёнка |
Особенности эмоциональной сферы | ||
1 | Эмоциональные проявления | Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Девочка идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. |
Преобладающий эмоциональный фон | Преобладающий эмоциональный фон устойчивый. | |
Особенности поведения | ||
2 | Проблемы в поведении | Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами |
Особенности развития познавательной сферы | ||
3 | Восприятие | Восприятие значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту. |
Мышление | Сформировано наглядно-действенное мышление… | |
Внимание | Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами. | |
Память | Продуктивность запоминания: падающий характер запоминания. | |
Особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками | ||
4 | Особенности контакта со взрослыми | В контакт со взрослыми вступает сразу (не смотря на то, что Юля не говорит). |
Особенности контакта со сверстниками | Контакт со сверстниками носит игровой характер. |
Выявленные проблемы:
- Низкий уровень развития внимания.
- Низкий уровень развития зрительной памяти.
- Несформированность наглядно-образного, логического мышления.
- Недостаточная сформированность мелкой моторики.
- Несформированность сенсорных эталонов.
Принципы обучения:
- Индивидуальный подход;
- непрерывность;
- регулярность;
- планомерность;
- многократные повторения;
- постепенное повышение требований;
- учет возраста;
- оптимистический подход- «атмосфера успеха»;
- задействование разных каналов восприятия: наглядность, подключить осязание, слух, ощущение.
- Цель и задачи коррекционно-развивающей программы
Цель: развитие познавательных процессов, сенсорных восприятий, моторных навыков.
Задачи:
- Развивать внимание, память и мышление.
- Способствовать коррекции недостатков и развитию сенсорных функций, всех видов восприятия и формированию эталонных представлений.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
- Обогащать представления ребёнка об окружающем мире.
- Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна , данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
- Может сосредоточиться на интересном деле в течение 5-10 минут.
- Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.
- Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
- ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, хорошо двигается под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
- у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
- ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
- у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
- Организация коррекционно-развивающей работы
Количество занятий на весь период сопровождения | Количество занятий в месяц | Длительность занятия | Форма занятия |
9 | 1 | 20 мин. | Индивидуальная |
- Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 2 |
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | ПК | 1 |
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 1 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 2 |
3 | Песочный стол | 1 |
- Методическое обеспечение Программы
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Предметные карточки: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Насекомые», «Цветы», «Деревья», «Времена года», «Моя семья», «Птицы», «Животные леса», «Жизнь на ферме», «Гардероб», «Посуда», «Мебель», «Рыбы», «Профессии», «Военная техника», «Игрушки», «Транспорт». |
2 | Разрезные картинки различной тематики |
3 | Комплект дидактических игр «Цветные кляксы» |
4 | Дидактическая игра «Чувства в домиках» |
5 | Сюжетные картинки различной тематики |
6 | Демонстрационный материал «Расскажи про детский сад» |
7 | Формочки |
8 | Световой стол с песком |
Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности | |
№ п/п | Наименование |
1 | Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития: учебное пособие. – СПб.: Эко-Вектор, 2017 |
2 | Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. - М.: Владос, 2003 г. |
3 | Иванова Т.Б., Илюхива В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: методическое пособие. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2011 |
4 | Баряева Л.Б., Логинова К.А. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — СПб.: ЦЦК, 2010 |
5 | Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. |
6 | Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2005 |
7 | Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет ЗПР.-М.: Мозаика-Синтез, 2006г. |
- Динамика развития ребёнка[1]
- положительная - не значительная - динамика отсутствует - волнообразная
| ||||
№ п/п | Перечень коррекционных мероприятий | Содержание | Планирование | Взаимодействующие специалисты |
1 | Развитие интеллектуальных способностей | Развитие операций анализа и синтеза в предметно-практической деятельности | Ежедневно | Воспитатель |
2 | Развитие познавательной деятельности | Формирование способов восприятия, окружающего на полисенсорной основе. Формирование алгоритмов интеллектуальной деятельности | Ежедневно | Воспитатель |
3 | Развитие моторики | Развитие точности и координации движений тела. Развитие мелкой моторики рук | Ежедневно | Воспитатель. |
4 | Обучение навыками самообслуживания | Формирование установки на самостоятельность в быту. Формирование алгоритмов действий самообслуживания, текущего и итогового самоконтроля выполнения | Ежедневно | Воспитатель Мл.воспитатель |
5 | Развитие речи | Развитие всех компонентов языка: лексико-грамматического строя, фонетико-фонематической системы речи | Ежедневно | Воспитатель |
6 | Развитие психических процессов. | Развитие восприятия, представлений, внимания, памяти с использованием специальных методик и разных видов деятельности | Ежедневно | Воспитатель, Педагог-психолог |
7 | Развитие навыков пространственной ориентировки. | Обучение пространственной ориентировке и «пространственной лексике». | Ежедневно | Воспитатель. |
8 | Развитие навыков общества. | Развитие способности распознавать эмоциональные состояния собеседника и адекватно реагировать на них. Обучение опоре на контекст при понимании речи. Коррекция недостатков развития речи. | Ежедневно | Воспитатель |
9 | Развитие специфических видов творческой деятельности. | Обучение различным техникам продуктивной деятельности. | 2 раза в неделю | Воспитатель. |
10 | Адаптивная физическая культура | Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика и др. | 2 раза в неделю | Воспитатель. Инструктор по физ.культуре |
- Содержание коррекционно-развивающей работы
Месяц/неделя | № занятия/Тема | Задачи | Содержание | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | Занятие «Наш детский сад» |
|
| Кубик с разноцветными гранями; игрушки; мяч; кинетический песок; мелкие предметы. |
Октябрь | Занятие «Животные мама и детеныш» |
|
| Карточки с изображением игрушки, карточки с изображением теней игрушек, карточки для игры «Что изменилось: кукла?», картинки с изображением игрушек, разрезанных на несколько частей; картинка с изображением юлы, разрезанной на 2 части; карточки с изображением игрушек, наложенных друг на друга. |
Ноябрь | Занятие «Я и мое тело» |
|
| Карточки с изображением тела человека. Карточки с изображением разных частей лица. |
Декабрь | Занятие «Елочка-елка» |
|
| Сюжетная картинка – Зима-зимушка. Елка новогодняя. Дедушка Мороз и его помощники. Карточки с изображением елочки с игрушками. Снег, посуда для экспериментирования. |
Январь | Занятие «В гостях у сказки» |
|
|
|
Февраль | Занятие «Моя семья и мой дом» |
|
| Сюжетная картинка «Семья», мяч, карточки с изображением членов семьи; кубик «Семья», кубик «Эмоции» |
Март | Занятие «Весна пришла» |
|
| Мяч; сюжетная картинка «Весна»; карточки с изображением признаков времён года; поднос с песком, картинки животных (медведь, ёж, пчела, змея); камни марблс; запись релаксационной музыки. |
Апрель | Занятие «Песок и вода» |
|
| Интерактивная песочница с камушками (клад) Мелкие игрушки – морские обитатели (крабы, ракушки, пластмассовые наборы для игр с песком и водой ) |
Май | Занятие «Летняя пора» |
|
| Сюжетная картинка «лето»; карточки с изображением признаков времён года и их тени; мяч; мелкие предметы; широкая кисть; юнгианская песочница. |
- Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна
на логопедическом пункте.
Ф.И ребенка_______________________________________
Диагноз: ____________________________________________________________________________________________________________________
Задачи:
1. подготовка артикуляционного аппарата к звукопостановке;
2. развитие лицевого праксиса;
3. развитие общей и мелкой моторики;
4.развитие правильного дыхания;
5. развитие выразительности речи;
6. развитие фонематического восприятия.
7.развитие понимания речи, накопление пассивного
и активного словаря
Артикуляционная гимнастика, ее цель. | Упражнения для артикуляционной мускулатуры. | Описание упражнений. | Результат |
Цель: Улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движении. | Упражнения для щек: 2. «Полощим ротик» 3. «Футбол» Упражнения для языка и губ: 2. «Окно» | Ребенок вместе с логопедом, сидя перед зеркалом, смыкает губы, вытягивает их трубочкой и наполняет ротовую полость воздухом, а затем предлагает «сдуть пузырь», то есть выпустить воздух из ротовой полости; Выполнить упражнение «Надуй шарик», затем предложить «пополоскать ротик», перегонять воздух с одной щечки к другой; Приоткрыть рот, губы сомкнуть в трубочку и кончиком языка толкать то одну щечку, то другую с внутренней стороны; Перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы, верхние зубы должны находиться напротив нижних; | |
3. «Мост» | Из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно», расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до5; | ||
Мимическая гимнастика, ее цель | Упражнения для мимической мускулатуры | Описание упражнений | |
Цель: снятие спастичности и уменьшение саливации. | «Мы умеем улыбаться» «Мы умеем сердиться» «Мы умеем грустить» Для совершенствования органов артикуляции, применяю специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Например, "Удивись", "Огорчились", "Горький лук", "Веселимся", "Разбилась кукла", "Мама пришла". Артикуляционные упражнения сочетаю с речевым сопровождением, например "Подражаю я слону6 губы хоботком тяну", " Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!", "Маятник"(тик-так с движениями рук, руки развести в стороны и пропеть звук "А", соединить руки перед собой в форме обруча - звук "О"). | Ребенок вместе с логопедом перед зеркалом широко улыбается, рот открыт, брови слегка приподняты; Брови подняты, рот в положении как при артикулировании гласного звука «О»; Брови опущены, лоб и нос сморщены, губы в положении «Оскал»; Брови приподняты «Домиком», уголки губ опущены; | |
Развитие двигательной сферы, цель | Упражнения для развития общей моторики | Описание упражнений | |
Цель: улучшение общей координации движений. | «Щётки» Этой щеткой чищу зубы, | Имитация чистки зубов; Наклоны к ногам, руки к ушам; |
Развитие мелкой моторики, цель | Упражнения для развития мелкой моторики | Описание упражнений | |
Цель: развитие тонких движений пальцев рук, развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. | 1.«Кулачки-Ладошки-Ребрыши-Пальчики» 2. «Пальчики здороваются» | Логопед говорит «Кулачки» и, соответственно, принимает положение кулачков обеими руками, ребенок повторяет, затем положение «Ребрышки» ставит кисти рук на ребрышки и т.д. Поочередно пальцы обеих рук попарно соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т.д. | |
Постановка и развитие навыков правильного дыхания, цель | Упражнения для развития дыхания | Описание упражнений | |
Цель: развитие и совершенствование у ребенка правильного носового и ротового дыхания, а также речевого дыхания. | 1. «Вдох носом, выдох ртом» и наоборот; 3. «снегопад». 4. «Вдох – 1,2,3,4,5…», так же можно произносить гласные, пропевать строчки из любимых песен. | Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. | |
Развитие ритмико-интонационной стороны речи, цель | Упражнения для развития ритмико-интонационной стороны речи | Описание упражнений | |
Цель: развитие и совершенствование силы голоса и просодической стороны речи | Упражнение на развитие силы голоса 1) Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э. 2) Тянуть любой гласный звук максимально долго . | Логопед просит ребенка пропеть гласные звуки тихо и громко: А, О, У, Ы, Э. А, О, У, Ы, Э. | |
Развитие фонематического восприятия, цель | Упражнения для развития слухового и фонематического восприятия | Описание упражнений | |
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза | Восприятие неречевых звуков 1.Отгадай, что звучит Восприятие речевых звуков 1. Хлопни в ладоши 2.Волшебная цепочка | Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. Логопед называет ряд гласных звуков. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук А: О, У, И, А, У,И,О, А «Я буду произносить цепочку звуков, ты сначала внимательно ее послушай, а затем по моей команде повтори". Даем первую цепочку: "А–О". Затем торая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И". Работа с ней идет по тому же алгоритму и т.д. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. | |
Развитие понимания речи, цель | Упражнения для развития понимания речи | Описание упражнений | |
Цель: растормаживание речи, закрепление речевых форм, накопление и развитие пассивного и активного словаря. | 1. Выполнение словесных инструкций: «Поиграй с машинкой» | Логопед просит ребенка выполнить различные действий с игрушкой: поставить на полку, спрятать за стул и т.д. |
Условные обозначения для обозначения результата: + усвоил; / частично усвоил; - не усвоил
- Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна по психолого-педагогическому сопровождению ребенка - область «Художественно-эстетическое развитие» модуль «Музыка»
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка область «Художественно-эстетическое развитие» модуль «Музыка»
Музыкальный руководитель:
- диагностика (входная, итоговая); 2 раза в год
- индивидуальная работа на развивающих занятиях по музыкальному воспитанию в 2022/2023 учебный год -; 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;
- консультации для родителей по запросу.
Продолжительность групповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 10-15 минут.
Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком.
Лист педагогического сопровождения воспитанника музыкальным руководителем
Фамилия, имя ребенка _____________________________ (__________год жизни)
Направления деятельности музыкального руководителя
месяц | Основные направления в работе | Игры и упражнения с ребенком | Взаимодействие с семьей | Участники |
Сентябрь | Развитие тембрового и динамического восприятия | «Угадай, на чем играю?» «Тихо-громко» «Музыкальный магазин» Игра на детских музыкальных инструментах: ложки, бубен, колокольчик, металлофон | Консультация «Как создать условия для музыкального воспитания в семье» | Музыкальный руководитель Воспитатели Старший воспитатель |
Октябрь | Формирование навыков культуры слушания музыки | Слушание произведений из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков» | Беседа «Музыкален ли ваш ребенок», подбор детской аудиотеки по теме «Детский альбом» П.И. Чайковского» | Музыкальный руководитель Воспитатели Старший воспитатель Логопед |
Ноябрь | Обогащение музыкальных впечатлений путем восприятия разных жанров музыки | Слушание классической музыки. «Вальс», П.И. Чайковский, «Неаполитанская песенка» П.И. Чайковский, «Марш» Тиличеева Е. | Советы как научить слушать классическую музыку и высказывать свое мнение о ней. | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
Декабрь | Работа над звуковысотным восприятием | «Мама и детки», «Птица и птенчики», «Кто в домике живет?» | Консультация «Подбор музыкальных игр по развитию звуковысотного восприятия» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
Январь | Развитие психических процессов | «Яблоко», «Восстанови рисунок», «Запомни и нарисуй», «Соедини фигуры», «Дорисуй по клеткам» | Игры на закрепление: «Чего не достает?», «Что лишнее?», «Найди различия», «Парные предметы» Рекомендации «Особенности психических процессов» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
Февраль | Совершенствование музыкально-ритмических движений | Упражнение для рук. Польская народная мелодия Упражнение «Ковырялочка», рнм «Поскоки», Т.Ломовой | Беседа «Музыкальная подвижная игра и ее использование в домашних условиях» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
Март | Развитие и совершенствование ритмического слуха | «Ритмическая мозаика», «Раз, два, три за мною повтори», игра на одной пластине металлофона | «Особенности ритмического восприятия у детей с Синдромом Дауна», игры с ребенком: «Сыграй и повтори», «Запомни и повтори» | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
Апрель | Развитие певческих умений и навыков | «Скворушка», Ю.Слонова, сл. Л. Некрасовой «Бай-качи, качи», рнп «Веселая дудочка», М. Красева, сл. Н. Френкель | Беседа о развитии певческих умений и навыков с особенным ребенком. | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
Май | Побуждение к элементарному музыкальному творчеству | Дыхательная гимнастика, использование знакомых плясовых движений в импровизации. Выразительная передача музыкальных образов в игре, Песенное творчество, придумывание мелодии на металлофоне. | Памятка «Приемы развития музыкального творчества у ребенка с СД». Игры на развитие творческих способностей: Нарисуй музыку, выхожу я поплясать, музыкальная лесенка. | Музыкальный руководитель Воспитатели Родители Логопед |
- Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна по психолого-педагогическому сопровождению ребенка - область Физическое развитие.
Реализует инструктор по физической культуре.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи:
- Создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей.
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Воспитывать интерес к участию в подвижных играх.
- Продолжать под руководством медицинских работников проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетании с физическими упражнениями.
- Продолжать приучать детей следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
Примерные упражнения
Ежедневная утренняя гимнастика продолжительностью 8-10 минут.
Во время непосредственно образовательной деятельности и в промежутках проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
1 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать упражнять в равновесии, учить ориентироваться в пространстве зала, групповой комнаты. Учить ходить по извилистой линии между игрушками за воспитателем; учить ходить по кругу, держась за руку.
Игра с мячом. Продолжать учить бросать мяч в корзину (расст. 1 м.). прокатывать мяч в ворота, бросать мяч и ловить его двумя руками снизу.
Лазание. Продолжать учить ползать на четвереньках по лежащей на полу доске (шир. 30 см. дл. 1,5 м.); учить влезать на гимнастическую стенку (выс. 1 м.) и спускаться с нее произвольно.
2 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить ходить по извилистой линии между предметами (кеглями).
Игра с мячом. Продолжать учить бросать мяч левой и правой рукой вдаль; учить бросать мяч вверх, стараясь поймать его. Учить прокатывать мячи между кеглями (расст. 3 м., шир. ворот 30 см.). Учить бросать мячи в корзину из-за головы (выс. корзины 1-2 м. расст. 1,5 м.).
Лазание. Учить пролезать под веревку, дугу (выс.50 см.), учить влезать по гимнастической стенке с помощью согласованных движений рук и ног.
3 квартал:
Ходьба, бег. Продолжать учить ходить змейкой между предметами, ходить по шнуру, лежащему на полу.
Игра с мячом. Учить бросать мяч в горизонтальную цель двумя руками; учить ударять мяч об пол и ловить его.
Лазание. Продолжать учить подниматься по гимнастической стенке (с помощью взрослого), стараться согласовать движение рук и ног.
4 квартал.
Ходьба, бег. Продолжать учить ориентироваться в пространстве зала, комнаты: ходить группами с нахождением игрушек. Продолжать развивать координацию движений: учить ходить по извилистой дорожке между предметами; продолжать учить ходить с перешагиванием через предметы. Учить ходить, держа руки на поясе.
Метание, игры с мячом. Продолжать учить попадать мячом (диам.6- 8 м.) в корзину, стоящую на полу, с расстояния 1,5-2 м., бросая мяч двумя руками из-за головы. Учить метать маленькие мячи в горизонтальную цель.
Лазание. Продолжать учить подниматься по гимнастической стенке и спускаться с помощью взрослого, стараясь согласовать движение рук и ног.
Рекомендуемые игры
Подвижные игры: «Филин», «Кто ходит и летает», «Где самый большой мяч», «Ель, елка, елочка», «Мячик покатился», «Найди свой цвет», «Поезд», «Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Воробышки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Лошадки» и др.
Пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Белочка», «Сорока-ворона», «Цветок», «Замок» и др.
- Рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог - / Фамилия И.О.
___________________________________________
Заполняется от руки в конце реализации Программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа для ребенка 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна),образовательная область «Художественно – эстетическое развитие. Музыка» Срок реализации2016 -2017 учебный год
Данная программа разработана музыкальным руководителем для индивидуальной работы с ребёнком с синдромом Дауна....
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна)
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна). Полностью с Программой можно на сай...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога для работы с ребенком с ОВЗ (синдром Дауна)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Закрев...
Адаптированная программа для детей с ОВЗ (синдром Дауна)
Программа направлена на включение ребенка ОВЗ в коллектик дошкольников, развитие псих процессов....
Индивидуальная адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ 5-6 лет (синдром Дауна) на 2022-2023 г
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу 1 января 2014 года, обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребенку в период дошкольного детства н...
Адаптированная программа ребенка с ОВЗ ( Синдром Дауна), в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО) на 2023-2024 учебный год.
Пояснительная запискаПрограмма предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с Синдромом Дауна в возрасте 6 – 7 лет.Развитие речи и формирование коммуникат...