Тренинг для педагогов "Сосуд моей души"
план-конспект занятия по психологии
Тренинг для педагогов,направленный на снижение профессионального выгорания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosud_dushi.docx | 168.37 КБ |
sosud_dushi.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
«Сосуд моей души»
Цель: осознание и принятия своих индивидуальных особенностей вновь пришедшими педагогами, формирование позитивного отношения к самому себе и окружающим.
Задачи:
- способствовать самораскрытию посредством арт- техники «Роспись сосуда»;
- расширить представление о своем внутреннем мире;
- способствовать поиску внутренних ресурсов для преодоления трудностей.
Оборудование:
- стеклянные сосуды разной формы и размера
- гуашь, витражные краски
- кисточки
- Цветные карандаши, цветные ручки
- салфетки
- цветная бумага, резинки
- ракушки, пуговки, бусинки
- прозрачный круглый сосуд
- Интерактивная доска
- Видеозапись «Звуки природы»
Количество участников: 6-12 человек
Продолжительность занятия: 60-90 минут
Ход занятия:
Перед началом занятия каждому участнику предлагается оформить бейджик с именем на время занятия. Можно написать любое имя, близкое на данный момент.
Вступление ведущего
Ведущий: «Рада Вас приветствовать, если вы готовы, то давайте начнем нашу встречу с пожеланий самому себе на сегодня. А сделаем мы это следующим образом: для каждого пожелания вам предлагается выбрать любой из предложенных предметов (бусинки, пуговки, ракушки) и со словами пожелания поместить его в прозрачный круглый сосуд. Но сначала подержите выбранный предмет в руке, почувствуйте его форму, поверхность. Кто готов может начать».
После того, как все по кругу сказали пожелания самому себе, ведущий продолжает: «Мы в этом мире живем не одни, поэтому давайте свои пожелания подарим и окружающим (участники по очереди делают пожелания окружающим, помещая выбранные предметы в тот же сосуд). Посмотрите, какой у нас получился сосуд. Как мы его можем назвать? (сосуд добрых пожеланий, сосуд приятных слов, сосуд хорошего настроения…)»
Упражнение «Ассоциации»
Ведущий: «Скажите, а когда вы слышите слово «сосуд», какие ассоциации у вас возникают? (емкость, посуда, ваза, контейнер, вместилище, хранилище).
Действительно, в разных словаря слово сосуд рассматривается как
1) Посуда, посудина, всякая емкая вещь, изделие для держания, хранения чего либо. (Толковый словарь великорусского языка Владимира Даля.)
2) Вместилище (бутылка, кувшин) для жидких и сыпучих тел.
3) О человеке как средоточии, каких – либо свойств, качеств. (Большой Энциклопедический Словарь)
А тема нашего занятия «Сосуд моей души».
Наша душа тоже подобна сосуду. Она является вместилищем, хранилищем. Что хранится в нашей душе, может вы поможете мне ответить на вопрос? (участники высказывают свои предположения) Действительно, ее наполняют наши мысли, переживания, чувства, эмоции, увлечения, желания, события. Оставляют в ней след наши поступки и действия.
Лариса Рубальская в одном из своих стихотворений пишет:
Наша жизнь кино цветное
То печалит, то смешит
Может душу успокоить
Может вызвать боль души.
Какой будет «сосуд» нашей души зависит от нас самих, все в ваших руках».
Арт- техника «Роспись сосуда»
Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам попутешествовать по лабиринтам своей души, подумать, что наполняет вашу душу, какие образы и передать их при помощи красок и кисти, карандашей. Можно изобразить свой сосуд. А можно выбрать из заготовок. По желанию можно дорисовать фон.
Задание выполняется под музыкальное сопровождение.
По окончании творческого задания каждый представляет «сосуд» своей души. Желающие задают вопросы.
Притча «Сосуд жизни»
В одном небольшом процветающем селении жил мудрец по имени Прашанти, и был у него ученик Кшанти, который под руководством мудрого учителя постигал мир. И вот однажды решил мудрец преподнести своему ученику один важный урок.
- Принеси мне большой стеклянный сосуд.
Кшанти нашел замечательный прозрачный кувшин с широким горлышком.
-А теперь собери перед домом три кучи. В одной должны быть крупные камни, в другой речная галька, а в третьей песок.
Весь день трудился ученик, но выполнил задание.
Вышли они с учителем во двор, и говорит мудрец:
-Положи камни в сосуд!
Наполнил Кшанти стеклянный сосуд доверху и сказал учителю:
-Сосуд полон
-Ты уверен?
-Да, мой учитель.
-А теперь возьми гальку и наполни сосуд!
Кшанти стал брать по несколько галек и бросать поверх камней. Они проскальзывали между ними и падали на дно, пока вновь не наполнили сосуд доверху.
-Полон ли теперь сосуд?
Кшанти с трудом втиснул еще несколько галек и ответил:
-Да, теперь полон.
-А сейчас возьми песок и заполни сосуд!
Ученик стал брать горсти песка и сыпать поверх камней и гальки. Легко просачивались песчинки между ними, пока не заполнили его доверху. Полюбовался Кшанти на свою работу и сказал:
-Вот теперь сосуд точно полон.
Запомни Кшанти, нельзя делать поспешных выводов. Наша душа в течение всей жизни наполняется содержимым. Есть в ней и крупные события, которые могут изменить нашу жизнь, и повседневные дела и заботы, которые мы часто даже не замечаем и мелкие штрихи, но без них наш сосуд жизни не будет полон и все они имеют важное значение для его наполнения.
3)Рефлексия.
Ведущий: «Сегодня каждый попробовал представить «сосуд» своей души так, как он его представляет. Вспомните те пожелания, которые были сделаны в начале и возьмите из общего сосуда добрых слов то, чего особенно вам не хватает сейчас, продолжая пополнять содержимое своего внутреннего мира».
Каждый по кругу вместе с понравившимся предметом берет пожелание для своего сосуда.
В конце каждый участник выбирает конфетку с пожеланием для сосуда.
Приложение:
Пожелания для конфеток:
Делайте то, чего просит душа и тело.
Прилагайте максимум усилий и получите желаемое.
Пришло время закончить старое и начать новое.
Делайте то, что Вы считаете правильным для Вас.
Будьте внимательны к подсказкам судьбы.
Делайте то, чего просит душа и тело.
Вселенная слышит и понимает тебя. Не торопи события.
Хочешь найти новый путь — прямо сейчас сойди со старой дороги.
Сделай что-то важное прямо сейчас.
Если чувствуешь, что это твое — никого не слушай, рискни!
Настало время, чтобы просто расслабиться и отдохнуть.
Ваши надежды и планы превзойдут все ожидания.
Примите то, что не можете изменить, и почувствуете себя лучше.
Удача поможет вам пережить все трудные времена.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Осознание и принятие себя, своих индивидуальных особенностей.
Правила группы Слушать друг друга не перебивая Проявлять активность, уважение к коллегам Говорить только от своего лица Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Сосуд – что это такое?
Сосуд Посуда, посудина. Всякая емкая вещь, изделие, для держания, хранения чего-либо «Толковый словарь великого русского языка» Владимира Даля
Сосуд Вместилище, для жидких и сыпучих тел. О человеке как средоточии, каких- либо свойств, качеств. «Большой Энциклопедический словарь»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Музыка моей души"
Эссе музыкального руководителя....
Конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему: "Зеркало моей души"
Конспект НОД для старшей группы "Зеркало моей души" предназначен педагогам для работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников....
Тренинг для педагогов ДОУ "Сад моей души"
Профессия педагога тесно связана с повышенным эмоциональным фоном. Большая эмоциональная нагрузка приводит к тому, что педагог постоянно находится в состоянии стресса. Для развития эмоциональной...
Конспект тренинга для педагогов "Душа с душою говорит".
Тренинг для начинающих специалистов по развитию эмоционального интеллекта....
Тренинг для педагогов ДОУ "Сказка моей жизни"
Все мы знаем сказки и очень любим их, несмотря на возраст, сказка — это всегда волшебство, это шифровка, способ воздействия, древнее послание и всегда трансформация героя, его преобразования, ег...
Мастер-класс педагога-психолога в форме тренинга "Тепло моей души"
Мастер-класс в форме тренинга может проводиться с группой педагогов. Целью мастер-класса "Тепло моей души" является сплочение педагогического коллектива, развитие у педагогов эмпатии и самос...
Мастер-класс педагога-психолога в форме тренинга "Тепло моей души"
Мастер-класс в форме тренинга может проводиться с группой педагогов. Целью мастер-класса "Тепло моей души" является сплочение педагогического коллектива, развитие у педагогов эмпатии и самос...