Тренинг для педагогов "Сосуд моей души"
план-конспект занятия по психологии

Хайруллина Элеонора Ахмаджановна

Тренинг для педагогов,направленный на снижение профессионального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosud_dushi.docx168.37 КБ
Файл sosud_dushi.pptx1.06 МБ

Предварительный просмотр:

«Сосуд моей души»

Цель: осознание и принятия своих индивидуальных особенностей вновь пришедшими педагогами, формирование позитивного отношения к самому себе и окружающим.

Задачи:

  • способствовать самораскрытию посредством арт- техники «Роспись сосуда»;
  • расширить представление о своем внутреннем мире;
  • способствовать поиску внутренних ресурсов для преодоления трудностей.

Оборудование:

  • стеклянные сосуды разной формы и размера
  • гуашь, витражные краски
  • кисточки
  • Цветные карандаши, цветные ручки
  • салфетки
  • цветная бумага, резинки
  • ракушки, пуговки, бусинки
  • прозрачный круглый сосуд
  • Интерактивная доска
  • Видеозапись «Звуки природы»

Количество участников: 6-12 человек

Продолжительность занятия:  60-90 минут

Ход занятия:

Перед началом занятия каждому участнику предлагается оформить  бейджик с именем на время занятия. Можно написать любое имя, близкое на данный момент.

Вступление ведущего

Ведущий: «Рада Вас приветствовать, если вы готовы, то давайте начнем нашу встречу с пожеланий самому себе на сегодня. А сделаем мы это следующим образом: для каждого пожелания вам предлагается выбрать любой из предложенных предметов (бусинки, пуговки, ракушки) и со словами пожелания поместить его в прозрачный круглый сосуд. Но сначала подержите выбранный предмет в руке, почувствуйте его форму, поверхность. Кто готов может начать».

После того, как все по кругу сказали пожелания самому себе, ведущий продолжает: «Мы в этом мире живем не одни, поэтому давайте свои пожелания подарим и окружающим (участники по очереди делают пожелания окружающим, помещая выбранные предметы в тот же сосуд). Посмотрите, какой у нас получился сосуд. Как мы его можем назвать? (сосуд добрых пожеланий, сосуд приятных слов, сосуд хорошего настроения…)»

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий: «Скажите, а когда вы слышите слово «сосуд», какие ассоциации у вас возникают? (емкость, посуда, ваза, контейнер, вместилище, хранилище).

Действительно, в разных словаря слово сосуд рассматривается как

1) Посуда, посудина, всякая емкая вещь, изделие для держания, хранения чего либо. (Толковый словарь великорусского языка Владимира Даля.)

2) Вместилище (бутылка, кувшин) для жидких и сыпучих тел.

3) О человеке как средоточии, каких – либо свойств, качеств. (Большой Энциклопедический Словарь)

А тема нашего занятия «Сосуд моей души».

Наша душа тоже подобна сосуду. Она является вместилищем, хранилищем. Что хранится в нашей душе, может вы поможете мне ответить на вопрос? (участники высказывают свои предположения) Действительно, ее наполняют наши мысли, переживания, чувства, эмоции, увлечения, желания, события. Оставляют в ней след наши поступки и действия.

Лариса Рубальская в одном из своих стихотворений пишет:

Наша жизнь кино цветное

То печалит, то смешит

Может душу успокоить

Может вызвать боль души.

Какой будет «сосуд» нашей души зависит от нас самих, все в ваших руках».

Арт- техника «Роспись сосуда»

Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам попутешествовать по лабиринтам своей души, подумать, что наполняет вашу душу, какие образы и передать их при помощи красок и кисти, карандашей. Можно изобразить свой сосуд.  А можно выбрать из заготовок. По желанию можно дорисовать фон.

Задание выполняется под музыкальное сопровождение.

По окончании творческого задания каждый представляет «сосуд» своей души. Желающие задают вопросы.

Притча «Сосуд жизни»

В одном небольшом процветающем селении жил мудрец по имени Прашанти, и был у него ученик Кшанти, который под руководством мудрого учителя постигал мир. И вот однажды решил мудрец преподнести своему ученику один важный урок.

- Принеси мне большой стеклянный сосуд.

Кшанти нашел замечательный прозрачный кувшин с широким горлышком.

-А теперь собери перед домом три кучи. В одной должны быть крупные камни, в другой речная галька, а в третьей песок.

Весь день трудился ученик, но выполнил задание.

Вышли они с учителем во двор, и говорит мудрец:

-Положи камни в сосуд!

Наполнил Кшанти стеклянный сосуд доверху и сказал учителю:

-Сосуд полон

-Ты уверен?

-Да, мой учитель.

-А теперь возьми гальку и наполни сосуд!

Кшанти стал брать по несколько галек и бросать поверх камней. Они проскальзывали между ними и падали на дно, пока вновь не наполнили сосуд доверху.

-Полон ли теперь сосуд?

Кшанти с трудом втиснул еще несколько галек и ответил:

-Да, теперь полон.

-А сейчас возьми песок и заполни сосуд!

Ученик стал брать горсти песка и сыпать поверх камней и гальки. Легко просачивались песчинки между ними, пока не заполнили его доверху. Полюбовался Кшанти на свою работу и сказал:

-Вот теперь сосуд точно полон.

Запомни Кшанти, нельзя делать поспешных выводов. Наша душа в течение всей жизни наполняется содержимым. Есть в ней и крупные события, которые могут изменить нашу жизнь, и повседневные дела и заботы, которые мы часто даже не замечаем и мелкие штрихи, но без них наш сосуд жизни не будет полон и все они имеют важное значение для его наполнения.

3)Рефлексия.

Ведущий: «Сегодня каждый попробовал представить «сосуд» своей души так, как он его представляет. Вспомните те пожелания, которые были сделаны в начале и возьмите из общего сосуда добрых слов то, чего особенно вам не хватает сейчас, продолжая пополнять содержимое своего внутреннего мира».

Каждый по кругу вместе с понравившимся предметом берет пожелание для своего сосуда.

В конце каждый участник выбирает конфетку с пожеланием для сосуда.

Приложение:

C:\Users\vener\Desktop\психолог\тренинг  педагоги\hello_html_m6b478b2a.gif

C:\Users\vener\Desktop\психолог\тренинг  педагоги\kak-narisovat-vazu-60 (1).jpg

C:\Users\vener\Desktop\психолог\тренинг  педагоги\vase-clipart-coloring-2.jpg

C:\Users\vener\Desktop\психолог\тренинг  педагоги\сосуды.jpgC:\Users\vener\Desktop\психолог\тренинг  педагоги\hello_html_72fde7b2.jpg

Пожелания для конфеток:

Делайте то, чего просит душа и тело.

Прилагайте максимум усилий и получите желаемое.

Пришло время закончить старое и начать новое.

Делайте то, что Вы считаете правильным для Вас.

Будьте внимательны к подсказкам судьбы.

Делайте то, чего просит душа и тело.

Вселенная слышит и понимает тебя. Не торопи события.

Хочешь найти новый путь — прямо сейчас сойди со старой дороги.

Сделай что-то важное прямо сейчас.

Если чувствуешь, что это твое — никого не слушай, рискни!

Настало время, чтобы просто расслабиться и отдохнуть.

Ваши надежды и планы превзойдут все ожидания.

Примите то, что не можете изменить, и почувствуете себя лучше.

Удача поможет вам пережить все трудные времена.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сосуд моей души…» «Сосуд моей души…»

Слайд 2

Цель Осознание и принятие себя, своих индивидуальных особенностей.

Слайд 3

Правила группы Слушать друг друга не перебивая Проявлять активность, уважение к коллегам Говорить только от своего лица Не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную информацию об участниках В случае нежелания выполнять какое‑либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Слайд 4

Сосуд – что это такое?

Слайд 5

Сосуд Посуда, посудина. Всякая емкая вещь, изделие, для держания, хранения чего-либо «Толковый словарь великого русского языка» Владимира Даля

Слайд 6

Сосуд Вместилище, для жидких и сыпучих тел. О человеке как средоточии, каких- либо свойств, качеств. «Большой Энциклопедический словарь»

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Музыка моей души"

Эссе музыкального руководителя....

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста на тему: "Зеркало моей души"

Конспект НОД для старшей группы "Зеркало моей души" предназначен педагогам для работы по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников....

Тренинг для педагогов ДОУ "Сад моей души"

Профессия педагога тесно связана с повышенным эмоциональным фоном. Большая эмоциональная нагрузка приводит к тому, что педагог постоянно находится в состоянии стресса.  Для развития эмоциональной...

Конспект тренинга для педагогов "Душа с душою говорит".

Тренинг для начинающих специалистов по развитию эмоционального интеллекта....

Тренинг для педагогов ДОУ "Сказка моей жизни"

Все мы знаем сказки и очень любим их, несмотря на возраст, сказка — это всегда волшебство, это шифровка, способ воздействия, древнее послание и всегда трансформация героя, его преобразования, ег...

Мастер-класс педагога-психолога в форме тренинга "Тепло моей души"

Мастер-класс в форме тренинга может проводиться с группой педагогов. Целью мастер-класса "Тепло моей души" является сплочение педагогического коллектива, развитие у педагогов эмпатии и самос...

Мастер-класс педагога-психолога в форме тренинга "Тепло моей души"

Мастер-класс в форме тренинга может проводиться с группой педагогов. Целью мастер-класса "Тепло моей души" является сплочение педагогического коллектива, развитие у педагогов эмпатии и самос...