Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста
методическая разработка по психологии

Братчина Алина Алексеевна

В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов.  Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, в том числе стиль семейного воспитания, особенности родительско-детских отношений. Факторами внутреннего воздействия являются наследственность, особенности физического и психического развития.

Здоровое эмоциональное развитие предполагает эмоциональную устойчивость, умение контролировать тревогу и раздражение в психотравмирующих ситуациях. Поведение ребёнка, как правило, адекватно ситуации и лишено каких-либо чрезмерно выраженных реакций (например, протеста) в ответ на провоцирующий фактор (замечание со стороны взрослого). Социальное развитие предполагает адекватный баланс между зависимостью и автономией, достаточно гибкие отношения со взрослыми и детьми, умение использовать предшествующий опыт в формировании новых, нужных личности отношений, достаточно быструю адаптацию к новым условиям.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нор-мального возрастного развития.

В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами.

В возрасте от 3 до 7 лет (дошкольный возраст) доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды, связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3–4 и 7 лет. В период возрастного кризиса 3–4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях.

В возрасте от 7 до 11 лет (младший школьный возраст) доминирует аффективный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение эмоциональной восприимчивости, впечатлительность, тревожность, формирование различных состояний страха (тревоги), которые отличаются стабильностью. Эмоциональные и поведенческие реакции являются следствием воздействия психологических факторов.

В возрасте от 12 до15 лет (средний школьный возраст) до-минирует эмоционально-идеаторный тип реагирования. Для данного возраста характерны эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, обидчивость, обусловленные частыми колебаниями настроения в течение дня, проявление определённых характерологических особенностей, склонность к формированию конфликтных ситуаций, что затрудняет социальную адаптацию подростка.

В возрасте 16–18 лет (ранняя юность, или старший школьный возраст) наблюдается стабилизация эмоционального состояния. Старшие школьники чаще проявляют волевые черты характера: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание — при достижении важных для них целей, разрешении сложных ситуаций. Человек имеет определенное представление о своих возможностях и стремится реализовать их путем выбора будущей специальности.

Развитие эмоциональных и поведенческих проблем может начинаться с единичных реакций и со временем перейти в формирование стойкого патологического процесса.

В детском возрасте часто проявляются такие отклонения в поведении, как гиперактивность и импульсивноть, оппозиционно-вызывающее поведение. Гиперактивность и импульсивность часто сочетаются с нарушением внимания.  

Поведенческие и эмоциональные проблемы взаимосвязаны. Поведенческие часто выступают на первый план и скрывают сопровождающие их эмоциональные проблемы.

Эмоциональные проблемы у детей проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей основана на комплексном подходе.

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.).

На начальном этапе изучения личности ребёнка в качестве одного из основных диагностических методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.  Основные принципы этого метода заключаются в следующем:

в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого ребенка; наблюдение реализуется непрерывно.

В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с нарушениями в эмоционально-волевой и поведенческой сфере  в ДОУ учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой и эмоционально-волевой сфер: стремление ребенка к контакту с воспитателями; стремление ребенка к контакту со сверстниками; характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта); преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);  ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;  особенности и характер поведенческих проявлений (тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости); особенности преобладающего эмоционального фона; характер и содержание высказываний ребенка в процессе игры.

Регулярные наблюдения  за детьми  в естественных ситуациях -  в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже проводим используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

 Комплексное применение позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу, получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы, подтвердить данные других тестов. Кроме диагностики самого ребенка, необходимо получить информацию о нем от родителей и педагогов. Также исследуется поле семейных и социальных отношений.

Методики

для диагностики тревожно-фобических расстройств у детей

- методика «Паровозик» (С. В. Велиевой) (выявление тревожности у дошкольников с 2,5 лет);

- тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (для детей 4–7 лет);

- методика диагностики школьной тревожности А. Amen в модификации А. М. Прихожан (для детей 6–9 лет);

- методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захарова и М. А. Панфиловой) (для детей 3–15 лет);

- методика «Рисунок семьи» (Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосевой) (применяется с 3–4-летнего возраста);

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М. 3. Дукаревич) (применяется с 5–6 лет);

- проективный тест «Дом — дерево — человек» (Дж. Бак) (применяется с 3–4-летнего возраста);

- графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой) (применяется с 3-летнего возраста);

 - цветовой тест Люшера (для детей 8–14 лет), упрощенный вариант;

- детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) (Л. Беллак, С. Беллак) (для детей 3–10 лет).

Методики для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью 

- тест Тулуз — Пьерона (для детей 6–11 лет);

- методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера) (для детей 6,5–9 лет);

- методика «Найди и вычеркни» (адаптация Е. В. Доценко) (для детей 4–6 лет);

 - методика «Таблицы Э. Шульте» (упрощенный вариант) (для детей с 6-7 лет);

- методика «ДА и НЕТ» (Е. Е. Кравцова) (для детей 6–7 лет);

- проба на реципрокную координацию (А. Р. Лурия) (применяется для диагностики мелкой моторики с 4 лет);

- исследование моторики и координации движений у детей. (Н. Н. Заваденко) (для детей 5–14 лет);

- тест самоконтроля и произвольности (для детей 5–11 лет).

Методики для диагностики агрессивных нарушений у детей

- тест «Рука» (Hand test) (применяется с 3–4-летнего возраста) (Э. Вагнер);

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М. 3. Дукаревич) (применяется с 5–6 лет);

- проективный тест «Дом — дерево — человек» (Дж. Бак) (применяется с 3–4-летнего возраста);

- методика диагностики показателей и форм агрессии Басса — Дарки (в модификации Г. В. Резапкиной) (для детей 7–15 лет);

- графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой) (применяется с 3-летнего возраста)

Методики для диагностики депрессивных состояний у детей

- проективный тест «Дом — дерево — человек» (Дж. Бак) (применяется с 3–4-летнего возраста);

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М. 3. Дукаревич) (применяется с 5–6 лет);

- детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) (Л. Беллак, С. Беллак) (для детей 3–10 лет).

Методики для диагностики отклоняющегося поведения у детей

- графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой) (применяется с 4-летнего возраста);

- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М. 3. Дукаревич) (применяется с 5–6 лет);

- проективный тест «Дом — дерево — человек» (Дж. Бак) (применяется с 3–4-летнего возраста);

- проективная методика «Человек под дождем» (Е. В. Романова, Т. И. Сытько) (применяется с 5–6 лет);

Интересной версией методики «Рисунок человека» является задание «Нарисуй человека под дождем». Эта простая модификация основной инструкции дает необыкновенно богатый клинический материал, позволяющий оценить поведение человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора, в данном случае — дождя.

Методики для выявления особенностей межличностных и внутрисемейных отношений 

- методика исследования межличностных отношений ребенка Рене Жиля (для детей 4–12 лет);

- методика «Рисунок семьи» (Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосевой) (применяется с 3–4-летнего возраста);

- проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бене) (для детей 4–6 лет);

- семейный тест отношений (СТО) (модифицированный вариант И. М. Марковской) (для детей 6–14 лет);

- проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (применяется с 3–4 лет);

- проективная методика «Семья в образах животных» (применяется с 3–4 лет);

- детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) (Л. Беллак, С. Беллак) (для детей 3–10 лет);

- проективная методика «Три дерева» (Э. Клессман) (применяется с 6 лет).

Опросники для родителей

 - методика «Неоконченные предложения» (А. М. Щетинина);

- опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) (И. М. Марковская);

- тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин);

- методика PARI. Тест-опросник изучения родительских установок (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);

- анкета для родителей детей 5–15 лет для выявления СДВГ и малых мозговых дисфункций (Н. Н. Заваденко).

Опросники для педагогов 

- анкета для педагогов «Выявление синдрома дефицита внимания» (Е. В. Шарапановской);

- карта наблюдений (Д. Стотта);

- опросники Т. М. Ахенбаха для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....

Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собст...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....

Защита опыта на заседании городского методического объединения педагогов-психологов дошкольных учреждений г.Южно-Сахалинска.Презентация "Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с помощью игры" .

ull;Эмоции – это отражение состояния души человека, которое видимо окружающим. А уметь управлять эмоциями –это настоящее искусство. А научить человека управлять своими эмоциями искусство...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПРПроблема интеллектуальной недостаточности в настоящее время приобретает все большую актуальность.Изучая факторы, влияющи...