Проект «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
проект по рисованию (старшая группа)

Новоковская Наталия Ивановна

Содержание

Введение (пояснительная записка)………………………………………………3

Основная часть……………………………………………….................................6

Оценка результатов и отчетность………………………………………………12

Приложения……………………………………………………………………...13

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Тема: «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

        

Новоковская Наталия Ивановна

 2021 год

Содержание

Введение (пояснительная записка)………………………………………………3

Основная часть……………………………………………….................................6

Оценка результатов и отчетность………………………………………………12

Приложения……………………………………………………………………...13


Введение

В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт - терапия.

На протяжении долгого времени арт - терапия (буквально «терапия искусством») успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.

Издавна философы и педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусств в целях врачевания наблюдалось в древней Греции, Китае, Индии. Специальные исследования выявили положительное влияние арт - терапии на различные системы организма человека: сердечно - сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В нашей стране арт -терапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии.

В последнее время арт - терапия все больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и дает положительные результаты.

Поскольку арт - терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка-музыкотерапия, изобразительное искусство -изотерапия, танец, движение - кинезитерапия, театр - имаготерапия, литература – библео - терапия). В свою очередь каждый вид терапии подразделяется на подвиды. Однако основой для всех видов арт - терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.

Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт - терапии. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку с ограниченными возможностями ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок может даже соприкоснуться с болезненными и пугающими его неприятными образами, таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется в работе с детьми с нарушением эмоционально-поведенческой сферы для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.

Цель проекта: создание условий для коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображения.

Задачи:

  • познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
  • вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; 
  • развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
  • поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный (6 месяцев).


Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

Методы: наглядный, словесный, практический.

Формы: беседа, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, консультирование.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Проект реализовывался в старшей группе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • составление плана работы с детьми, родителями;
  • создание предметно-пространственной среды для проведения различных форм работы с детьми и родителями;
  • оформление папки-передвижки, консультаций для родителей по теме проекта

Основной:

  • подготовка стендовой информации: консультация «Значение рисования нетрадиционными способами», папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования»;
  • проведение ОД (занятий), игр с детьми

Заключительный:

  • мастер-класс для родителей по теме: «Рисование картофельными штампами»;
  • выставка совместных работ детей и родителей с мастер-класса «Рисование картофельными штампами».

План-график мероприятий

Этапы проекта

Сроки

Мероприятия

Участники

Подготовительный

Сентябрь
(1-4 неделя)

  1. Выбор темы проекта;
  2. Составление плана проекта;
  3. Составление плана работы с детьми, родителями;
  4. Создание предметно-пространственной среды для проведения различных форм работы с детьми и родителями;
  5. Оформление папки-передвижки «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение 1), консультации для родителей по теме: «Значение рисования нетрадиционными способами» (Приложение 2)

Воспитатель

Основной

Октябрь
(1 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «Пасмурный осенний день»
    (Приложение 3)
  2. Проведение дидактической игры «Времена года и краски»
    (Приложение 4)
  3. Представление стендовой информации для родителей: папки  - передвижки «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение 1), консультации для родителей по теме: «Значение рисования нетрадиционными способами» (Приложение 2)

Воспитатель, дети, родители

Октябрь
(2 неделя)

  1. Проведение дидактической игры «Хамелеон»
    (Приложение 5)
  2. Проведение подвижной игры «Краски»
    (Приложение 6)

Воспитатель, дети

Октябрь
(3 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «Деревья в осеннем наряде»
    (Приложение 7)
  2. Проведение дидактической игры «Стрелка, стрелка, покружись»
    (Приложение 8)

Воспитатель, дети

Ноябрь
(1 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «На морском дне»
    (Приложение 9)

Воспитатель, дети

Ноябрь
(2 неделя)

  1. Проведение дидактической игры «Угадай, какого цвета одежда»
    (Приложение 10)
  2. Проведение дидактической игры «Превращение цвета»
    (Приложение 11)

Воспитатель, дети

Ноябрь
(3 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «Веселый еж»
    (Приложение 12)
  2. Проведение дидактической игры «Воздушные шары»
    (Приложение 13)

Воспитатель, дети

Декабрь
(1 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «Зимний лес»
    (Приложение 14)
  2. Проведение дидактической игры «Краски и волшебство»
    (Приложение 15)

Воспитатель, дети

Декабрь
(2 неделя)

  1. Проведение дидактической игры «Художник по имени природа»
    (Приложение 16)
  2. Проведение подвижной игры «Живое домино»
    (Приложение 17)

Воспитатель, дети

Декабрь
(3 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «В гости к Снеговику»
    (Приложение 18)
  2. Проведение дидактической игры «Коробочки»
    (Приложение 19)

Воспитатель, дети

Январь

(3 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «Новогодняя елочка»
    (Приложение 20)

Воспитатель, дети

Январь
(4 неделя)

  1. Проведение ОД (занятие) по художественно-эстетическому развитию «Зимние узоры»
    (Приложение 21)

Воспитатель, дети

Заключительный

Февраль

(1 неделя)

  1. Проведение мастер-класса для детей и родителей «Рисование картофельными штампами»
    (Приложение 22)

Воспитатель, дети, родители

Февраль
(2 неделя)

  1. Выставка совместных работ детей и родителей с мастер-класса «Рисование картофельными штампами»
  2. Подведение итогов проекта

Воспитатель

Оценка результатов и отчетность:

  • у детей сформировались знания о нетрадиционных техниках рисования;
  • дети старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • дети стали более внимательными, аккуратными;
  • у родителей повысились знания об использовании нетрадиционных техник рисования;
  • родители приняли активное участие в мастер-классе.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)

Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...

Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...