Проект «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
проект по рисованию (старшая группа)
Содержание
Введение (пояснительная записка)………………………………………………3
Основная часть……………………………………………….................................6
Оценка результатов и отчетность………………………………………………12
Приложения……………………………………………………………………...13
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Тема: «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Новоковская Наталия Ивановна
2021 год
Содержание
Введение (пояснительная записка)………………………………………………3
Основная часть……………………………………………….................................6
Оценка результатов и отчетность………………………………………………12
Приложения……………………………………………………………………...13
Введение
В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является арт - терапия.
На протяжении долгого времени арт - терапия (буквально «терапия искусством») успешно используется в медицине, педагогике, психологии, в том числе и специальной.
Издавна философы и педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусств в целях врачевания наблюдалось в древней Греции, Китае, Индии. Специальные исследования выявили положительное влияние арт - терапии на различные системы организма человека: сердечно - сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В нашей стране арт -терапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии.
В последнее время арт - терапия все больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми с эмоциональными нарушениями и дает положительные результаты.
Поскольку арт - терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка-музыкотерапия, изобразительное искусство -изотерапия, танец, движение - кинезитерапия, театр - имаготерапия, литература – библео - терапия). В свою очередь каждый вид терапии подразделяется на подвиды. Однако основой для всех видов арт - терапии является художественная деятельность субъекта, посредством активизации которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии.
Изотерапия (рисуночная терапия) — один из наиболее распространенных видов арт - терапии. Рисование — это творческий акт, позволяющий ребенку с ограниченными возможностями ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию. Рисуя, ребенок может даже соприкоснуться с болезненными и пугающими его неприятными образами, таким образом, рисование выступает как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется в работе с детьми с нарушением эмоционально-поведенческой сферы для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов и т.д. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
Цель проекта: создание условий для коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображения.
Задачи:
- познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
- поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный (6 месяцев).
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
Методы: наглядный, словесный, практический.
Формы: беседа, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, консультирование.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Проект реализовывался в старшей группе с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- составление плана работы с детьми, родителями;
- создание предметно-пространственной среды для проведения различных форм работы с детьми и родителями;
- оформление папки-передвижки, консультаций для родителей по теме проекта
Основной:
- подготовка стендовой информации: консультация «Значение рисования нетрадиционными способами», папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования»;
- проведение ОД (занятий), игр с детьми
Заключительный:
- мастер-класс для родителей по теме: «Рисование картофельными штампами»;
- выставка совместных работ детей и родителей с мастер-класса «Рисование картофельными штампами».
План-график мероприятий
Этапы проекта | Сроки | Мероприятия | Участники |
Подготовительный | Сентябрь |
| Воспитатель |
Основной | Октябрь |
| Воспитатель, дети, родители |
Октябрь |
| Воспитатель, дети | |
Октябрь |
| Воспитатель, дети | |
Ноябрь |
| Воспитатель, дети | |
Ноябрь |
| Воспитатель, дети | |
Ноябрь |
| Воспитатель, дети | |
Декабрь |
| Воспитатель, дети | |
Декабрь |
| Воспитатель, дети | |
Декабрь |
| Воспитатель, дети | |
Январь (3 неделя) |
| Воспитатель, дети | |
Январь |
| Воспитатель, дети | |
Заключительный | Февраль (1 неделя) |
| Воспитатель, дети, родители |
Февраль |
| Воспитатель |
Оценка результатов и отчетность:
- у детей сформировались знания о нетрадиционных техниках рисования;
- дети старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- дети стали более внимательными, аккуратными;
- у родителей повысились знания об использовании нетрадиционных техник рисования;
- родители приняли активное участие в мастер-классе.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...
Проект "Влияние нетрадиционных техник изобразительного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей детского сада....
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с помощью нетрадиционных игр и упражнений" (консультация для родителей)
Представлены игры по развитию мелкой моторики, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях....
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.
Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....
«Логопедическая ритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Театрализованное приключение по сказке "Колобок"...
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...
Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...