Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа) по теме
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справиться с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей.
Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия развития.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые ещё не освоили слова, ценности и правила взрослых.
Цель игровой терапии - не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.
Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлечённости в неё.
Я целиком рядом с ребёнком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.
Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появится.
Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.
Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребёнком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).
Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят, возится с песком. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.
Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нём машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее ребёнок, тем длительнее «песочный период».
Песок и вода могут по желанию ребёнка превратится во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в эти минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными, касается это и детей, страдающих энурезом. Это заболевание часто является неблагополучных отношений в семье.
Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям, научится самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока, они не нужны.
Процесс установления запретов делится на несколько этапов.
Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребёнка. Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил своё поведение.
Этап 2. Сообщите ребёнку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребёнку принять на себя ответственность и действовать соответственно.
Этап 3. Укажите ребёнку приемлемую альтернативу.
Этап 4. Предъявите ребёнку ультиматум-возможность последнего выбора. Его условия должны быть сформулированы очень чётко, чтобы ребёнок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь всё, что он сделает, станет следствием его собственного решения.
Какие результаты даёт игровая терапия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике:
-приобретают способность управлять своим поведением;
-легче переносят запреты;
-становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми;
-легче вступают в сотрудничество;
-выражают гнев более «пристойными» способами;
-в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_terapiya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние игровой терапии на познавательную и
поведенческую сферу детей.
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справится с этим можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на детей.
Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия развития.
Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые ещё не освоили слова, ценности и правила взрослых.
Цель игровой терапии - не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенчиским навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой терапии нет ничего необычного.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.
Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлечённости в неё.
Я целиком рядом с ребёнком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.
Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появится.
Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.
Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребёнком иры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).
Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят возится с песком. А с годами желание поближе познакомиться с тем, с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.
Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нём машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитанее ребёнок, тем длительнее «песочный период».
Песок и вода могут по желанию ребёнка превратится во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в эти минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными, касается это и детей, страдающих анурезом. Это заболевание часто является неблагополучных отношений в семье.
Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям, научится самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока, они не нужны.
Процесс установлентя запретов делится на несколько этапов.
Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребёнка. Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил своё поведение.
Этап 2. Сообщите ребёнку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребёнку принять на себя ответственность и действовать соответственно.
Этап 3. Укажите ребёнку приемлемую альтернативу.
Этап 4. Предъявите ребёнку ультиматум-возможность последнего выбора. Его условия должны быть сформулированы очень чётко, чтобы ребёнок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь всё, что он сделает, станет следствием его собственного решения.
Какие результаты даёт игровая терапия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике:
-приобретают способность управлять своим поведением;
-легче переносят запреты;
-становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми;
-легче вступают в сотрудничесто;
-выражают гнев более «пристойными» способами;
-в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста
Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....
Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
Театрально - игровая деятельность. Коррекционная деятельность....
Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков...
Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"
Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников св...
Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста
В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....
Музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Музыкальная терапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Интересный матерьял, мастер класс для воспитателей, музыкальных руководителей, учителей логопедов в рабо...
Проект «Возможности нетрадиционных техник изображения в коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
СодержаниеВведение (пояснительная записка)………………………………………………3Основная част...