Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферу детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа) по теме

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справиться с этим можно лишь применяя  различные  адекватные методы воздействия на детей.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия развития.

Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые ещё не освоили слова, ценности и правила взрослых.

Цель игровой терапии -  не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность  «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 

         С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой  терапии нет ничего необычного.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.

Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлечённости в неё.

Я целиком рядом с ребёнком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.

Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появится.

Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.

Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребёнком игры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).

Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят, возится с песком. А с годами желание поближе познакомиться с тем,  с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.

Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нём машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитаннее ребёнок, тем длительнее «песочный период».

Песок и вода могут по желанию ребёнка превратится во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в эти минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными, касается это и детей, страдающих энурезом.  Это заболевание часто является неблагополучных отношений в семье.

Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям,  научится самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока, они не нужны.

Процесс установления запретов делится на несколько этапов.

Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребёнка. Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил своё поведение.

 Этап 2. Сообщите ребёнку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребёнку  принять на себя ответственность и действовать соответственно.

 Этап 3. Укажите ребёнку приемлемую альтернативу.

 Этап 4. Предъявите ребёнку ультиматум-возможность последнего выбора. Его условия должны быть сформулированы очень чётко, чтобы ребёнок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь всё, что он сделает, станет следствием его собственного решения.

Какие результаты даёт игровая терапия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике:

-приобретают способность управлять своим поведением;

-легче переносят запреты;

-становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми;

-легче вступают в сотрудничество;

-выражают гнев более «пристойными» способами;

-в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_terapiya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние игровой терапии на познавательную и      

                поведенческую сферу детей.

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 5-6 лет назад, не нуждается в доказательствах. Год от года растет число детей с различными трудностями в поведении. Каждый из педагогов знает это по собственному опыту. Справится с этим можно лишь применяя  различные  адекватные методы воздействия на детей.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способен к личному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия развития.

Игра, как известно, наиболее естественный способ проникновения в мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые ещё не освоили слова, ценности и правила взрослых.

Цель игровой терапии -  не менять и не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенчиским навыкам, а дать возможность  «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.  

         С точки зрения постороннего наблюдателя в игровой  терапии нет ничего необычного.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Я отказываюсь от роли руководителя, я просто хозяйка комнаты, в которой можно играть.

Я активна, но не в смысле управления деятельностью ребёнка, а в смысле эмоциональной вовлечённости в неё.

Я целиком рядом с ребёнком. Он - самый важный человек для меня в эту минуту.

Я не выдвигаю своих требований, какими бы важными они мне ни казались. Ребёнок появился на свет не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Я должна быть терпеливой: чем меньше ждёшь результатов, тем быстрее они появится.

Я настроена на получение удовольствия от общения с ребёнком.

Одно из преимуществ метода игровой терапии в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Процесс совместной с ребёнком иры органично включается в режим дня (лучше рано утром или вечером, когда в группе мало детей).

Для игровой терапии достаточно стандартного набора игрушек и подсобных средств. Известно, что дети очень любят возится с песком. А с годами желание поближе познакомиться с тем,  с чем знакомиться запрещают, накапливается. И в подростковом возрасте это любопытство может принять неожиданную форму.

Ну а если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром песке, закапывают в нём машинки и куклы, строят домики и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и воспитанее ребёнок, тем длительнее «песочный период».

Песок и вода могут по желанию ребёнка превратится во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с песком и водой, поэтому ребёнок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых и замкнутых детей: именно в эти минуты игры с этими материалами они становятся наиболее откровенными, касается это и детей, страдающих анурезом.  Это заболевание часто является неблагополучных отношений в семье.

Одним из наиболее важных аспектов игровой терапии является установление ограничений, которые дают детям,  научится самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся. Когда сообщать о запретах? Ответ прост: они не нужны до тех пор, пока, они не нужны.

Процесс установлентя запретов делится на несколько этапов.

Этап 1. Признайте желания, чувства и потребности ребёнка. Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их интенсивность. Это особенно важно в случае проявления ребенком гнева и часто достаточно для того, чтобы он изменил своё поведение.

 Этап 2. Сообщите ребёнку об ограничениях так, чтобы у него не осталось ни малейшего сомнения в том, что можно, а что нельзя. Расплывчатые или неясные запреты мешают ребёнку  принять на себя ответственность и действовать соответственно.

 Этап 3. Укажите ребёнку приемлемую альтернативу.

 Этап 4. Предъявите ребёнку ультиматум-возможность последнего выбора. Его условия должны быть сформулированы очень чётко, чтобы ребёнок понял, что он стоит перед последним выбором, и теперь всё, что он сделает, станет следствием его собственного решения.

Какие результаты даёт игровая терапия? Дети, с которыми систематически занимаются по этой методике:

-приобретают способность управлять своим поведением;

-легче переносят запреты;

-становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми;

-легче вступают в сотрудничесто;

-выражают гнев более «пристойными» способами;

-в их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности арт-терапии в развитии и коррекции эмоционально-поведенческой сферы детей дошкольного возраста

Понятие арт-терапии, возможности ее применения в работе с детьми дошкольного возраста, пример из практики....

Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

     Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков...

Консультация для родителей "Влияние игровой терапии на познавательную и поведенческую сферы детей"

Дошкольный возраст- возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с интересом играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников св...

Психодиагностика особенностей эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста

В статье даны практические материалы и рекомендации по диагностике нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей дошкольного возраста....

Музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Музыкальная терапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Интересный матерьял, мастер класс для воспитателей, музыкальных руководителей, учителей логопедов в рабо...