Дидактическое пособие "Учимся общаться, жить в обществе, дружить, читая книгу Дэвида Макки "Самый необычный слон"
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Дидактическое пособие для педагогов и родителей состоит из серии вопросов на внимательность, вопросов для размышления, игр, заданий и упражнений на основе материала книги "Самый необычный слон", выполнение которых способствует формированию интереса к чтению, воспитанию гуманного, толерантного и уважительного отношения к индивидуальным особенностям окружающих
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 51 «Рябинка»
664048, город Иркутск, улица Ярославского, 256. тел. 44-80-19
РАССМОТРЕНО Заведующий
на Педагогическом совете № 2 МБДОУ г. Иркутска
от 23.12.21
детским садом № 51 «Рябинка»
______________ Марченко Н.Н.
Дидактическое пособие
«Учимся общаться, жить в обществе, дружить,
читая книгу
Дэвида Макки «Самый необычный слон»
Автор - составитель:
Попова Анна Анатольевна, педагог – психолог
Иркутск – 2022
Серия заданий, игр и упражнений в дополнение к книге Д. Макки
«Самый необычный слон»
Актуальность
В современных условиях информационно-цифровой насыщенности среды одной из актуальных психолого-педагогических проблем является снижение статуса чтения в российском обществе. Педагогам и родителям становится всё сложнее приучить детей к чтению. Книгам всё сложнее выдерживать конкуренцию с современными девайсами.
Другой актуальной педагогической задачей в современном поликультурном обществе является воспитание новых поколений в духе гуманного толерантного уважительного отношения к национальным, физическим, культурным, поведенческим особенностям окружающих. Книга Д.Макки в непринуждённой форме побуждает читателя задуматься над вопросами: легко ли быть непохожим на других? Непохожесть - это преимущество или недостаток? Что было бы, если бы все на свете были одинаковыми? Что даёт обществу непохожесть его членов друг на друга? Как следует относиться к себе, если ты не похож на других и как относиться к другим, если они не похожи на тебя?
В книге в увлекательной и юмористической форме освещаются вопросы отношения к старшим и к младшим, к родственникам и посторонним, к себе и окружающим. Автор уделяет внимание серьёзным нравственным проблемам взаимоотношений и в то же время наполняет произведение детской непосредственностью, искромётным юмором, творческим потенциалом и безудержным жизнелюбием, таким близким и понятным для детей.
Данное дидактическое пособие призвано помочь взрослым привлечь юных читателей к активному чтению, сопровождающемуся размышлением и обсуждением поступков героев, психологическим анализом характеров персонажей, творческой переработкой происходящих событий и проигрыванием ситуаций, с которыми сталкиваются герои сюжета, к примериванию на себя разных ролей персонажей книги.
Цель: создание условий для воспитания гуманного, толерантного, уважительного отношения к индивидуальным особенностям окружающих и формирования интереса, потребности в чтении у детей старшей и подготовительной групп.
Задачи:
- формирование элементарных представлений о правилах успешной коммуникации
- развитие психических процессов, речи и творческого воображения
- воспитание открытости к многообразию, толерантного и внимательного отношения к людям с особенностями, непохожим на большинство.
Серия упражнений, заданий, вопросов для обсуждения может использоваться педагогами и родителями в качестве досуговой развивающей деятельности, сопровождающей чтение книги.
Ожидаемые результаты: использование пособия в процессе чтения книги позволит стимулировать интерес детей к чтению, обогатит и дополнит образовательный потенциал книги, будет способствовать психическому, нравственному и культурному развитию, формированию уверенности в себе, интереса к сверстниками и литературе.
.
Вопросы для обсуждения, игры и упражнения для детей в процессе чтения книги
Дэвида Макки «Самый необычный слон».
Первый том книги состоит из 6 глав, которые знакомят читателя с главным героем, его особенностями, местом обитания, сообществом животных, описывают характер Элмера в разных, в том числе экстремальных ситуациях. Чтение первого тома предусматривает возможность использования творческих заданий, подвижных игр, дидактических упражнений, серий вопросов на внимательность и для размышлений.
Глава «Элмер».
Если дети будут затрудняться отвечать на вопросы, то вопросы следует предварительно задавать перед чтением главы, затем после прочитанного.
Серия вопросов на внимание и запоминание прочитанного:
- Перечислите, какие слоны были в стаде? (худые и упитанные, НЕ ТОЛСТЫЕ! Высокие и низкие (лучше сказать миниатюрные), старенькие (лучше сказать ОПЫТНЫЕ) и молодые.
- Что общего у них было? Что их объединяло? (серый цвет и ощущение счастья).
- Чем отличается от остальных слонов стада Элмер? (необычной расцветкой, как разноцветное лоскутное одеяло).
- Благодаря кому слоны в стаде были счастливы? (благодаря Элмеру, его весёлому характеру и умению посмеяться над собой).
- Что и зачем искал Элмер? (ягоды слоновьего цвета, которые позволят ему стать, как все серым).
-Почему Элмер хотел стать похожим на остальных слонов?
- Почему стадо встретило вернувшегося Элмера равнодушно? (слоны не узнали его, потому что Элмер стал серым, как все).
- Как слоны догадались, что их напугал именно Элмер? (знали его характер, привычки, повадки. Слоны, как и люди, имеют индивидуальные особенности, характерные черты, уникальную, ни на кого не похожую манеру поведения).
- Каким образом слоны предложили отмечать День Элмера? (перекрашиваться в разноцветную окраску, а Элмеру- в серый цвет).
Серия вопросов для размышления:
- Быть не таким, как все – хорошо или плохо? Почему так думаете?
- Почему тяжело быть не таким, как все? (потому что к тебе приковано внимание окружающих, ты всегда на виду, потому что окружающие могут враждебно относиться к тем, кто не похож на них, могут игнорировать, обижать, насмехаться, опасаться).
- Встречали ли вы непохожих на остальных людей? (Очень высоких? Очень полных? Людей с необычным строением тела? Незаурядным, непривычным внешним видом?)
- Как вы думаете, что чувствуют эти непохожие на остальных люди? Рады ли они своей непохожести на других? (если окружающие их не обижают, не обзывают, ведут себя с ними тактично и уважительно, то необычным людям комфортно среди окружающих).
- Как вы думаете, чем может быть полезно раскрашивание слонов в цвета, которых они никогда не носили? (такой обмен позволяет побывать на месте другого и почувствовать всё, как чувствует другой, непохожий на тебя).
Игра «Ничего не говори, лишь движеньем покажи»
Цель: развитие выразительности мимики и жестов, способствование раскрепощению детей
- Куда отправился Элмер, чтобы стать таким, как все? (в джунгли)
В джунглях надо передвигаться тихо, чтобы не спугнуть животных или чтобы не выдать себя и не быть съеденным.
-Как можно объясняться друг с другом, без помощи речи? (при помощи жестов и мимики).
- Попробуйте показать жестами «справа, слева, высоко, низко, далеко, близко».
- Давайте изобразим, каких животных встретил Элмер, когда ушёл перекрашиваться? (льва, тигра, бегемота, зебру, жирафа, крокодила, черепаху).
Дети отвечают на вопрос с помощью мимики и жестов, поочерёдно изображая зверей по сигналу педагога, свободно передвигаясь по группе.
Также детям предлагается показать различные явления природы:
Ветер - участники качают руками из стороны в сторону.
Гром - топают ногами.
Первые капли дождя - начинают легонько хлопать в ладоши.
Дождь набирает силу - усиливают хлопки.
Идет ливень - аплодируют.
Солнце - прекращают аплодировать, разводят руки над головой.
Упражнение: «В джунглях живут…».
Цель: развитие мышления, воображения и речи.
На столе разложены изображения животных жарких стран, ведущий загадывает загадку, первому, отгадавшему загадку, нужно найти картинку с правильным ответом.
Вариант задания: ведущий читает описание животного из нескольких слов, участники должны догадаться, какое это животное, и показать верную картинку, например: длинное тело, короткие и сильные ноги, вытянутая морда, острые зубы. (Крокодил).
Усложнение задания: внешние характерные признаки животного описывают сами дети: хищное животное, живущее в воде и на суше, короткие лапы, длинная пасть, мощная челюсть со множеством зубов - крокодил). И т.д.
Подвижная игра с мячом.
Цель: развитие слуховой памяти.
Ведущий кидает мяч по очереди всем участникам. Дети, возвращая мяч обратно, называют животных, которых встретил в джунглях слон Элмер. Для младшего возраста можно использовать опорные картинки
Слоновьи ягоды.
Цель: развитие воображения.
- Предварительно показать детям различные виды ягод (ягоды своего региона и других стран), предложить пофантазировать, как могли бы выглядеть ягоды слоновьего цвета, какой формы и размера они могли бы быть. Нарисовать самые необычные слоновьи ягоды.
- Предложить детям самостоятельно создать дизайн расцветки Элмера, представив, что они стали художниками-иллюстраторами и писателями, придумавшими необычного слона.
Ребята постарше раскрашивают слона карандашами, фломастерами. Младшим можно предложить сделать аппликацию (наклеить заранее заготовленные разноцветные квадраты на заготовку силуэта слона по своему усмотрению).
Подвижная игра «Дождя не боимся».
Цель: осознание и преодоление страхов, развитие произвольности.
- Что помогло Элмеру вернуть свою необычную расцветку? (проливной дождь)
Детям предлагается поиграть, представив, что они оказались в джунглях, где начался проливной дождь.Участникам необходимо допрыгать на двух ногах до стула с раскрытым зонтиком, сесть на стул и громко сказать: «Я не боюсь дождя!», вернуться обратно, шагая спиной вперёд.
Подобным образом можно проиграть характерные для детей страхи, например: темноты, высоты, животных, «Бабайки» и др. Предварительно в кругу дети, передавая друг другу раскрытый зонтик, называют источники своего страха. После педагог спрашивает, помогает или мешает им это страх в жизни. Затем, желающие повторяют то же упражнение, называя то, чего они больше не хотят бояться: «Я не боюсь оставаться один!», «Я не боюсь пчёл!» и т.п.
Творческое задание «Отмой Элмера»
Цель: развитие мелкой моторики, произвольности, умения доводить начатое дело до конца.
Малышам и родителям можно предложить необычайно увлекательный процесс превращения разноцветного слона в перепачканного и обратно. Для этого нужно раскрасить напечатанный контур слона цветными восковыми карандашами, затем покрыть слона густым толстым слоем гуаши, как будто Элмер принял грязевую ванну. Дать гуаши высохнуть и после этого разрешить ребёнку хорошенько «почистить» Элмера от «грязи» апельсиновой палочкой для маникюра.
Физкультминутка:
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, большой он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Глава «И снова Элмер»
Вопросы для размышления.
- Что почувствовали слоны, когда оказались все раскрашенные, как Элмер? (смятение, растерянность, недоумение).
- Почему слоны расстроились, от того, что Элмер стал как все? (потому что ценили его за его особенности и уникальность).
Упражнение «Двойники».
Цель: развитие навыков работы по образцу, копирования действий педагога, самооценки.
Детям предлагается раскрасить разлинованные в клетку шаблоны слонов по образцу, чтобы все слоны стали одинаковые. После раскрашивания дети сравнивают свои работы с образцом и оценивают степень сходства по шкале: «точная копия», «похож», «надо потренироваться».
Глава «Элмер и радуга».
Вопросы на внимательность и для размышления:
- О каких плюсах и минусах предупреждал Элмер, говоря о грозе? («минус, недостаток» - боязнь грома и опасность молнии, «плюс, преимущество» - возможность любоваться радугой).
- Какие качества проявил Элмер, когда предложил поделиться с радугой своими цветами? (щедрость, готовность к оказанию помощи, альтруизм, чувство прекрасного).
- Кто, какие животные помогали Элмеру в поисках радуги? (птица, лев, кролики, жираф, слоны, обезьяны, крокодилы, рыбы).
- Назовите цвета радуги по порядку?
- Что остаётся с тобой, даже когда ты это даришь? (любовь, счастье, цвета Элмера, хорошее настроение, радость, позитив).
Творческое упражнение «Фантастическая радуга».
Цель: развитие воображения, креативности, умения нестандартно взглянуть на привычные вещи.
Предварительно дети вспоминают порядок расположения цветов в природной радуге. Затем детям предлагается придумать и нарисовать необычную радугу с напривычным сочетанием цветов, необыкновенной геометрической формы или расположения в пространстве. В конце занятия проводится выставка работ.
Глава «Элмер и слоновьи бега».
Вопросы на внимательность:
- Вспомните, каких цветов были слоны, участвовавшие в забеге? (дети отвечают после рассматривания картинки: синий, белый, коричневый, розовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, фиолетовый, чёрно-белый в клеточку и разноцветный Элмер).
- Какого цвета слон лидировал в начале соревнований? (Коричневый)
- Какие слоны заблудились? (Розовый и Фиолетовый)
- Какого цвета слон сделал подлость и подставил ножку Зелёному слону? (Желтый)
- Какого цвета слон стал победителем? (Синий)
Вопросы для размышления:
- Как отреагировали заблудившиеся слоны на свою неудачу? Что эта реакция говорит об их характерах? (отреагировали смехом, значит у них прекрасное чувство юмора, умение посмеяться над собой, принятие себя любым, удачливым и не очень, они оптимисты и дружные ребята, которые не стали обвинять друг друга в неприятностях, умеют в любой ситуации найти повод для улыбки, чтобы не впасть в депрессию).
- В каких поступках проявилась слабость и сила Жёлтого слона? (слабость – сделал подлость, поставив ножку сопернику, сила проявилась в том, что нашёл в себе силы попросить прощения и признать свою неправоту).
Глава «Элмер и потерянный медвежонок»
Вопросы на внимательность:
- Почему плакал маленький слонёнок? (потерял игрушечного медвежонка).
- Какой выход нашёл Элмер? (предложил слонёнку своего игрушечного мишку, пока не найдётся потерянный).
- Кого встретил Элмер во время поисков медвежонка? (двоюродного брата Уилбера, льва, тигра).
- Кто помог найти игрушку? (двоюродный брат Уилберт).
- Какие качества проявил Элмер, отправившись на поиски потерянного медвежонка? (сочувствие, эмпатию, смелость, щедрость, самоотверженность, любовь к ближнему, доброту).
- Что бы вы сделали, если бы кто-то нашёл и вернул вам любимую вещь, игрушку? Как бы отблагодарили? (выразили бы благодарность на словах, сделали бы подарок, пригласили бы в гости или устроили в честь помощника концерт?) Придумывают как можно больше вариантов выражения благодарности.
Творческое упражнение «Моя любимая игрушка».
Цель: развитие графомоторных, коммуникативных навыков, речи
Детям предлагается нарисовать свою любимую игрушку и ответить на вопрос, почему именно эта игрушка стала любимой? По окончании рисования проводится выставка рисунков. Педагог интересуется у детей, кто из них смог бы поступить, как Элмер: отдать свою любимую игрушку нуждающемуся? И почему?
Приложение 1. Изображение слона для аппликации
Приложение 2. Животные жарких стран
Приложение 3. «Угадай животное»
Приложение 4. Схема рисования слона
Приложение 5. Изображение слона для младшего возраста
Приложение 6. Изображение слона для старшего возраста
Приложение 7. Изображения для изготовления разрезных картинок, раскрашивания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное комплексно-тематическое занятие"Жить - с песней дружить" для старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Музыкальное занятие посвященно разнохарактерной русской народной песни - лирическая, плясовая, хороводная....
спортивный праздник "Долго жить- со спортом дружить!"
Здоровье ребенка начинается с занятий физической культурой !...
Эмоциональный интеллект или как помочь ребёнку жить в обществе!
Эмоциональный интеллект или как помочь ребёнку жить в обществе В российской педагогике долгое время не было такого понятия как «эмоциональный интеллект» (EI), только последние лет пять об э...
Экологическая музыкальная сказка для детей среднего дошкольного возраста " Долго жить - с витаминами дружить!"
Музыкальная сказка предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Главный герой сказки Муравей ищет секрет долголетия, на своем пути он встречает друзей, которые помогают найти отв...
Сценарий музыкально – театрализованного представления «Будем мы в достатке жить, с экономикой дружить»
Семинар для руководителей образовательных организаций г.Кузнецка на тему: «Экономическое воспитание детей дошкольного возрастав сфере реализации ФГОС ДО» Сценарий музыкальн...
Разработка физкультурного занятия для детей 5-6 лет. «Читать книги, жить активно – это очень позитивно».
Использование стихотворений А.Л. Барто на занятиях по физической культуре в детском саду....
Интегрированная образовательная деятельность "Хорошо там жить, где умеют дружить"
Методическая разработкаИнтегрированная образовательная деятельность«Хорошо там жить, где умеют дружить»Цель: формирование у детей представлений о дружбе, доброте, дружеских взаимоотношения...