Эмоциональный интеллект или как помочь ребёнку жить в обществе
В российской педагогике долгое время не было такого понятия как «эмоциональный интеллект» (EI), только последние лет пять об этом стали говорить, предлагать тренинги по развитию данного типа интеллекта, переводить соответствующую литературу. В Европе и в Америке давно существуют школы и курсы развития эмоционального интеллекта, обучение в которых рассчитано на разные возрастные группы, от дошкольников до бизнесменов. Между тем, уже давно не секрет, что успеха в жизни (социального признания, карьерного роста, материального благополучия) достигает человек не с высоким IQ, а с высоким EI, то есть человек с развитым эмоциональным (коммуникативным) интеллектом.
Вот несколько путей повышения детского EI:
Читайте сказки, рассказы, смотрите с ребёнком детские фильмы и мультфильмы, обсуждайте чувства и эмоции главных героев. Моделируйте альтернативные «концовки» сказок, ломайте стереотипы характеров героев.
Чаще слушайте классическую музыку с ребёнком и обсуждайте, какие эмоции и чувства вызывает у малыша тот тили иной фрагмент музыкального произведения.
Рассматривайте картины, скульптуры, архитектурные сооружения. Обсуждайте, какие эмоции и какое настроение создаёт тот или иной образец культуры и искусства.
Давайте вербальные определения своим чувствам и чувствам других людей. Старайтесь подбирать как можно более точные характеристики разнообразной гаммы чувств и эмоций.
Обращайте внимание ребёнка на мимику и жесты людей в моменты общения. Обсуждайте фотографии и портреты людей: их состояние души, чувства, настроения.
Играйте в психологические игры с ребёнком, позволяющие ему осознать свои чувства и чувства окружающих его людей, проникнуть в настроение природы.
Вот несколько примеров таких игр, проводимых в рамках занятий в детской мягкой школе
Собачка
Сядьте с ребёнком на пол. Начните рассказывать историю собачки (кошки, мышки, крокодильчика или кого хотите), в которой в зависимости от ситуации эмоции воображаемого героя (животного, человека, предмета) меняются. Вместе с ребёнком попытайтесь озвучить и изобразить эмоции всем телом. За одну игру надо прожить 3-5 эмоций, на выбор (робость, радость злость, страх, смелость, обида, уверенность, усталость, уныние, веселье, удивление, ужас, покой, грусть, удовольствие, счастье, хвастовство, безразличие, вина). Например, жила собачка у хозяина, пошла гулять и встретила друга — веселье, началась гроза — убежала в ужасе, хозяин уехал - грусть, пришёл чужой с палкой — смелость, отвага, вернулся хозяин — счастье и т. д.
Тренируем эмоции
Попросите малыша:
нахмуриться как осенняя тучка, рассерженный человек, злая волшебница;
улыбнуться как кот на солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребёнок, как будто ты увидел чудо;
позлиться как ребёнок, у которого отняли игрушку, как два барана на мосту, как человек, которого ударили;
испугаться как потерявшийся в лесу заяц, котёнок, на которого лает собака;
устать как папа после работы, человек, поднявший тяжёлый груз, муравей, притащивший большую муху;
вздохнуть как турист, снявший тяжёлый рюкзак, как ребёнок, на которого перестали ругаться, как воин после победы.
Зеркало
Сядьте с малышом напротив друг друга. Ребёнок только лицом изображает какое-то чувство, вы же повторяете мимику малыша и называете вслух отгадываемое чувство. Потом меняетесь с ребёнком ролями. Другой вариант — один партнёр (взрослый или ребёнок) просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.