Презентация: Методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с ЗПР
презентация по психологии

Хавак Инга Михайловна

В данной презентации представлены методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил а: Хавак Инга Михайловна 202 2 г. Методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития

Слайд 2

Психолого-педагогическое обследование глухих и слабослышащих детей с ЗПР Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями слуха, неслышащих (глухих), слабослышащих с ЗПР - сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психического развития. Непонимание ребенком обращенной к нему речи, отсутствие речи или ее неразборчивость осложняют общение с ним, что ограничивает возможности применения экспериментальных методик.

Слайд 3

Проблема диагностирования ЗПР у глухих и слабослышащих детей Проблема диагностирования ЗПР у глухих и слабослышащих детей оказывается сложной в связи с неправомерным расширением диагноза «задержка психического развития», когда в эту группу включают детей с различными соматическими, неврологическими, психическими заболеваниями. Диагностика ЗПР у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом часто представляется проблемной не только в связи с наличием нарушений первичного характера, обусловленных чаще всего резидуальными симптомами ранней церебрально-органической недостаточности, но и нарастанием вторичного отставания в развитии в связи с педагогической запущенностью, отсутствием или поздним началом специализированной сурдопедагогической помощи.

Слайд 4

Особенности диагностики психического развития детей с ЗПР с нарушенным слухом Для диагностики особенностей психического развития детей с нарушениями слуха с ЗПР необходим системный подход, учет структуры нарушения в целом, всестороннее обследование психики ребенка (речи, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей).

Слайд 5

При психолого-педагогическом изучении детей с нарушениями слуха и ЗПР обязательно нужно иметь сведения о семье – состав семьи, образование родителей, наличие других детей в семье, есть ли у ближайших родственников нарушения слуха. Весьма важен сбор данных о протекании внутриутробного периода жизни ребенка, об особенностях его психического развития от рождения до момента обследования, о характере получаемой им специально-педагогической помощи, условиях обучения и воспитания. Особенно важно располагать данными о состоянии слуха, результатами аудиометрии.

Слайд 6

У глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития отмечается отставание в формировании разных видов детской деятельности. Особые трудности отмечаются у глухих и слабослышащих детей с ЗПР в овладении речью (Т. В. Розанова, 1997; Л. А. Головчиц, 1993). Многие дети, поступившие в школу с диагнозом «задержка психического развития», в результате адекватного педагогического воздействия в условиях санаторной школы впоследствии продолжают получать образование по обычной программе в школах для глухих и слабослышащих детей.

Слайд 7

Методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития Основным методом изучения детей с нарушениями слуха и ЗПР является наблюдение . В естественной обстановке ведется наблюдение за внешними компонентами поведения.

Слайд 8

Анализ документации Для характеристики особенностей развития ребенка с нарушениями слуха и ЗПР важное значение имеет знакомство с документацией: историей развития ребенка, заключением ПМПК, аудиограммами и другими данными о состоянии слуха, раннем развитии и т. д

Слайд 9

Анализ продуктов деятельности Результаты продуктов деятельности ребенка, например рисунки, поделки, постройки, дают возможность судить об уровне развития разных видов детской деятельности детей с нарушениями слуха и ЗПР, характеризуют уровень развития психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). Результаты продуктивной деятельности могут являться диагностическим материалом для выявления некоторых личностных качеств.

Слайд 10

Беседа Беседы чаще всего используются в процессе общения с педагогами, родителями для сбора информации о развитии детей, особенностях воспитания и обучения в детском саду и дома. Так как перечисленные методы носят вербальный характер, они имеют ограниченное значение в процессе общения с дошкольниками с нарушениями слуха и ЗПР вследствие недоразвития их речи.

Слайд 11

Экспериментально-психологические методики При обследовании детей дошкольного и школьного возраста наряду с наблюдением используются экспериментально-психологические методики, все виды психологического эксперимента (лабораторный, естественный, обучающий), направленные на выявление особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.

Слайд 12

Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно, используется невербальная форма заданий, когда ребенок и взрослый могут не пользоваться устной речью. Условия предъявляемых заданий вытекают из характера материала или могут быть показаны с помощью естественных жестов. Если ребенок владеет жестовой речью, то ее можно использовать для объяснения инструкции. Такое предъявление или перевод широко используются американскими психологами.

Слайд 13

Для повышения результативности воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей с ЗПР необходима разработка индивидуальных программ воспитания и обучения, направленных на развитие и обогащение всех линий детского развития и предусматривающих тесное взаимодействие сурдопедагога, воспитателя, педагога-психолога.

Слайд 14

Список использованной литературы: Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М, 1985. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1990. Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. — М, 1989. Бертынь, Г. П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом / Г. П. Бертынь // Дефектология. - 1998 - №6. - С. 9-17. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика) Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сборник научных трудов / под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой. - М., 1980. Розанова, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом / Т. В. Розанова // Дефектология. - 1992. - №2-3. - С. 5-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для родительского собрания "Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей"

Семья - залог успеха  для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей         Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовн...

СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики»

В данной статье Вы более подробно познакомитесь с  один из основных методов педагогической диагностики – наблюдение.  Метод  наблюдения – главный и наиболее доступный для пе...

Обучение глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Обучение глухих и слабослышащих         детей дошкольного возраста      правилам дорожного движения...

Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.

В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточости развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий.Продуманная,...

Сценарий новогоднего утренника в детском саду для глухих и слабослышащих детей

Сценарий предназначен для воспитателей, музыкальных работников, которые работают в детских садах с глухими и слабослышащими дошкольниками в возрасте от 3-х до 6 лет....

Классификация глухих и слабослышащих детей, осложненная нарушениями в работе других анализаторов

1. Глухие и слабослышащие дети с нарушением зренияВ процессе обучения глухого ребенка большая нагрузка падает на зрение. Когда изучили причины стойкой неуспеваемости глухих детей (Г.П. Бертынь), оказа...

Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.

Умственная отсталость- стойко выраженное снижение познавательной деятельности  ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Это общая интеллектуальная недостаточность, которая возник...