Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Умственная отсталость- стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Это общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития ребёнка и характеризуется снижением способности ориентироваться в жизни. У таких детей в целом замедленно общее развитие, ограниченна способность к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_moyo_vystup-e.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.
Умственная отсталость- стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Это общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития ребёнка и характеризуется снижением способности ориентироваться в жизни. У таких детей в целом замедленно общее развитие, ограниченна способность к обучению.
Причины умственной отсталости:
- наследственность;
- негативное внутриутробное воздействие: грипп, сифилис, алкоголь;
- послеродовые проблемы, например, асфиксия.
Часто наличие отклонения заметно не только специалисту. Нарушения способны заподозрить воспитатели в детском саду, родители и даже старшие дети. Во внимание нужно принимать:
- внешние признаки;
- психологические симптомы;
- динамику развития.
Необходимо ориентироваться и на то, сколько пациенту лет. У новорожденного будут одни существенные признаки, у ребенка дошкольного возраста – другие, у подростка – третьи. Можно выявить и общие черты.
- Невозможность связанно говорить.
- Небольшой словарный запас.
- Рассеянное внимание – ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.
- Проблемы с памятью.
- Нарушение, которое определяется, как неспособность запоминать информацию.
- Отсутствие знаний о мире. В 4-летнем возрасте они должны быть обширнее, при этом ребенок с задержкой развития не может дать ответы на простейшие вопросы;
- Отсутствие познавательной мотивации.
Социальные симптомы:
- агрессивность и недоверие к людям;
- погружение в себя, которое выглядит как аутизм;
- отсутствие потребности в совместной деятельности, нежелание играть с другими детьми;
- инфантилизм;
- резкие перепады настроения.
Учитывать нужно не только то, сколько лет ребенку. степень тяжести заболевания.
По силе различают:
- легкую;
- умеренную;
- тяжелую;
- глубокую.
Диагностика негрубых форм УО у детей дош-го воз-та часто затруднена. Ребёнок может незначительно отличаться своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат его неправильного воспитания. Иногда единственным признаком, который может насторожить является речевое недоразвитие. Но с возрастом всё чётче проявляются и другие признаки псих. недоразвития.
Лёгкая форма умственной отсталости (наиболее встречающаяся.)
Детям свойственно конкретное, наглядно-образное мышление, фразовая речь, бедный словарный запас. Нарушение письменной речи. Дети очень критичны, наблюдательны, упрямы. Эмоционально-волевые проявления бедные. Сохранна крупная грубая моторика, нарушена мелкая моторика. Обеднённый и суженный круг знаний и представлений об окружающем мире, тугоподвижны. Психические процессы инертны, склонны к стереотипным действиям. Слабо ориентируются в пространстве, времени, в обыденной жизни. У таких детей отмечается сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы.
Задачи педагога при работе с УО детьми:
- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.
- Формирование правильного поведения.
- Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
- Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе, как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.
Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.
В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования. Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.
Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.
При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:
- создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
- предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
- чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
- игровой характер заданий;
- учет уровня развития познавательной деятельности.
Методы психолого – педагогической диагностики:
- наблюдение,
-беседа,
- психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой
-анализ результатов продуктивной деятельности
-метод опроса родителей.
При проведении исследования важно учитывать:
- как ребенок принимает задание;
- как понимает условие задания;
- способы выполнения задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату деятельности
- речевое сопровождение.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
- игры с песком (пескотерапия);
- игры с водой (водотерапия);
- игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандартизированное наблюдение, как метод психолого - педагогической оценки результативности.
Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения...
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
Данный материал содержит опыт работы применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...
Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...
Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.
Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости....
Диагностика умственной отсталости в 4 года по Стребелевой
Диагностика умственной отсталости в 4 года по Стребелевой...
СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики»
В данной статье Вы более подробно познакомитесь с один из основных методов педагогической диагностики – наблюдение. Метод наблюдения – главный и наиболее доступный для пе...
Презентация: Методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с ЗПР
В данной презентации представлены методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития...