Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Демидова Татьяна Витальевна

Умственная отсталость- стойко выраженное снижение познавательной деятельности  ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Это общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития ребёнка и характеризуется снижением способности ориентироваться в жизни. У таких детей в целом замедленно общее развитие, ограниченна способность к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.sovet_moyo_vystup-e.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости.

Умственная отсталость- стойко выраженное снижение познавательной деятельности  ребёнка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Это общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития ребёнка и характеризуется снижением способности ориентироваться в жизни. У таких детей в целом замедленно общее развитие, ограниченна способность к обучению.

Причины умственной отсталости:

  • наследственность;
  • негативное внутриутробное воздействие: грипп, сифилис, алкоголь;
  • послеродовые проблемы, например, асфиксия.

Часто наличие отклонения заметно не только специалисту. Нарушения способны заподозрить воспитатели в детском саду, родители и даже старшие дети. Во внимание нужно принимать:

  • внешние признаки;
  • психологические симптомы;
  • динамику развития.

Необходимо ориентироваться и на то, сколько пациенту лет. У новорожденного будут одни существенные признаки, у ребенка дошкольного возраста – другие, у подростка – третьи. Можно выявить и общие черты.

  1. Невозможность связанно говорить.
  2. Небольшой словарный запас.
  3. Рассеянное внимание – ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности.
  4. Проблемы с памятью.
  5. Нарушение, которое определяется, как неспособность запоминать информацию.
  6. Отсутствие знаний о мире. В 4-летнем возрасте они должны быть обширнее, при этом ребенок с задержкой развития не может дать ответы на простейшие вопросы;
  7. Отсутствие познавательной мотивации.

Социальные симптомы:

  • агрессивность и недоверие к людям;
  • погружение в себя, которое выглядит как аутизм;
  • отсутствие потребности в совместной деятельности, нежелание играть с другими детьми;
  • инфантилизм;
  • резкие перепады настроения.

Учитывать нужно не только то, сколько лет ребенку. степень тяжести заболевания.

По силе различают:

  • легкую;
  • умеренную;
  • тяжелую;
  • глубокую.

Диагностика негрубых форм УО у детей дош-го воз-та часто затруднена. Ребёнок может незначительно отличаться своим поведением от детей с нормальным развитием, а несформированность навыков самообслуживания можно расценить как результат его неправильного воспитания. Иногда единственным признаком, который может насторожить является речевое недоразвитие. Но с возрастом всё чётче проявляются и другие признаки псих. недоразвития.

Лёгкая форма умственной отсталости (наиболее встречающаяся.)

Детям свойственно конкретное, наглядно-образное мышление, фразовая речь, бедный словарный запас. Нарушение письменной речи. Дети очень критичны, наблюдательны, упрямы. Эмоционально-волевые проявления бедные. Сохранна крупная грубая моторика, нарушена мелкая моторика. Обеднённый и суженный круг знаний и представлений об окружающем мире, тугоподвижны. Психические процессы инертны, склонны к стереотипным действиям. Слабо ориентируются в пространстве, времени, в обыденной жизни. У таких детей отмечается сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы.

Задачи педагога при работе с УО детьми:

- Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.

- Формирование правильного поведения.

- Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.

- Бытовая ориентировка и социальная адаптация.

Психолого–педагогическое обследование начинается с момент знакомства  с ребенком. Учитель – дефектолог наблюдает за ребенком в группе. Обращает внимание на общий фон настроения, на наличие вялости, возбудимости, тревожности; то, как ведет себя ребенок в небольшом коллективе,  как взаимодействует со взрослыми, со сверстниками; отслеживает уровень сформированности навыков самообслуживания. На этом этапе педагог старается расположить к себе ребенка, наладить эмоциональный контакт с ним.

Педагогическое наблюдение проводится систематически. Оно планируется, выстраивается вместе с воспитателем, с педагогом – психологом. Педагогическое наблюдение позволяет исследовать игровую деятельность детей. При наблюдении спонтанной игры оцениваются ее содержание, характер, поведение ребенка и речевое сопровождение игры.

В диагностике детей используются групповые и индивидуальные формы исследования.  Групповые формы чаще проходят в группе, индивидуальные – в кабинете учителя – дефектолога. В ходе индивидуального взаимодействия педагог исследует особенности познавательных процессов, конструктивную деятельность, представления о себе и об окружающем мире, элементарные математические представления, речевое развитие.

Для получения более достоверной информации о ребенке целесообразно включить в процедуру обследования беседы с родителями и педагогами.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

  • создание в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта;
  • предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающей желание дальнейшей работы с экспериментатором;
  • чередование словесных и наглядных методик для предупреждения утомления;
  • игровой характер заданий;
  • учет уровня развития познавательной деятельности.

Методы психолого – педагогической диагностики:

- наблюдение,

-беседа,

- психологический эксперимент .C. Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой

-анализ результатов продуктивной деятельности

-метод опроса родителей.

При проведении исследования важно учитывать:

  • как ребенок принимает  задание;
  • как  понимает  условие задания;
  • способы выполнения  задания (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
  • обучаемость в процессе обследования;
  • отношение к результату деятельности
  • речевое сопровождение.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

- включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

- рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

- игры с песком (пескотерапия);

- игры с водой (водотерапия);

- игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

- занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

- включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

- изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты  сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стандартизированное наблюдение, как метод психолого - педагогической оценки результативности.

Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость  протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения...

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Диагностический комплекс для дифференцированной диагностики умственной отсталости и органической задержки психического развития.

Помимо диагностического комплекса даются основные отличительные признаки, значимые для разграничения задержки психического развития и умственной отсталости....

Диагностика умственной отсталости в 4 года по Стребелевой

Диагностика умственной отсталости в 4 года по Стребелевой...

СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики»

В данной статье Вы более подробно познакомитесь с  один из основных методов педагогической диагностики – наблюдение.  Метод  наблюдения – главный и наиболее доступный для пе...

Презентация: Методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с ЗПР

В данной презентации представлены методы психолого-педагогической диагностики глухих и слабослышащих детей с задержкой психического развития...