статья для родительского собрания "Семья - залог успеха для полноценного развития личности глухих и слабослышащих детей"
статья на тему
Семья - залог успеха для полноценного развития личности
глухих и слабослышащих детей
Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовно, умственно, эстетически, физически и т.д. - вне семьи, и никакой самый профессиональный сурдопедагог не может обеспечить ребенку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (духовного и речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители. Только совместная, содружественная работа специалистов и родителей приводит к полноценному развитию личности глухих и слабослышащих детей, к их абилитации, реабилитации и интеграции в общество слышащих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Глазунова Л.А.
учитель – дефектолог
ГБОУ «Набережночелнинская
школа №88 для детей с ОВЗ»
Семья - залог успеха для полноценного развития личности
глухих и слабослышащих детей
Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовно, умственно, эстетически, физически и т.д.- вне семьи, и никакой самый профессиональный сурдопедагог не может обеспечить ребенку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (духовного и речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители. Только совместная, содружественная работа специалистов и родителей приводит к полноценному развитию личности глухих и слабослышащих детей, к их абилитации, реабилитации и интеграции в общество слышащих людей. Но это происходит лишь при соблюдении взрослыми определенных требований, регламентирующих стиль их поведения по отношению к детям.
Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная реабилитация, т.е. способность детей к самостоятельному общению со слышащими; способность самостоятельно решать бытовые, служебные и иные внесемейные проблемы; защищенность детей от боязни быть непонятыми и отвергнутыми окружающими; душевная уравновешенность детей.
Прежде всего:
* не следует скрывать от окружающих глухоту вашего ребенка, тем более от близких родственников. Самые первые связи ребенка с окружающими (не считая родителей) должны устанавливаться с ближайшими родственниками.
* родители должны помочь ребенку устанавливать контакты со слышащими детьми. В ходе совместной продуктивной деятельности и игры слышащие дети в естественных условиях, ненавязчиво учатся устному общению с глухим ребенком, а глухой - со слышащими.
* следует устраивать детские праздники - отмечайте дни рождения, Новый год и др.
* стараться гулять с ребенком в то же время, когда гуляют другие дети, и в тех же местах, где они играют.
Привыкнув играть во дворе глухие и слабослышащие самостоятельно легко вступают в контакт с ребятишками. Пользу для социального развития ребенка можно извлекать, находясь в любом общественном месте.
Если обстоятельства жизни детей организовывать, таким образом, то дети становятся открытыми, общительными и не боятся контактов за пределами дома.
Процесс этот длительный, трудный, требующий помощи специалистов. Специалисты учат родителей видеть, находить и использовать естественные ситуации и устраивать специальные ситуации для обогащения впечатлений детей, для передачи им разнообразной информации, для развития у детей речевого слуха и речи в устной и письменной формах.
Опыт работы с семьей свидетельствует о том, что успешность или не успешность усилий родителей в значительной степени зависит от типа их отношений с детьми.
Первый тип отношений выражается во вседозволенности, в потакании капризам детей, следствием чего становится их избалованность.
Избалованность- один из главных врагов каждого ребенка, независимо от состояния слуха, но для детей с какими- либо физическими ограничениями ( в том числе – глухотой) она опасна особенно. Для того чтобы дети с нарушением слуха были готовы к жизни в нашем обществе, они должны быть сильными, то есть уметь преодолевать трудности. Избалованные дети этого делать не умею, так как все желаемое получают без усилий, слова «нет», «нельзя» для них не существуют. Главный « рычаг» их воздействия на окружающих- это агрессия: слезы, крик, истерика, драка. Родители, исполняющие любые прихоти своих детей, оказываются у них в заложниках.
В результате у избалованных детей существенно замедляется становление такого важного психического качества как произвольность; иногда в дошкольном возрасте она не проявляется совсем. Если родители вовремя не спохватятся и не меняют стиль своего поведения, то уровень психического (в том числе и речевого) развития избалованных детей значительно ниже их возможностей.
Второй тип отношения к детям проявляется в авторитарности. Он
характеризуется жесткой регламентацией поведения детей. Каждый поступок ребенка совершается только по воле взрослых, в подавляющем большинстве случаев- матери. Данная категория родителей ставит своей целью обучение ребенка в массовой общеобразовательной школе и обязательное получение высшего образования- любой ценой.
Для достижения этой цели родители превращают своих двух - трехлетних детей в «учеников», (проводящих большую часть времени за столом). Строгостью, угрозами и наказаниями (даже физическими) родители добиваются слепого подчинения ребенка своей воле.
Постепенно цели родителей и детей, воспитывающихся в таких семьях, начинают совпадать: дети стремятся быть лучше всех, умнее всех, образованнее всех. У них воспитывается высокомерное отношение к окружающим, они не помогают товарищам ни в детском саду, ни в школе. У этих детей воспитывается, стойкий комплекс- страх ошибки, так как за ошибку или плохую отметку следует наказание.
Такие дети с трудом адаптируются или вообще не адаптируются к детским коллективам; они эгоистичны и вырастают социальными инвалидами. Интеграция в среду слышащих не происходит, хотя эти дети могут посещать детские сады общего типа и массовые общеобразовательные школы.
Третий тип отношений проявляется в безразличии родителей к развитию своих детей. Главной заботой этих родителей является удовлетворение биологических потребностей детей (в зависимости от материальных возможностей семьи).
Четвертому типу отношений присущи доверие, уважение, доброта. В этих семьях детям предоставляется разумная свобода поведения, исключающая грубость, наглость, неуважительное отношение к другим людям. У детей воспитывается внимательное и заботливое отношение сначала к самым близким людям, затем- к знакомым и незнакомым, случайно встречающимся в жизни. Наказания за проступки не унижают ребенка и не вызывают у него озлобления.
Обучение детей происходит при выполнении вместе со взрослым (и другими детьми) интересных и разнообразных дел. Родители озабочены придумыванием все новых ситуаций и игр, в которых дети самостоятельно ищут решение «трудных проблем», проявляют фантазию и т.д. В этих семьях и дети, и взрослые являются друзьями, партнерами, заинтересованными друг в друге и в жизни вообще.
Только при таких взаимоотношениях родителей и детей происходит реабилитация самих родителей, а детям обеспечивается нормальная детская жизнь. Именно эта нормальная жизнь и является главным условием интеграции глухих и слабослышащих детей в общество, начиная с дошкольного возраста.
Подумайте, где ваше место в этой типологии отношений с детьми. Поразмышляйте, куда вы ведете своих детей- в тупик или готовите их к свободному полету.
Литература:
Леонгард Э.И.. Всегда вместе. / Программно- методическое пособие для родителей детей с патологией слуха./ М.,»Центр Леонгард»,2000.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г.. /Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье/1991.
Королёва И.В., Янн П.А. /Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей, педагогов и врачей/.-2-е изд., Санкт - Петербург2013.
Королёва И.В.,/Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха)/. С.- П.2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...
Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...
СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...
Научная статья "Особенности коммуникативно-развивающей технологии обучения языку, развития речи и общения детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность предлагаемой технологии обучения родному языку, развитию речи и речевого общения определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка- дошкольника....
Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....
Статья. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Статья. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Статья "Малые поэтические формы как основа полноценного развития речи"
Статья об актуальности активного применения малых поэтических форм в младшем дошкольном возрасте с целью развития речи. Потешки, попевки, прибаутки, песенки, стихи, игры, координирующие речь с движени...