Консультация для педагогов "Самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога ДОО"
консультация по психологии
Самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога ДОО является одной из самых важных составляющих по определению уровня профессиональной пригодности педагогического работника дошкольной организации, а также является основой для саморазвития, самосовершенствования и самореализации своих целей и желаний. Консультация помогает повысит уровень компетенции педагогов в вопросах самодиагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samodiagnostika_professionalno-lichnostnyh_kachestv.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 г. Челябинска»
454081, г.Челябинск, ул. Либединского, 35 Телефон: 772-06-72 ds4.chel@mail.ru
________________________________________________________________________
Консультация на тему:
«Самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога ДОО»
Составил: педагог-психолог
1квалификационной категории
Вишнякова Т.С.
г. Челябинск
2023 г.
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах самодиагностики профессионально-личностных качеств.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием самодиагностики
- Показать, какие методы самодиагностики можно применять для оценки своих профессионально-личностных качеств.
- Дать возможность педагогам попрактиковаться в навыках самодиагностики профессионально-личностных качеств.
Оборудование: листы бумаги, бланки ответов, ручки.
Участники: педагоги ДОУ
Ход консультации:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на консультации.
В.А.Сухомлинский писал: «Умейте осмыслить профессиональный путь…;…осмысление того, что уже сделано, это большое духовное богатство…»
Успешный педагог в своей работе должен ориентироваться не только на внешнюю, экспертную оценку своей деятельности, но и систематически проводить самоанализ и самодиагностику своей профессиональной деятельности.
Именно самодиагностика создает основу для выявления затруднений в работе, помогает осознать и найти оптимальные пути их преодоления. Вместе с тем, самодиагностика позволит определить сильные стороны педагога, закрепить их и развить в индивидуальном стиле своей педагогической деятельности.
Процесс самодиагностики – это деятельность, которая должна носить системный характер, направленный на осознание и коррекцию своего труда.
Задачи самодиагностики
-выявление личностных и профессиональных качеств педагога, влияющих на учебно-воспитательный процесс;
-выявление сильных и слабых сторон педагога;
-оценка эффективности работы педагога;
-выявление профессионального уровня педагога.
Функции самодиагностики
В соответствии с задачами самодиагностика может выполнять ряд функций:
Функция обратной связи. Любая деятельность, в том числе и педагогическая, начинается с установки цели, а завершается ее достижением. Данная функция позволяет проводить анализ достижения целей педагогической деятельности. Выявляет затруднения и причины неудач. Анализ деятельности предполагает выявление несоответствия, между наличной жизненной ситуацией и целью.
Функция педагогической коррекции. Позволяет наметить пути решения выявленных в ходе изучения и самооценивания педагогических проблем.
Функция мотивации и стимулирования. Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают ей направленность.
Функция контроля. Позволяет производить своевременный контроль над ходом учебно-воспитательного процесса. По моему мнению, контроль имеет воспитывающее, развивающее и организующее значение. Он помогает в преодолении трудностей, в исправлении недостатков, поддерживает новое, прогрессивное, а также воспитывает чувство ответственности.
Этапы самодиагностики
По В. Б. Беспалько самодиагностика включает в себя 3 этапа:
- Самонаблюдение
- Самооценка
- Самокоррекция
Самонаблюдение - метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. В процессе самонаблюдения мы стремимся не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение.
Самонаблюдение выступает как средство самопознания.
Самооценка - определяет отношение к себе и своей профессиональной деятельности. Она выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка относится к разным ее этапам.
- самооценка «прогностическая» отражает этап ориентировки своих возможностей в предстоящей деятельности.
- самооценка «процессуальная» проявляется по ходу деятельности и направлена на ее коррекцию.
- самооценка «ретроспективная» позволяет оценить результаты деятельности.
Самокоррекция – направлена на преодоление своих педагогических затруднений. Данный этап позволяет осуществить анализ ошибок, обобщить свой опыт, реализовать план своего профессионального развития.
Овладение навыками самодиагностики позволит самостоятельно проводить анализ себя, своей педагогической деятельности, выявить хорошие и плохие стороны во взаимоотношениях с учащимися и коллективом. Проведенный анализ позволит вовремя скорректировать учебно-воспитательный процесс.
Методы и критерии самодиагностики профессионально-личностных качеств педагога ДОО
Возможности социально-психолого-педагогической диагностики и самодиагностики при изучении особенностей профессионального развития педагогического работника дошкольной образовательной организации еще требуют дополнительного изучения, поиска средств и методов диагностики, позволяющих вскрыть существенные особенности данного процесса. Однако уже разработанные и апробированные диагностические инструменты могут стать необходимыми для определения потенциала кадрового ресурса дошкольных организаций, повышения эффективности профессионально - педагогической деятельности в детском саду.
Содержание диагностики профессионального развития представлено двумя направлениями: профессиональные компетенции и профессионально значимые личностные качества (далее ПЗЛК).
Диагностика уровня профессиональных компетенций педагогического работника ДОО
Диагностика уровня профессиональных компетенций проводится как обязательное условие определения уровня сформированности у педагогического работника дошкольной образовательной организации необходимых представлений, знаний, определяющих успешную профессиональную деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.
Данный раздел содержит тесты для самодиагностики пяти основных показателей: предметные компетенции; методические компетенции; психолого-педагогические компетенции; информационно-коммуникационные компетенции; правовые компетенции.
Результаты тестов заносятся в лист самооценки профессиональных компетенций.
Инструкция по работе с листом самооценки профессиональных компетенций: лист содержит таблицу с перечнем профессиональных компетенций, напротив дана оценочная линейка от нуля до пяти. Педагогическому работнику необходимо самостоятельно отметить ту цифру (обвести в круг, подчеркнуть), которая, на его взгляд, соответствует оценке его профессиональных компетенций. Далее педагогический работник подсчитывает общий балл, вносит его в строку.
Таблица 1 – Самооценка профессиональных компетенций
Ф.И.О, должность______________________________________________
Дата__________________________________________________________
№ п/п | Профессиональные компетенции | Оценка в баллах | |||||
1 | Предметные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Методические | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Психолого- педагогические | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Информационно- коммуникационные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Правовые | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ИТОГО в баллах | |||||||
Среднее значение |
- Предметные компетенции – это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления (педагогический словарь): основы дошкольной педагогики, история педагогики, содержания образовательных областей, формы организации обучения и т.д.
- Методические компетенции – это система сформированных теоритических знаний в области дошкольного образования и комплексных методических умений, обеспечивающих осуществление основных функций педагогического работника: теоритические знания основ ФГОС ДО.
- Психолого-педагогические компетенции – это совокупность психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для использования средств, методов, способов педагогического взаимодействия, информационного содержания, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося для формирования определенного качества: основы психологии дошкольного возраста, периодизация детства, возрастные особенности, основные психологические понятия – психическое развитие, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и т.д.
- Информационно-коммуникационные компетенции – это совокупность знаний, умений, навыков педагогического работника, определяющая владение различными средствами информационно-коммуникационных технологий, эффективное применение их в педагогической деятельности: компьютерная грамотность, ориентация в основных понятиях.
- Правовые компетенции – это совокупность специальных знаний, определяющих качество действий педагогического работника, эффективное использование им в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов: Федеральный закон «Об образовании», ФГОС ДО, Приказ Минпросвещения «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки;Профессиональный стандарт; СанПин и пр.
«Итого в баллах», следующим шагом является выведение среднего значения (по формуле: P = (a1 + a2 + … an) / n, где an – значение величины, n – общее количество значений), заполнение соответствующей строки «Среднее значение». Данный результат является завершающим шагом, педагогический работник обращается к интерпретации результатов самооценки, представленной под таблицей. (см. табл. 1)
Интерпретация результатов:
Прогрессивный уровень профессиональных компетенций – 4-5 балла, что соответствует высокому уровню профессиональных компетенций педагогического работника, могут квалифицировать педагогического работника, как профессионала-наставника.
Базовый уровень профессиональных компетенций – 3-4 балла, что соответствует достаточному уровню профессиональных компетенций педагогического работника, необходимых для осуществления педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации.
Недопустимый уровень профессиональных компетенций – 0-2 баллов, что соответствует низкому уровню профессиональных компетенций педагогического работника, определяющего педагогического работника как нуждающегося в устранении дефицита профессиональных компетенций через инструменты воздействия (различные формы образования, методическая помощь и др.).
Результаты самооценки носят характер субъективный и решают задачи рефлексивного характера. Для более точной и объективной оценки своих профессиональных компетенций рекомендуется проведение диагностики с использованием стандартизированных опросников.
Диагностика профессионально значимых личностных качеств
Диагностика профессионально значимых личностных качеств является одной из самых важных составляющих по определению уровня профессиональной пригодности педагогического работника дошкольной образовательной организации.
В специальной литературе профессионально значимые личностные качества (далее ПЗЛК) определяют, как проявление особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей, навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
Часто используемым в среде педагогической общественности является определение ПЗЛК как «характеристики интеллектуальной и эмоционально- волевой сторон личности, существенно влияющие на результат профессиональной деятельности и определяющие индивидуальный стиль педагога».
Основу профессионального развития педагогического работника составляют именно ПЗЛК, включающие в себя:
- коммуникативные качества личности (возможность установления и поддержания контакта с обучающимися, взрослыми),
- когнитивные качества личности (особенности восприятия информации, ее обработки, когнитивные ошибки),
- рефлексивные качества личности (умение критически оценивать себя и адекватно реагировать на внешние изменения),
- мотивационные качества личности (потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде),
- творческие качества личности (способностью к созданию новых форм: идей, продуктов),
- ценностные качества личности (отношение личности к действительности, проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах).
- перцептивные качества личности (способность проникать во внутренний мир обучающегося, психологическая наблюдательность).
Таким образом, самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога ДОО является одной из самых важных составляющих по определению уровня профессиональной пригодности педагогического работника дошкольной организации, а также является основой для саморазвития, самосовершенствования и самореализации своих целей и желаний.
«Мы то, чем нас считают другие: мы знаем себя главным образом понаслышке».
Эрик Коффер (американский философ)
Литература:
1. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
2. Диагностика личностных качеств учителя (по В. И. Зверевой). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uch.znate.ru/docs/1733/index-4545-27.html/
3. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Розанова В. А. Психология управления. М., 1999. С. 105-106.
4. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону. Феникс, 1996. С. 263-267.
5. Методический рекомендации «Диагностика уровня профессионального развития педагогического работника образовательной организации» авт.-сост.: Е.А.Шумилова, С.С. Коробицина, И.А. Каткова, Н.С. Чернышенко. Новоросийск - 2019г.
6. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н.Тараканова. Коммуникативная компетентность педагога ДОО. Волгоград. Учитель: 143с.
Таблица 1 – Самооценка профессиональных компетенций
Ф.И.О, должность______________________________________________
Дата__________________________________________________________
№ п/п | Профессиональные компетенции | Оценка в баллах | |||||
1 | Предметные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Методические | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Психолого- педагогические | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Информационно- коммуникационные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Правовые | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ИТОГО в баллах | |||||||
Среднее значение |
Таблица 1 – Самооценка профессиональных компетенций
Ф.И.О, должность______________________________________________
Дата__________________________________________________________
№ п/п | Профессиональные компетенции | Оценка в баллах | |||||
1 | Предметные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | Методические | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Психолого- педагогические | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | Информационно- коммуникационные | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Правовые | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ИТОГО в баллах | |||||||
Среднее значение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность б...
Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"
Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога»
laquo;Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления молодого педагога» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РМО...
«Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»
Инклюзивное образование.Это образование, которое каждому предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоционал...