Развитие профессионально-личностных качеств педагога, способствующих становлению субъектности детей и взрослых.
статья

Спириденко Екатерина Игоревна

Статья для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие профессионально-личностных качеств педагога, способствующих становлению субъектности детей и взрослых.

Муратова Ирина Васильевна,

старший воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 86» мо города Братска

imuratova76@mail.ru

Спириденко Екатерина Игоревна,

старший воспитатель

МБДОУ «ДСОВ № 1» мо города Братска

spiridenko.katya@mail.ru 

«Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать»

                                                                В.В. Путин.

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого педагога.

Системно - деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Оннаправлен на развитие личности, на формирование гражданской позиции.

Главные задачи образования на сегодняшний день –сформировать у воспитанника умение и желание учиться, работать в команде.

Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования в части планируемых результатов освоения основной образовательной программы обращается на личность ребенка, обеспечение его интересов, удовлетворение потребностей, развитие инициативы и способностей ребенка.

Психолого - педагогическими условиями личностного развития является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность.

На основании выше сказанногов дошкольном образовании используется системно-деятельностный подход.

Деятельностный подход - это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной познавательно-исследовательской деятельности, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования.

Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Она выступает, как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это подразумевает -организацию деятельности для развития ребенка:

обучение → деятельность → развитие

Следовательно, образовательная деятельность выступает как сотрудничество педагога и дошкольника, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Для того, чтобы развитие детей были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция педагога: к детям не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ребенка: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Игровая задача – задача, решая которую ребенок выполняет учебные цели педагога.

Образовательная деятельность – управляемый образовательный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так - то…. (формирование мировоззрения)

Таким образом, системно – деятельностный подход направлен на развитие личности. От традиционного он отличается тем, что в нем упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку контактировать  с взрослым, и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Педагог управляет поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: оказывает помощь, а не подсказывает.

Реализация новых образовательных стандартов в большей степени зависит от педагога, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в познании ребенком окружающего его мира.

В связи с этим педагог должен обладать качествами деонтологического поведения, которые способствуют развитию субъектности, позитивной самореализации, самостоятельности и способности к самоорганизации.

Ответственность, эмпатия и толерантность являются стержневыми качествами личности, так как благодаря им, принимается и реализуется то или иное профессиональное решение, специалист осознает значимость своего поведения.

Ответственность педагога за воспитание ребенка и развитие  субъектности проявляется в умении сравнивать сформированные субъектные качества с возрастными возможностями воспитанников, использовать возникающие в жизни ситуации для применения детьми этих качеств, в готовности к сотрудничеству с ребенком в совместной  деятельности.

Воспитатель должен рассматривать субъектность ребенка, как личностную характеристику дошкольника. Если он исходит из того, что каждый человек – это особый мир впечатлений, чувств, переживаний, что ребенок – самобытная личность, то педагог признает право ребенка действовать независимо от взрослых, хотя бы в некоторых случаях.

Чуткий воспитатель, умеющий проникнуться индивидуальностью каждого ребенка, искренне заинтересованный в его судьбе, может подобрать благоприятные пути развития, помочь и поддержать в самостоятельной деятельности, развивающей субъектные качества ребенка. Здесь важен положительный эмоциональный настрой на успех ребенка. Дошкольник должен переживать радость удовольствия, как от самого самостоятельного действия, так и от полученного результата.

Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту. Мнение ребенка принимается как данность, объективно существующая реальность. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для воспитателя толерантность выступает регулятором его профессиональной и внепрофессиональной деятельности.

Когда мы говорим о взаимодействии педагога с детьми в образовательном процессе, то, естественно, что оно будет проявляться в поведении педагога и детей в процессе организованной совместной образовательной деятельности. Наиболее эффективным методом, позволяющим выявить особенности поведения, является наблюдение.

Метод наблюдения позволяет, не вмешиваясь в естественное течение процесса, непосредственно зафиксировать поведение наблюдаемого объекта, одновременно охватить поведение группы детей по отношению друг к другу или определенным задачам, определять сразу несколько параметров.

Образовательная деятельность с дошкольниками может считаться успешной и результативной, когда в процессе совместной деятельности участники были активны, инициативны, взаимодействовали по поводу образовательного содержания, поставленные образовательные цели и задачи были выполнены. Исходя из этих характеристик можно оценить результаты взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе.

В педагогике и дидактике дошкольного образования хорошо изучена проблема педагогического взаимодействия. Оно определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

Можно сказать, педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т. п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т. п.

Исходя из определения педагогического взаимодействия, в работе под взаимодействием воспитателя с детьми в образовательной деятельности понимается процесс реализации образовательного содержания, в который включены взрослый и дети. Показателем эффективного их взаимодействия является эмоциональная и познавательная включенность и активность детей в процессе овладения ими образовательным содержанием.

Можно зафиксировать такие профессиональные качества, как: терпение, тактичность и открытость.

Условия труда педагога часто меняются. Условия для развития субъектности у детей не всегда оптимальны. Тактичность, выдержка, умение держать себя в руках должно быть основой для воспитателя, исправляющего ошибки домашнего воспитания. Основной принцип компетентной помощи ребенку – вместе с ребенком, а не вместо него.

Педагог, работающий с дошкольниками, должен понимать, что, сделав выбор в пользу той или иной воспитательной деятельности, он берет на себя ответственность за формирование личности ребенка, его дальнейшую жизнь. Профессиональное поведение, основанное на профессиональных качествах, помогает в ситуациях морального выбора и призвано помочь сделать этот выбор осознанно.

Используемая литература:

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 2008 с.
  2. Букина Н.Н. О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста //Дошкольная педагогика. 2007. № 2.
  3. Варенова Ю.А. Исследование субъективности и ее развития в дошкольном возрасте: автореф. дис….канд. психол. Наук. Калуга, 2001. с.143 – 14.
  4. Ибрагимов Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях //Педагогика. 2006. № 6.
  5. Ибрагимов Г.И. Принципы управления качеством среднего профессионального образования // Педагогика. 2006. № 6.
  6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  7. Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
  9. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.
  10. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития. / М., 1997.
  11. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М., 1997.
  12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987.
  13. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация управленческого воздействия на развитие профессионально-личностной компетентности педагога на основе индивидуального мотивационного профиля

Смещение направления образовательной деятельности в сторону индивидуализации требует внесения изменений в систему оценки качества образования  и коррекции процессов  управления качеством дош...

Консультация для педагогов ДОУ: «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является при...

Мастер- класс для педагогов ДОУ. "Развитие творческих способностей ребенка в совместном созидательном взаимодействии детей и взрослого посредством технологии ниточного дизайна "Изонить"

Мастер - класс для педагогов по теме "Изонить"  дает начальные представления по данной теме. Включает в себя по мимо теоретической, практическую часть - обучение заполнению угла. Практи...

Упражнения на развитие профессионально -личностных качеств

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ....