развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал по психологии (подготовительная группа)
рекомендации и упражнения по развитию самостоятельности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_razvitie_samostoyatelnosti.docx | 144.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические рекомендации родителям
по развитию самостоятельности и самоконтроля у детей
старшего дошкольного возраста
- Общение с ребенком. Постарайтесь заранее договориться с ребенком, когда вы проведете время вместе. Или же подключайте ребенка к Вашим делам в игровой форме. Если ребенок в данный момент не хочет такого общения – не настаивайте.
- Ответственность у ребенка следует формировать, начиная с незначительных обязанностей. «Теперь за это отвечаешь ты. Ты главный в этом вопросе. Никто другой тебе не будет мешать. Ты сам для себя решаешь, как ты это будешь выполнять и когда». Затем, можно дать другую обязанность – более сложную. При этом не забывайте хвалить ребенка за успешное выполнение поручения.
- Пусть ребенок самостоятельно принимает мелкие решения. Чаще советуйтесь с ним.
- Включение ребенка в семейные дела. Давайте возможность ребенку на равных участвовать в обсуждении семейных вопросов. Даже если ребенок, на ваш взгляд, говорит ерунду – выслушайте его и отметьте значимость для Вас его мнения.
- Обязательно интересуйтесь, как дела в детском саду: «что было хорошего?» «что было плохого?». Так ребенок научится выделять хорошие моменты самостоятельной жизни в садике и не будет копить в себе негативные переживания. Все, что рассказывает ребенок о детсаде – важно. Бывает, родители не слушают всего, что говорит ребенок и пропускают важные вещи. Ребенок обижается. И желание ребенка делиться новостями снижается.
- Не делайте за ребенка задания. Делайте их вместе. В большинстве случаев, Ваше участие должно быть направлено только на поддержание хорошего настроения у ребенка и настроя на выполнение заданий.
- Если ребенок просит помощь в выполнении задания – не отказывайте. Даже если задание легкое, не ругайте ребенка, что он просит помощи. Этим он хочет помочь самому себе, когда ему лень. Разговаривайте во время выполнения заданий, шутите. В такой атмосфере, хоть выполнение заданий и затянется по времени, у ребенка будет формироваться положительный настрой на занятия.
- Попробуйте предложить ребенку продумать себе режим дня, когда у него время для занятий, а когда для отдыха. Договоритесь, чтобы соблюдал, если нет – корректируйте.
- Если при выполнении уроков ребенок часто отвлекается, то можно иногда делать 5-ти минутные перерывы между заданиями. Задача родителей четко следить за выполнением временного режима, т.к. у ребенка это будет вызывать трудности.
- Конфликты. С учителями, с учениками: Выслушайте версию ребенка. Его видение ситуации. Так Вы поймете, чувствует ли ребенок свою вину за произошедшее и хочет ли все исправить. Не столько важно выяснить кто виноват, сколько, как ребенок думает это исправлять. Школьное время – время, когда есть возможность учиться, как вести себя в различных ситуациях. Мотивируйте ребенка пробовать решать мелкие конфликты самостоятельно. Советуйте, но не навязывайте, как поступить. С родителями: дайте ребенку понять, что Вы очень расстроены его поведением. Спросите ребенка, как он думает исправить произошедшее. Или, если вина ребенка в этом лишь отчасти, спросите что теперь делать вам двоим, чтобы помириться.
- Семейные правила. Для взаимодействия в семье между взрослыми, между взрослыми и детьми нужны правила. Такие правила определяют, кто что должен делать и что будет, если он этого не выполнит. Если взрослый что-то обещает при ребенке очень важно это выполнить. Ребенок будет перенимать такое поведение. Семейные правила могут быть устными, а могут быть приняты всей семьей и красиво записаны на листе бумаги с подписью всех членов семьи.
Упражнения:
1. Придумать и выполнить какое-то общее дело, включающее взаимодействие (приготовить обед, сделать аппликацию и т.п.).
2. Выделить заранее на неделе время, которое можно посвятить совместному отдыху (например, играть в настольные игры с четкими правилами). То есть учить ребенка планировать свое время.
3. Придумывание и выполнение заданий по инструкции.
4. Придумать небольшой кроссворд на тему «Семья».
5. Нарисовать совместный рисунок «Наш дом».
6. Наблюдение за каким-то героем в фильме. Указывать, какие он совершил ошибки в поведении. (Обещал, но не сделал; соврал и т.п.)
7. «Невидимка» (Например, поход в магазин. Ребенок покупает все сам по списку, родитель при этом идет рядом, но делает вид, что его нет).
8. Поменяться местами на некоторое время. (Ребенок становится взрослым и наоборот. Задача взрослого, ставшего ребенком – показать все «прелести» непослушания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды
Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной деятельности детей приобретает особое значение в связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта...
Презентация "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"
Поддерживание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям и создание необходимых для этого условий....
Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...
РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ
Развитие самостоятельности у детей является важным этапом в формировании зрелой личности. В статье изложены пути формирования самостоятельности у дошкольников в ручном труде...
Рекомендации по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготов...
Игровые технологии как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые технологии помогают в решении многих из проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних в...
Памятка "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"
Памятка "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста" содержит основные правила и советы для родителей по развитию у старших дошкольников самостоятельности...