развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал по психологии (подготовительная группа)

Исаханян Татьяна Викторовна

рекомендации и упражнения по развитию самостоятельности и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_razvitie_samostoyatelnosti.docx144.84 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические рекомендации родителям

по развитию самостоятельности и самоконтроля у детей

старшего дошкольного возраста

  1. Общение с ребенком. Постарайтесь заранее договориться с ребенком, когда вы проведете время вместе. Или же подключайте ребенка к Вашим делам в игровой форме. Если ребенок в данный момент не хочет такого общения – не настаивайте.
  2. Ответственность у ребенка следует формировать, начиная с незначительных обязанностей. «Теперь за это отвечаешь ты. Ты главный в этом вопросе. Никто другой тебе не будет мешать. Ты сам для себя решаешь, как ты это будешь выполнять и когда». Затем, можно дать другую обязанность – более сложную. При этом не забывайте хвалить ребенка за успешное выполнение поручения.
  3. Пусть ребенок самостоятельно принимает мелкие решения. Чаще советуйтесь с ним.
  4. Включение ребенка в семейные дела. Давайте возможность ребенку на равных участвовать в обсуждении семейных вопросов. Даже если ребенок, на ваш взгляд, говорит ерунду – выслушайте его и отметьте значимость для Вас его мнения.
  5. Обязательно интересуйтесь, как дела в детском саду: «что было хорошего?» «что было плохого?». Так ребенок научится выделять хорошие моменты самостоятельной жизни в садике и не будет копить в себе негативные переживания. Все, что рассказывает ребенок о детсаде – важно. Бывает, родители не слушают всего, что говорит ребенок и пропускают важные вещи. Ребенок обижается. И желание ребенка делиться новостями снижается.
  6. Не делайте за ребенка задания. Делайте их вместе. В большинстве случаев, Ваше участие должно быть направлено только на поддержание хорошего настроения у ребенка и настроя на выполнение заданий.
  7. Если ребенок просит помощь в выполнении задания – не отказывайте. Даже если задание легкое, не ругайте ребенка, что он просит помощи. Этим он хочет помочь самому себе, когда ему лень. Разговаривайте во время выполнения заданий, шутите. В такой атмосфере, хоть выполнение заданий и затянется по времени, у ребенка будет формироваться положительный настрой на занятия.
  8. Попробуйте предложить ребенку продумать себе режим дня, когда у него время для занятий, а когда для отдыха. Договоритесь, чтобы соблюдал, если нет – корректируйте.
  9. Если при выполнении уроков ребенок часто отвлекается, то можно иногда делать 5-ти минутные перерывы между заданиями. Задача родителей четко следить за выполнением временного режима, т.к. у ребенка это будет вызывать трудности.
  10.  Конфликты. С учителями, с учениками: Выслушайте версию ребенка. Его видение ситуации. Так Вы поймете, чувствует ли ребенок свою вину за произошедшее и хочет ли все исправить. Не столько важно выяснить кто виноват, сколько, как ребенок думает это исправлять. Школьное время – время, когда есть возможность учиться, как вести себя в различных ситуациях. Мотивируйте ребенка пробовать решать мелкие конфликты самостоятельно. Советуйте, но не навязывайте, как поступить. С родителями: дайте ребенку понять, что Вы очень расстроены его поведением. Спросите ребенка, как он думает исправить произошедшее. Или, если вина ребенка в этом лишь отчасти, спросите что теперь делать вам двоим, чтобы помириться.
  11.  Семейные правила. Для взаимодействия в семье между взрослыми, между взрослыми и детьми нужны правила. Такие правила определяют, кто что должен делать и что будет, если он этого не выполнит. Если взрослый что-то обещает при ребенке очень важно это выполнить. Ребенок будет перенимать такое поведение. Семейные правила могут быть устными, а могут быть приняты всей семьей и красиво записаны на листе бумаги с подписью всех членов семьи.

Упражнения:

1.        Придумать и выполнить какое-то общее дело, включающее взаимодействие (приготовить обед, сделать аппликацию и т.п.).

2.        Выделить заранее на неделе время, которое можно посвятить совместному отдыху (например, играть в настольные игры с четкими правилами). То есть учить ребенка планировать свое время.

3.        Придумывание и выполнение заданий по инструкции.

4.        Придумать небольшой кроссворд на тему «Семья».

5.        Нарисовать совместный рисунок «Наш дом».

6.        Наблюдение за каким-то героем в фильме. Указывать, какие он совершил ошибки в поведении. (Обещал, но не сделал; соврал и т.п.)

7.        «Невидимка» (Например, поход в магазин. Ребенок покупает все сам по списку, родитель при этом идет рядом, но делает вид, что его нет).

8.        Поменяться местами на некоторое время. (Ребенок становится взрослым и наоборот. Задача взрослого, ставшего ребенком – показать все «прелести» непослушания).

C:\Users\LENOVO B590\Desktop\Новая папка\R_10-zapovedey-dlya-roditeley.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей среды

Создание развивающего пространства для свободной самостоятельной  деятельности детей приобретает особое значение в связи с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта...

Презентация "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

—Поддерживание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям и создание необходимых для этого условий....

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТРУДЕ

Развитие самостоятельности у детей является важным этапом в формировании зрелой личности. В статье изложены пути формирования самостоятельности у дошкольников в ручном труде...

Рекомендации по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготов...

Игровые технологии как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Игровые технологии помогают в решении многих из проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних в...

Памятка "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Памятка "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста" содержит основные правила и советы для родителей по развитию у старших дошкольников самостоятельности...