Семинар-практикум на тему: «Трансляция приёмов дифференцированного подхода обучения детей с ОВЗ»
материал по психологии (средняя группа)
Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Основная цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
- формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;
- обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
- оказание психотерапевтической помощи участникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tokarev.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет педагогу рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
- Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
- Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость). Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность (бездействие).
- Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
- Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя). Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх (Это самый тяжелый период).
- Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить».
- Возвращается ощущение внутренней опоры (человек начинает задумываться о будущем).
2. Притча «Горчичное зерно»
Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился снова с женщиной, и она женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.
3.Практическая часть.
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать ребенка с ОВЗ».
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.
Часть тела (завязывается шарфом) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях. |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки». |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»). |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания». |
Бедра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии. |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается. |
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений. быстрые и заботливые кенгуру.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
История о бегунах: несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиеттле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
4. Рефлексия
1) Упражнение «Ключи»
В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.
Инструкция: на нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. В то же время, мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям. Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для решения его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.
Итоги семинара-практикума
Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с ОВЗ выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы. ...
Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"
Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у...
Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 ...
Семинар-практикум «Формирование трудовых знаний и навыков в процессе обучения детей дошкольного возраста шитью».
В детстве закладываются основы трудовой закалки человека-вот почему мы уделяем большое внимание трудовой деятельности дошкольников.Основныеизадачи, которые должны решать воспитатели,-это совершенствов...
Семинар – практикум «Логика в логопедии (игровые приёмы в коррекции речи дошкольников, связанные с развитием логики)»
Коррекционно-образовательный процесс в ДОУ в работе с детьми с ТНР необходимо строить с учётом коррекции не только речи, но и всех психических процессов, в том числе и...