СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»
консультация
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.
В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к его девальвации. Оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным.
Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как создать ситуацию успеха на занятиях изобразительной деятельностью, - об этом и пойдет речь на нашем семинаре-практикуме.
Слайдовое сопровождение семинара-практикума и приложения к нему можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/d/HtuELqVxYvoQgQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sittuatsiya_uspeha_smv.docx | 59.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Нефтеюганского района
Сетевое методическое взаимодействие
по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Ситуация успеха как педагогический приём
в современной образовательной практике»
Руководитель СМВ
педагог доп.образования
НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»
Павлючик Марина Владимировна
г.п. Пойковский
2019г.
Цель: систематизация представлений педагогов о ситуации успеха как педагогическом приёме в организации и проведении изобразительной деятельности.
Задачи:
- Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
- Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.
- Создать банк данных по проблеме.
Оборудование и материалы:
- ТСО: ПК, проектор, экран.
- Слайдовая презентация
- Две карандашницы с простыми карандашами
- Приложения для практических заданий.
Ход семинара-практикума:
Слайд 1 | Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к его девальвации. Оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным. Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как создать ситуацию успеха на занятиях изобразительной деятельностью, - об этом и пойдет речь на нашем семинаре-практикуме. | |
Слайд 2 | Само понятие «УСПЕХ» имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами её деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. | |
Слайд 3 | Автором феномена «ситуация успеха» является Август Соломонович Белкин, который разводит понятия «успех» и «ситуация успеха» следующим образом: «Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации». С педагогической точки зрения СИТУАЦИЯ УСПЕХА — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. | |
Слайд 4 | Необходимо ввести уточнение по поводу использования термина «УСПЕШНОСТЬ». Успешность – это качественная характеристика результатов деятельности конкретного ребёнка, имеющая протяжённость во времени. Выделяют субъективную и объективную успешность деятельности. Ребенок может быстро и качественно выполнить рисунок или аппликацию, блестяще слепить фигурку и не затратить при этом минимальных усилий. Такая деятельность будет иметь объективную успешность, так как высокий результат деятельности отмечен только сторонним наблюдателем. Легкий успех не приносит удовлетворения. Таким образом, объективная успешность деятельности не является ситуацией успеха, так как качественность исполняемого не есть результат физического и психического напряжения субъекта деятельности. Успех не должен достигаться слишком быстро, без достаточных усилий, а главное – успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность. Таким образом, ситуация успеха достигается только тогда, когда сама личность определяет этот успех. Нет ситуации успеха без собственных усилий ребенка. Деятельность будет иметь субъективную успешность, если воспитанник сумел преодолеть свой страх, затруднение, растерянность, неорганизованность, лень и другие негативные факторы. | |
Слайды 5-13 | Игра «Перевертыши» Участники семинара-практикума делятся на две команды.
Задания будут даваться командам поочередно, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. | |
«Вечер в березовой роще» «Мальчик с луковицами» «В розовой тесноте» «Красная тишина» «Крепостная Жарова» «Сдача песочной деревни» «Марья-крестьянка на Белом зайце» «Быль росы и заходящей луны» | «Утро в сосновом лесу» «Девочка с персиками» «В голубом просторе» «Зеленый шум» «Боярыня Морозова» «Взятие снежного городка» «Иван-царевич на Сером волке » «Сказка инея и восходящего солнца» | |
Слайд 14 | По мнению Манук Ашотович Мкртчян, И. Г. Литвинской, успешной мы можем считать такую деятельность, при которой существует взаимосоответствие между следующими четырьмя компонентами:
| |
На примере игры «Перевертыши» мы можем проследить все эти компоненты деятельности:
Случаи, когда все эти компоненты соответствовали друг другу, были успешными, а в противном случае выдавался неверный результат, т.е. попытки были не успешны. | ||
Слайд 15 | Следовательно, успешность детей в изобразительной, как и любой другой, деятельности предполагает наличие у них таких умений, как:
| |
Слайд 16 | На практике ситуация успеха реализуется через ряд определенных приемов: снятие страха, внесение мотива, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование, персональная исключительность, педагогическое внушение, позитивное оценивание результатов. Практическое задание «Речевые парадигмы» Участникам семинара предлагается разбиться на семь минигрупп. Каждая группа получает фрагмент таблицы (Приложение 2), в которой указаны приемы создания ситуации успеха и их назначение. Участникам нужно вписать в таблицу речевые парадигмы – фразы, через которые данный прием может быть реализован. На выполнение работы отводится 3-5 мин. Затем участники читают свои варианты речевых парадигм коллегам. Приемы создания ситуации успеха на занятии:
Речевая парадигма:
Речевая парадигма:
Речевая парадигма:
Речевая парадигма:
Речевая парадигма:
Речевая парадигма:
Речевая парадигма:
| |
| ||
Слайд 17 *** | Этапы взаимодействия педагога с детьми Содержание самого понятия «успех» меняется в процессе развития взаимодействия педагога с детьми. Условно этот процесс можно разделить на четыре этапа, каждому из которых соответствует определенный тип отношений:
Уточним содержание понятия «успех» на каждом этапе взаимодействия педагога и детей. На первом этапе (ему соответствует тип отношений «опека») успех выступает как фактор поисковой деятельности воспитанников. Для детей важен сам факт получения одобрения, похвалы, высокой оценки, приносящей личности некоторую психологическую свободу. Для педагога важным является то, чтобы ребенок ощутил вкус победы после многочисленных неудач. Воспитанник может быть сориентирован на достижение высокого результата либо ценной подсказки, помощи педагога или других детей, случайно удачного результата, либо благодаря достаточно развитым природным особенностям «схватывания на лету», либо добросовестным кропотливым трудом. Первый этап является своеобразным «поисковым», когда успех для каждого воспитанника обретает ту форму, которая приносила бы удовлетворение. Опасность данного этапа состоит в том, что успех может обрести негативные формы, когда высокий результат достигается «любой ценой». 2 этап. Тип отношений «Наставничество». По мере становления личности, развития самооценки и самосознания дошкольник уже не может довольствоваться «результативным» успехом, его не столько интересует успех «вообще», сколько признание его заслуг авторитетными лицами: как правило, воспитателями, родителями, друзьями. Решающим моментом является не сам факт похвалы или порицания, а авторитетность тех, от кого они исходят. Слова именно авторитетного лица вселяют в детей уверенность в их силах, желание справиться с трудностями. Атмосфера, создаваемая действиями авторитетной личности, стимулирует стремление к творческой деятельности. Поэтому на втором этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «наставничество», успех будет выражаться в значимом для личности признании. 3 этап. Тип отношений «Партнерство». Однако успех как признание и одобрение является лишь механизмом подкрепления и закрепления усилий самой личности в процессе ее самореализации, раскрытия ее творческого потенциала. Для формирования и развития личности важен не только успех–признание результатов ее деятельности (в том числе и авторитетными лицами), но и успех–преодоление. Именно преодоление трудностей и составляет опыт человека, обусловливает его самооценку и самоуважение. Таким образом, успех-преодоление является важным фактором становления и развития личности, выступая не только в качестве преодоления каких-либо внешних проблем, но и как самопреодоление, самостановление личности. Поэтому на третьем этапе взаимодействия, которому соответствует тип отношений «партнерство», успех реализует функцию преодоления трудностей, прежде всего самопреодоления и самоутверждения. 4 этап. Тип отношений «Сотрудничество». От уровня к уровню «нарастает личностный фактор мотивации». Если на первом уровне осознание личностью успеха результатов ее деятельности полностью определяется внешним окружением («опека»), то на четвертом – эти внешние результаты и их оценка окружением практически вытесняются самоценностью деятельности. Таким образом, на четвертом этапе взаимодействия педагога и воспитанников успех выступает как фактор удовлетворения самой деятельностью и для ребенка приобретает форму «успех – осуществление назначения» (или «успех – реализация призвания»). | |
Слайд 18 | «Если на первых порах своего становления личность ориентируется на внешние факторы жизнедеятельности, на ее социальное одобрение или порицание, то по мере социализации, усвоения социальных ценностей и норм, принятия или отвержения их личность находит в себе самой эти социальные ориентиры, реализуя себя как индивидуализированное социальное существо» (Григорий Львович .Тульчинский). | |
Слайд 19 | Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха: 1. Неожиданная радость. 2. Общая радость. 3. Радость познания. Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим, как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности. Следует отметить, что данные приемы описаны в источниках в контексте школьного обучения, но многие из них могут быть с успехом адаптированы и для работы с дошкольниками. | |
Слайд 20 Слайд 21 | Тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. «Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.
Ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. | |
Слайд 22 Слайд 23 | Тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.
Алгоритм: 1 шаг: пробуждение интереса, когда ребенку хочется добиться того же что и более успешные сверстники. 2 шаг: целесообразно, прикрепить сильного воспитанника для работы в паре, или включить ребенка в группу товарищей с более высоким уровнем развития деятельности. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия. 3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
| |
Слайд 24 | Тип «Радость познания (творчества)». Продуктивная деятельность может доставлять радость не столько от появления нового продукта (рисунка или скульптуры), сколько от других факторов. Радость творчества по своей сути альтруистична, художник творит не ради корысти, а ради идеи, творит, потому что чувствует потребность в самовыражении через творчество, осознает социальную значимость своего созидательного труда. Дать ребенку почувствовать радость от творчества, радость от общения не только с окружающими, но и с самим собой, со своим внутренним миром – направление ситуации успеха этого типа.
| |
Слайд 25 | Практическое задание «Портфель – корзина»
Участники семинара уже разделены на две команды, каждая получает по нескольку листков бумаги с напечатанными фразами (Приложение 3):
Участникам нужно выбрать из предложенных меры, способствующие ситуации успеха, и отложить в сторону меры препятствующие. Примечание: «в портфель»- варианты 1-11; «в корзину» - варианты 12-18. | |
Слайд 26 | Практическое задание «Итоги создания ситуации успеха»
Участникам семинара предлагается упорядочить сегменты схемы «Итоги создания ситуации успеха» (Приложение 4), соединив соответствующие элементы стрелочками. Итогом реализации приемов по созданию ситуации успеха в изобразительной деятельности будет считаться:
| |
Слайд 27 | В этом и заключается суть поэтапного развития отношений сотрудничества через организацию специфических приемов создания ситуации успеха. | |
Слайд 28 | Практическое задание «Хорошо - плохо»
| |
Слайд 29 | Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка? Позитивный эффект:
происходит переоценка своих возможностей | |
Слайд 30 | Негативный эффект:
| |
Слайд 31 | Итог хочется подвести словами Василия Александровича Сухомлинского: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя. радость успеха может померкнуть» | |
Слайд 32 | Рефлексия Участникам семинара предлагается написать синквейн, ключевым понятием которого будет словосочетание «ситуация успеха» или слово «успех» (на выбор). Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: Первая строка – одно ключевое понятие: слово или словосочетание, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два-три прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья срока – три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. |
Источники
Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 216 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. –– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. http://pedlib.ru/Books/6/0370/6_0370-83.shtml#book_page_top
Ушева Т.Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: Методическое пособие. –– Красноярск, 2007. – 88 с. http://pedlib.ru/Books/3/0201/3_0201-2.shtml#book_page_top
Кушнир В. Н. Консультация «ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников» https://kushnir-chehdetsad1.edumsko.ru/articles/post/1173135
Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике https://kladraz.ru/blogs/svetlana-vasilevna-miheva/situacija-uspeha-kak-pedagogicheskii-priyom-v-sovremenoi-obrazovatelnoi-praktike.html
Материалы для практического семинара с педагогами по теме: «Создание ситуации успеха» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sozdanie_situatcii_uspeha_materiali_dlya_praktichesko_124258.html
Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик» https://science-education.ru/ru/article/view?id=16371
Алгоритм создания ситуации успеха на занятии в детском объединении «Волшебный крючок» https://pandia.ru/text/80/283/10779.php
Методический кабинет - Преподавателям - Статьи и публикации - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Сегежи»: https://seg-lira.ru/metodicheskii_kabinet/prepodavatelyam/publikatsii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий в логопедической практике
Ознакомить коллег с применением здоровьесберегающих технологий в логопедической практике; передача основных идей своего педагогического опыта, совместное обсуждение этих идей; способствовать преемстве...
Семинар – практикум Тема: «ФГОС дошкольного образования в условиях современной социокультурной ситуации»
Перемены… Наверно большинство из нас боится перемен. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень непрерывного образования. Конечно, многие не готовы менять что-то в...
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СТАРТ К УСПЕХУ. ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Семинар-практикум для родителей «Успех ребенка – путь к вершине!»
Данный материал разработан с целью формирования у участников встречи (родителей (законный представителей) воспитанников представления об основных качествах успешного ребенка и эффективных способах их ...
Семинар-практикум в ДОУ «Патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях дошкольного образовательного учреждения».
Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов п...