Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Полевая Наталья Александровна

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 – 4 лет,

направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве;

-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;

-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: семинар – практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx23.21 КБ
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Конспект семинара – практикум для  родителей                                                         по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»

Подготовили:                                                                                                                    Полевая Н.А.                                                                                                                      воспитатель,                                                                                                                       Вдовина Е.В.                                                                                                                   учитель – логопед.

г.Сухиничи, 2019г.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 – 4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве;

-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;

-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: семинар – практикум.

Ход собрания.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим  о том, что такое сенсорика, а также о значении сенсорного развития у детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                          

Воспитатель: Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.                                                                                              Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать),поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.                                                                                                                              

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.

 Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.                                Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

-зрение,                                                                                                                                                                        -слух,                                                                                                                                                                      -осязание,                                                                                                                                                                -обоняние,                                                                                                                                                          -вкус.                                                                                                                                                      Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.                                                                        
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
  • Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, многие из них мы можем сделать своими руками.

Игры с прищепками.  Такая игра развивает мелкую моторику пальцев рук, у детей закрепляется знание основных цветов. Развивается усидчивость. Внимание. Например. чтобы собрать лучики для солнышка, ребёнку предлагается  выбрать прищепки соответствующего цвета и прищепить на круг, также капельки для тучки. Потом мы используем с детьми  в подвижной игре «Солнышко и дождик» Кто то из детей солнышко(показывает), дети играют, если тучка, то дети бегут под зонт.

Игра «Кто что ест».  На прищепках  наклеены изображение животного. В ходе  игры дети знакомятся с дикими и  домашними животными и чем питаются животные. В процессе игры работают пальчики ребёнка, зрительное восприятие, диалогическая речь.

Тактильная книга. У детей развивается тактильные ощущения, мелкая моторика. В тактильной книге использованы бусинки, замочки, веревочки. Дети могут потрогать, открыть, закрыть замочек.  отсоединить детали на липучках.

Конструирование. В этом году мы знакомим детей с геометрическими фигурами. Каждый вторник у нас проходит занятие математики, на которых дети знакомятся с математическими представлениями. Дети учатся различать и называть геометрические фигуры, складывать из них различные предметы. Например. из треугольника и квадрата сложить домик, а из треугольников  –ёлочку и т. д.  Из кубиков различной величины, из мелкого и крупного конструктора, дети любят строить различные постройки, и вместе их обыгрывают.

В группе есть уголок экспериментирования, где находятся крупы, шишки, ракушки, макароны.  желуди, каштаны. Дети любят выбирать и раскладывать их по тарелочкам. Всё это направлено для развития сенсорного восприятия, развития мелкой моторики у детей.

Учитель- логопед: Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

   Педагоги,  детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать — сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел — сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.

   Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания — заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.

Двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге.

  • Третья часть площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки.
  • Её близость к моторной зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи». (картинка)

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в речи. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.

Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.

Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Конспект семинара – практикум для  родителей                                                         по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»

Подготовили:                                                                                                                    Полевая Н.А.                                                                                                                      воспитатель,                                                                                                                       Вдовина Е.В.                                                                                                                   учитель – логопед.

г.Сухиничи, 2019г.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 – 4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве;

-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;

-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: семинар – практикум.

Ход собрания.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим  о том, что такое сенсорика, а также о значении сенсорного развития у детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                          

Воспитатель: Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.                                                                                              Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать),поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.                                                                                                                              

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.

 Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.                                Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

-зрение,                                                                                                                                                                        -слух,                                                                                                                                                                      -осязание,                                                                                                                                                                -обоняние,                                                                                                                                                          -вкус.                                                                                                                                                      Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.                                                                        
  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
  • Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, многие из них мы можем сделать своими руками.

Игры с прищепками.  Такая игра развивает мелкую моторику пальцев рук, у детей закрепляется знание основных цветов. Развивается усидчивость. Внимание. Например. чтобы собрать лучики для солнышка, ребёнку предлагается  выбрать прищепки соответствующего цвета и прищепить на круг, также капельки для тучки. Потом мы используем с детьми  в подвижной игре «Солнышко и дождик» Кто то из детей солнышко(показывает), дети играют, если тучка, то дети бегут под зонт.

Игра «Кто что ест».  На прищепках  наклеены изображение животного. В ходе  игры дети знакомятся с дикими и  домашними животными и чем питаются животные. В процессе игры работают пальчики ребёнка, зрительное восприятие, диалогическая речь.

Тактильная книга. У детей развивается тактильные ощущения, мелкая моторика. В тактильной книге использованы бусинки, замочки, веревочки. Дети могут потрогать, открыть, закрыть замочек.  отсоединить детали на липучках.

Конструирование. В этом году мы знакомим детей с геометрическими фигурами. Каждый вторник у нас проходит занятие математики, на которых дети знакомятся с математическими представлениями. Дети учатся различать и называть геометрические фигуры, складывать из них различные предметы. Например. из треугольника и квадрата сложить домик, а из треугольников  –ёлочку и т. д.  Из кубиков различной величины, из мелкого и крупного конструктора, дети любят строить различные постройки, и вместе их обыгрывают.

В группе есть уголок экспериментирования, где находятся крупы, шишки, ракушки, макароны.  желуди, каштаны. Дети любят выбирать и раскладывать их по тарелочкам. Всё это направлено для развития сенсорного восприятия, развития мелкой моторики у детей.

Учитель- логопед: Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

   Педагоги,  детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать — сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел — сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.

   Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания — заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно  застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.

Двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге.

  • Третья часть площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки.
  • Её близость к моторной зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи». (картинка)

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в речи. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.

Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.

Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"

Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...

Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»

Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...

Применение шариков ORBEEZ как нетрадиционного приёма в логопедической работе с детьми

На сегодняшний день, учитывая занятость родителей и детей, окружённых рекламой «супер модных» игрушек, родителям легче купить порой не нужную, но модную игрушку своему чаду, тем самым позв...

Конспект родительского собрания на тему: «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Повысить педагогическую грамотность родителям о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Задачи:• Актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развит...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлени...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей 2-3 лет»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи:- ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими с...

Семинар практикум на тему: "Экологические игры для развития детей старшего дошкольного возраста"

Экологические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, актируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, спос...