Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 – 4 лет,
направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве;
-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: семинар – практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx | 23.21 КБ |
seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»
Подготовили: Полевая Н.А. воспитатель, Вдовина Е.В. учитель – логопед.
г.Сухиничи, 2019г.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 – 4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве;
-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: семинар – практикум.
Ход собрания.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, что такое сенсорика, а также о значении сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком. Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать),поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
-зрение, -слух, -осязание, -обоняние, -вкус. Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.
- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
- Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, многие из них мы можем сделать своими руками.
Игры с прищепками. Такая игра развивает мелкую моторику пальцев рук, у детей закрепляется знание основных цветов. Развивается усидчивость. Внимание. Например. чтобы собрать лучики для солнышка, ребёнку предлагается выбрать прищепки соответствующего цвета и прищепить на круг, также капельки для тучки. Потом мы используем с детьми в подвижной игре «Солнышко и дождик» Кто то из детей солнышко(показывает), дети играют, если тучка, то дети бегут под зонт.
Игра «Кто что ест». На прищепках наклеены изображение животного. В ходе игры дети знакомятся с дикими и домашними животными и чем питаются животные. В процессе игры работают пальчики ребёнка, зрительное восприятие, диалогическая речь.
Тактильная книга. У детей развивается тактильные ощущения, мелкая моторика. В тактильной книге использованы бусинки, замочки, веревочки. Дети могут потрогать, открыть, закрыть замочек. отсоединить детали на липучках.
Конструирование. В этом году мы знакомим детей с геометрическими фигурами. Каждый вторник у нас проходит занятие математики, на которых дети знакомятся с математическими представлениями. Дети учатся различать и называть геометрические фигуры, складывать из них различные предметы. Например. из треугольника и квадрата сложить домик, а из треугольников –ёлочку и т. д. Из кубиков различной величины, из мелкого и крупного конструктора, дети любят строить различные постройки, и вместе их обыгрывают.
В группе есть уголок экспериментирования, где находятся крупы, шишки, ракушки, макароны. желуди, каштаны. Дети любят выбирать и раскладывать их по тарелочкам. Всё это направлено для развития сенсорного восприятия, развития мелкой моторики у детей.
Учитель- логопед: Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Педагоги, детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать — сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел — сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания — заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.
Двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге.
- Третья часть площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки.
- Её близость к моторной зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи». (картинка)
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в речи. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.
Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.
Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»
Конспект семинара – практикум для родителей по теме «Сенсорные игры для развития детей и использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе»
Подготовили: Полевая Н.А. воспитатель, Вдовина Е.В. учитель – логопед.
г.Сухиничи, 2019г.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3 – 4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве;
-активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;
-укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Форма проведения: семинар – практикум.
Ход собрания.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, что такое сенсорика, а также о значении сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
Воспитатель: Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком. Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать),поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведённые детскими психологами показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:
-зрение, -слух, -осязание, -обоняние, -вкус. Можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
- На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Ребенок следит за движущимися яркими игрушками, хватает предметы разной формы и величины.
- На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
- Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, многие из них мы можем сделать своими руками.
Игры с прищепками. Такая игра развивает мелкую моторику пальцев рук, у детей закрепляется знание основных цветов. Развивается усидчивость. Внимание. Например. чтобы собрать лучики для солнышка, ребёнку предлагается выбрать прищепки соответствующего цвета и прищепить на круг, также капельки для тучки. Потом мы используем с детьми в подвижной игре «Солнышко и дождик» Кто то из детей солнышко(показывает), дети играют, если тучка, то дети бегут под зонт.
Игра «Кто что ест». На прищепках наклеены изображение животного. В ходе игры дети знакомятся с дикими и домашними животными и чем питаются животные. В процессе игры работают пальчики ребёнка, зрительное восприятие, диалогическая речь.
Тактильная книга. У детей развивается тактильные ощущения, мелкая моторика. В тактильной книге использованы бусинки, замочки, веревочки. Дети могут потрогать, открыть, закрыть замочек. отсоединить детали на липучках.
Конструирование. В этом году мы знакомим детей с геометрическими фигурами. Каждый вторник у нас проходит занятие математики, на которых дети знакомятся с математическими представлениями. Дети учатся различать и называть геометрические фигуры, складывать из них различные предметы. Например. из треугольника и квадрата сложить домик, а из треугольников –ёлочку и т. д. Из кубиков различной величины, из мелкого и крупного конструктора, дети любят строить различные постройки, и вместе их обыгрывают.
В группе есть уголок экспериментирования, где находятся крупы, шишки, ракушки, макароны. желуди, каштаны. Дети любят выбирать и раскладывать их по тарелочкам. Всё это направлено для развития сенсорного восприятия, развития мелкой моторики у детей.
Учитель- логопед: Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Педагоги, детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать — сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел — сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания — заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.
Двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге.
- Третья часть площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки.
- Её близость к моторной зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи». (картинка)
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в речи. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.
Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.
Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум на тему: "Народные игры в развитии детей дошкольного возраста"
Значение игры в развитии детей, уровни развития игровой деятельности по возрастам, классификация народных игр...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»
Мастер-класс для педагогического коллектива на тему«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»Разработала учитель- логопедЗлобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»...
Применение шариков ORBEEZ как нетрадиционного приёма в логопедической работе с детьми
На сегодняшний день, учитывая занятость родителей и детей, окружённых рекламой «супер модных» игрушек, родителям легче купить порой не нужную, но модную игрушку своему чаду, тем самым позв...
Конспект родительского собрания на тему: «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста».
Цель: Повысить педагогическую грамотность родителям о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Задачи:• Актуализировать знания родителей о значении различных видов деятельности в развит...
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»
Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорные игры для развития детей дома»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлени...
Семинар-практикум для родителей Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей 2-3 лет»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:- ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими с...
Семинар практикум на тему: "Экологические игры для развития детей старшего дошкольного возраста"
Экологические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, актируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, спос...