"Терапия камнями как один из эффективных арт- терапевтических методов работы с детьми ОВЗ".
статья по психологии

Белецкая Татьяна Геннадьевна

Игры с камушками - это доступный и эффективный метод психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

Камнетерапия помогает детям передавать свои чувства и эмоции, учит их воспринимать и анализировать собственные кинестетические ощущения, развивает двигательное, пространственное и зрительное восприятие.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья17.87 КБ

Предварительный просмотр:

"Терапия камнями как один из эффективных арт- терапевтических методов работы с детьми ОВЗ".

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними!

Почему камни так притягивают? Нас привлекает все таинственное, а камни обладают особой энергетикой. С ними связано множество легенд. Из них веками изготавливают талисманы и обереги – символы здоровья, долголетия, процветания

И даже если не верить в магическую силу камней детям они приносят радость и положительно влияют на всестороннее развитие!

Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Можно использовать камнетерапию.

Игры с камушками - это доступный и эффективный метод психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

Камнетерапия помогает детям передавать свои чувства и эмоции, учит их воспринимать и анализировать собственные кинестетические ощущения, развивает двигательное, пространственное и зрительное восприятие.
Камнетерапия, направлена на снижение повышенной возбудимости, тревожности и агрессии. Перебирая камушки в руках и складывая из них узоры, дети успокаиваются, становятся более коммуникабельными и охотнее идут на контакт со сверстниками.
Кроме того, ежедневное хождение босыми ногами по камушкам - отличная профилактика многих заболеваний внутренних органов.

Цель камнетерапии:

Создать образовательное пространство для развития творческих и познавательных способностей дошкольников с ОВЗ средствами камнетерапии.

Задачи :

 -разнообразить формы организации работы с детьми, в том числе, детьми с ограниченными возможностями здоровья

-побуждать мотивацию детей к успешной познавательной, творческой, художественно-эстетической деятельности и речевой активности детей

С детьми дошкольного возраста важно использовать  камнетерапию, которые можно реализовать как в условиях группы, так и дома с родителями. В детском саду дети с удовольствием играют с этим теплым природным материалом, строят необычные постройки, выкладывают узоры, а также просто рассматривают и перебирают камни в руках. Работа с камушками используется для развития сенсорных эталонов, мелкой моторики малышей, развития активной речи.

Камнетерапию полезно использовать с детьми, имеющими следующие трудности: •конфликтность, замкнутость, тревожность;
•невротические и эмоциональные расстройства;
•кризисные состояния;
•низкая самооценка.
Непосредственное общение с камнями оказывает:
- большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка;
- развивает воображение, творчество;
- снятие усталости, напряжения;
- разрешение негативных эмоциональных переживаний;
- способствует гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Для проведений занятий имеется коллекция различных морских камней разных размеров и цветов. Они имеют гладкую поверхность, что совершенно безопасно при работе с детьми разного возраста. В работе с детьми можно использовать камушки, с которыми дети, с большим удовольствием работают. Перебирая их в руках, становятся более спокойными, уравновешенными, быстрее раскрываются, рассказывая о своих проблемах. Детям, трудно осознать свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, строить, играть и фантазировать. Поэтому методы артерапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую и каменную фигурку, игру, так удивительно подходят для работы с детьми.

Считаю, что игры с камушками можно широко использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в коммуникативных навыках, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности, и для оптимизации психического развития в детском возрасте.

Камни, камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камушками предоставляет пространство для творчества и проведения исследования.

Использование инноваций в работе с детьми открывает новые возможности преподнесения материала.

Занятия с камушками я провожу в малых группах (не больше 2-3 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.

Примерные игры с камешками.

 «По кочкам через болото».

На столе рассыпают мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным пальцами «по кочкам» с одного краястола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на вес всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать на бумаге.

 Конструктор из камней. Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить.

Выкладывание из камешков геометрических фигур, знакомых букв, цифр. Заполнение камушками схем. Поиск камешков в песке, крупе. Сортировка камешков.

        Нарисуй свой мир с помощью разных камешков и расскажи о нем.

        Волшебный камень выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представить, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуй придумать историю камушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

статья «Использование в образовательном процессе эффективных форм и методов работы с детьми»

В современном дошкольном образовании стоит задача о необходимости пересмотреть устоявшие подходы к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях. В процессе перехода на ФГОС  их ...

«Сказкотерапия как один из эффективных методов работы с детьми с ОНР»

Сказкотерапия - самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Сегодня достоинство и роль метода сказкотерапии в работе с детьми с ОНР неоспоримы....

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Общее понимание Арт-терапии ка кметода, задачи Арт-терапии. Условия подбора техник и приемов арт-терапии. Арт-терапевтические техники....

«Эффективные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по региональному компоненту».

Малая Родина. У каждого человека она своя,но для всех является той путеводной звездой,которая на протяжении всей жизни определяеточень многое, если не сказать — всё. Дошкольный возраст &nda...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми ...

Арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, позволяет выявить психологические проблемы у ребенка, обнаружить скрытые и подавленные чувства и эмоц...