АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
методическая разработка
Общее понимание Арт-терапии ка кметода, задачи Арт-терапии. Условия подбора техник и приемов арт-терапии. Арт-терапевтические техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya_-_tehniki_igry_uprazhneniya_-_publikatsiya_na_sayt.docx | 49.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 158
Сборник методических материалов по теме:
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Педагог-психолог
Кузнецова А.А.
Тюмень 2021
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ
Наиболее важные мысли и переживания, прежде всего, проявляются в виде образов.
Для меня арт-терапия – это про нестандартность подхода. Это не про однозначно «рисовать» (изотерапия) или «читать сказки» (сказкотерапия). Это про – что-то выдумывать, делать вещи, которые для ребенка окажутся новыми, удивительными, и теми, которые затронут что-то внутри, то затруднение, с которым ребенок к нам пришел. Поэтому в данном материале не будет четкого деления арт-терапии на направления. Все то необычное, нестандартное, но целенаправленное, что мы делаем с детьми на занятиях – это арт-терапия.
Между тем, арт-терапия универсальна: ее направления и техники могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.
Задачи, которые являются для меня главными в арт-терапии:
- Предоставить детям возможность свободно выражать чувства, в том числе агрессивные, в безопасной, социально доступной форме.
- Развивать и усиливать внимание детей к своим чувствам.
- Вести психологическую работу с мыслями и чувствами.
- Повышать осознанность ребенка.
Арт-терапия может быть полезна в работе разными эмоциональными проблемами у детей, в частности с детской агрессией, детскими страхами и тревожностью, поэтому далее будут предложены различные техники и упражнения, направленные на коррекцию этих негативных эмоциональных состояний. Для взрослых и детей я также предлагаю техники, направленные на то, чтобы иметь возможность анализировать свое состояние, установки, способы поведения, намечать цели и шаги к их осуществлению, заботиться о своем психологическом здоровье и обогащать свой профессиональный, родительский и личный опыт.
Условия подбора техник и приемов арт-терапии
Рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Одного ребенка включит сказкотерапия, другого – музыкотерапия, третьего – изотерапия и т.д. Нужно искать то, на чем ребенок легко и с удовольствием сконцентрируется.
Условие 3. Целесообразно использовать нетрадиционные изобразительные техники. Во-первых, новые изобразительные способы включают внимание ребенка и от этого зависит коррекционный процесс. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.
Арсенал способов создания изображений широк: рисунок на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Таким образом, дети в арт-терапии откликаются лучше на нестандартные подходы.
Перед выполнением арт-терапевтических упражнений, направленных на эмоциональную сферу дошкольника, как этап вхождения в занятие или как отдельное занятие, на этапе налаживания контакта с ребенком бывает целесообразно использовать набор дидактических карточек «Эмоции», «Кубик эмоций» или набор «Азбука эмоций».
Ребенку предлагают назвать основные эмоции, дать им краткое описание «Как обычно выглядит человек, который испытывает эту эмоцию?», «Что обычно случается, когда человек чувствует это?», «Приятно ли чувствовать эту эмоцию?». Психолог отмечает то, о каких эмоциях ребенку говорить труднее всего, или наоборот, какая эмоция вызывает повышенный интерес у ребенка.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МОЁ НАСТРОЕНИЕ».
Инструкция для детей: нарисуй свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуй образ до конца - чтобы он полностью отражал твое состояние.
Изображать можно разными способами: можно отказаться о традиционных красок и выполнить упражнение с помощью ниток, ткани или природных материалов, использовать коллаж, рисунок на песке с использованием разных дополнительных материалов.
Опиши своё настроение словами - какое оно? Можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел?
Теперь измени этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое ты хочешь для себя.
Изменить можно именно этот рисунок или нарисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом!
Главное, чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы хотел сохранить ваш ребенок на долгое время (например, спокойное или радостное, и т.д).
Данное упражнение важно тем, что включает внимание детей к своему эмоциональному состоянию, и дает возможность самостоятельно менять его в лучшую сторону.
КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕРЕЗ РИСОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-9 ЛЕТ
В основу методики легли следующие принципы:
- рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции;
- рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;
- любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка;
- рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке;
- главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке – метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;
- принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка;
- каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.
Суть методики:
Ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни:
- Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря.
- Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж. В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик.
- Появление волшебной палочки. При работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками.
Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей.
Следует использовать данный метод, если умственный возраст ребенка не ниже 5 лет, а также если он любит рисовать, т.е. активно использует визуальные образы.
Ход проведения:
1. Стадия контакта:
– Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..
После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:
– Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь – так и будет в твоей сказке!
2. Стадия коррекционно-диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи)
До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.
– О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?
– Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья?
Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть, и они решили погулять? Куда они пошли?
– Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить.
Альтернатива:
– А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции).
3. Стадия завершения
Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п.
Можно сказать:
– Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…)
В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…») проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка.
СОЧИНЕНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Основной механизм воздействия происходит через эмоциональное переживание сказки, отождествление себя с главным персонажем, а значит и идентификацию (сравнение) своих чувств и чувств главного героя, внутренней поиск правильного решения и преодоление вместе с ним жизненных перипетий, приобретение опыта конструктивного выхода из ситуации.
Использовать сказку можно в работе с тревожностью, застенчивостью, страхами, агрессией, обозначив проблему в начале сказки.
План
МЕСТО | В одном волшебном лесу, под большим деревом жила-была* |
ГЕРОЙ | Белочка… |
СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА | Какая она была? Как играла с другими зверятами? Она была симпатичная и пушистая, но часто злилась на других зверей. Могла ударить, отобрать игрушку, обсыпать листьями, закидать шишками* |
СЛУЧАЙ | Что с ней произошло? Однажды она так всех обидела, что никто не стал с ней играть. Белочка осталась совсем одна и заплакала* |
+ ГЕРОЙ | Мимо скакал веселый Зайчик |
СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА | Какой он был? Он был добрый и хорошо играл с друзьями. Его все любили* |
ДЕЙСТВИЕ | Что сделал Зайчик? Он пожалел Белочку и сказал: «Хочешь, я научу тебя дружить и играть?» «Хочу!»- ответила Белочка. Зайчик научил Белочку, как нужно просить игрушки, как вместе строить домики из листьев, делать украшения из шишек* |
РЕЗУЛЬТАТ | Что после этого произошло с Белочкой? Белочке понравилось дружить с Зайчиком. Она больше не хотела драться и кидаться. Она помирилась с другими зверятами и стала играть дружно* |
НАЗВАНИЕ СКАЗКИ- МОРАЛЬ | Как назовем нашу сказку? Какая Белочка была в начале, и какая стала? «Как злая Белочка научилась дружить и стала доброй»* |
* Текст сказки примерный, т.к. сочиняет ее сам ребенок, а психолог с помощью вопросов следит, чтобы сохранялась основная линия и структура.
Если не получается за одну встречу проиграть сказку до конца: правильное решение не найдено, нельзя сказать, что «жили они долго и счастливо», то в этом случае сказку можно завершить фразой «и сели они отдохнуть…» и «продолжение сказки следует». Также мы вместе с ребенком резюмируем всю получившуюся сказку, помогаем ему отметить, что было в начале сказки, что было в конце, к чему пришли, что еще нужно будет сделать. Можно использовать план из предыдущей методики.
Ввести элемент нетрадиционности в данную технику может любой педагог сам: сказку можно разыграть под столом, в особом укромном месте, на песке, предложить ребенку самому создать мир, в котором будет разворачиваться сюжет сказки и т.д..
МЕТОД ФРИС (ФРАКТАЛЬНЫЙ РИСУНОК)
Еще один метод – метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной и групповой работе с ребенком для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости.
Фрактальный рисунок является эффективным методом, как для изучения внутреннего состояния ребенка, так и для коррекции различных аспектов, а именно:
- развитие эмоционального и когнитивного интеллекта в целом.
- эмоциональной и личностной сферы;
- развития мелкой моторики;
- развитие пространственного и цветового восприятия;
- развития межполушарного взаимодействия;
- развития воображения и внутреннего внимания;
Ребенку предлагается нарисовать «волшебные узоры». Его задача поставить точку в любой части листа и, не отрывая руки, с закрытыми глазами рисовать линию, которая может пересекаться и иметь разные формы (круговые, петлеобразные, 8-образные, зигзагообразные). Линии должны быть четкими, хорошо прорисованными. Цветы, деревья, домики рисовать нельзя. Время выполнения рисунка - 40 секунд. По мере усвоения стартовой инструкции задания можно усложнить (подключить рисование неведущей рукой), что стимулирует развитие двух полушарий мозга.
Далее, мы откроем глаза и посмотрим, что у нас получилось. Дети испытывают эмоциональный подъем, увидев результат, возрастает интерес к деятельности.
Следующий этап – закрашивание окошек. Объясняем ребенку, что мы должны закрасить полученные фигуры разными цветами. Правило: Нельзя тонировать рядом стоящие окна одним цветом.
Я предлагаю детям выбирать цвета с закрытыми глазами.
После того, как наш «шедевр» готов, необходимо обсудить с ребенком, что у него получилось, на что похож рисунок, какие эмоции он испытывал, понравилось ли ему и т.п.
РАБОТА СО СТРАХАМИ МЕТОДОМ АРТ-ТЕРАПИИ
«ЧЕТЫРЕ РИСУНКА»
Метод арт-терапии позволяет выполнить процедуру «обнуления (или нормализации) детских страхов с помощью рисования:
Очень важно, чтобы ребенок встретился со своими страхами в вымышленном, сказочном мире, в форме метафоры, т.к. в реальном мире он свои страхи еще не преодолел и не готов к встрече с ними.
Процедура проведения
Нарисовать 4-е рисунка:
– нарисовать свой страх (страх вымышленного героя, с которым ребенок себя ассоциирует),
- себя со страхом (вымышленного героя со страхом на одном листе),
- супергероя-победителя страха,
- себя в качестве героя – победителя страха (персонаж превращается в победителя страха).
Предполагаемый результат: должны быть изменения на рисунках - если на 1-м рисунке страх огромный, а ребенок маленький и внизу листа. То на последнем все наоборот.
«КОНТЕЙНЕР ДЛЯ СТРАХА»
(методика Тарариной Е.)
Это упражнение – комплексная работа; эффект, который испытывает на себе ребенок в ходе выполнения сложно получить иным способом.
- Нарисовать страх
- Обсудить (где страх живет, как его зовут, почему страху так важно быть у ребенка? Что у него такое есть для этого?)
- Слепить страх – дать ему объемную форму. Как правило, это бывает мелкая фигурка. Это возможность дать ребенку понять, насколько маленький он на самом деле.
- Контейнировать страх: засыпать песком, закопать в песочнице, поместить в емкость и накрыть тканью, замотать в ткань и придавить (не в смысле – убить, а в смысле «взять под контроль» - ребенок должен понимать в итоге, что страх никуда не улетит, не укатится).
- Психолог вместе с ребенком начинает ходить по комнате и петь нелепую песенку про страх: «Жил-был у меня страх, а потом я решил…». Это должно быть нелепо и смешно, можно использовать тот текст, который ребенок озвучил на этапе №2.
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧУДО-КАКТУС»
Цель: Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Техника направлена на проработку психологических проблем у агрессивных детей. За счет работы с пластилином, сложного для ребенка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов может нести в себе коррекционное действие.
Материалы: Терапевтическая сказка «Чудо-кактус» пластилин, зубочистки, шаблоны цветов из разноцветной бумаги.
Инструкция: После прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами.
Примечание: Дети старшего возраста могут сделать цветы сами из различных материалов (бумага, пластилин, гербарий).
Сказка «Чудо-кактус» (Сучкова О.Н.)
На серебристых песчаных просторах жил сердитый кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась новая невидимая преграда. И всякий кто приближался к нему ближе чем его колючки. Каждый раз «ойкал» от неприятных уколов. Поэтому все во круге называли его кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка» или «Дерущаяся Злюка опять подрался!», «Дерущуюся Злюку надо по чаще наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но надо сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше, и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое-то время дождь закончился. Выглянуло солнышко, и стало щекотать своими лучами обитателей песчаных просторов … и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке. О чудо! Колючки исчезли совсем. Теперь на кактусе было много ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку стали называть Чудо-Кактус.
РИСУНОК «ПРОШЛОЕ /НАСТОЯЩЕЕ/ БУДУЩЕЕ».
Цели: установление «мостов» между различными периодами своей жизни; укрепление единства между прошлым, настоящим и будущим; создание предпосылок для развития способностей видеть перспективу своей будущей жизни, уметь её проектировать. Каждому воспитаннику предлагается нарисовать свое «прошлое, настоящее, будущее». Обсуждение этого задания.
РИСОВАНИЕ ПО МОКРОМУ ЛИСТУ БУМАГИ
«Размываем обиду красками»
Задачи: снятие тревожности, развитие воображения, гибкости, оригинальности мышления, творческого восприятия.
Необходимые материалы: листы бумаги, акварель, кисти, тряпочки для вытирания рук, баночки с водой.
Идея, что можно уничтожить рисунок с негативной эмоцией, которую изобразил ребенок может быть не самой лучшей: даже если он изобразил негативное состояние, это все равно его родное чувство, и то, что он создал.
Пусть ребенок изобразит «свою обиду», а затем с помощью красок с водой сделает изображение нечетким. То же самое можно проделать с другими негативными эмоциями.
✧ «Волшебные нитки»
Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Необходимо взять нитки №10 и нарезать их по 20-25 см. Разводим акварель, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Нитки следует держать за кончики. Далее укладываем нитку на лист бумаги, а сверху прикладываем другой листок. Кончик нитки должен обязательно выглядывать. Далее тянем кончик нитки, одновременно прижимая верхний лист. Снимаем верхний лист бумаги и рассматриваем изображение. Образ, который дети увидят на бумаге можно дорисовать фломастерами или красками.
✧ «Рисование мыльными пузырями».
Берём флакон с готовыми мыльными пузырями и добавляем немного гуаши любого цвета. Опускаем в раствор трубочку и дуем, чтобы получились пузыри. Затем берём лист бумаги и осторожно прикасаемся ею к мыльным пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.
✧ «Техника выдувания»
Цель: Снятие напряжения, снижение агрессивности.
Когда человек много дует, у него иногда начинается небольшое головокружение. Подключение дыхательных упражнений всегда ведет к снижению и мышечного, и эмоционального напряжения.
Поставьте каплю краски на бумагу, возьмите трубочку и резко дуйте на каплю сверху, чтобы капля растеклась в разные стороны получилась звёздочка или цветок. Если дуть сбоку, можно выдуть красивые деревья или букеты цветов.
Арт-терапевтическое упражнение: Коллаж «Какой Я…».
Инструкция для детей: Вам необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами.
Для старшей группы упражнение можно модифицировать в «Реальное-я - Идеальное-я».
Обсуждение: По окончании работы каждый коллаж должен быть назван и представлен. Что нового и интересного вы узнали о себе, друг о друге? Что было неожиданным?
Арт-терапевтическое упражнение «Тайные укрытия»
Предложить детям вспомнить ситуацию, в которой они чувствовали себя как Памси в этой истории. Памси прямо хотелось стать невидимым. Давайте-ка мы хорошенько представим похожую ситуацию, в которую сами попадали и нарисуем для нее шапку-невидимку (также шапку можно сконструировать из разных материалов). Дети надевают на себя шапку невидимку. «Представь, что сейчас тебя никто не видит, даже я и другие ребята». Разбираем разного рода фантазии в этом состоянии (где зажаты чувства). Теперь, когда эта ситуация позади, давайте сделаем цветок, который будет в подарок вам, когда эта ситуация уже позади. Теперь все хорошо.
Упражнение «Конверты радости и огорчений»
Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей. Возраст: старший дошкольный; Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей. Описание упражнения: «За целый день успевает произойти масса разных событий –что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения». Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам
материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы –начинайте их заполнять. Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам. Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы. Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики –её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе –а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим –кто ж перевесит! В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит, как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить –проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостям и хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)Примечание: Хорошо, когда всё, что ребёнок складывает в конверты, проговаривается вместе с родителями. Родителям это даёт дополнительную возможность лучше узнать своего ребёнка, быть в курсе того, что его заботит в данный момент; Но случается и так, что ребёнок отказывается писать или рисовать то, что его огорчило. Возможно, что причиной этого является нежелание что-то «рассекретить». Не настаивайте. Значит пока он к этому не готов. Успокойте его, скажите, что вам это необязательно показывать.
Или предложите ему вместо того, что б писать или рисовать огорчения –сказать их шёпотом в сам конверт. А вы отвернётесь или не на долго выйдите из комнаты. В полнее вероятно, что потом ребёнок сам захочет поделиться с вами тем, что спрятал в конверт.
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ
Арт-терапия в работе с родителями и ее задачи:
Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных задач:
-- исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами;
-- изучение родительского влияния;
-- изучение прошлого и текущего опыта семьи;
-- выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;
-- осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи;
-- диагностика и коррекция семейного взаимодействия;
-- диагностика актуальных семейных конфликтов;
-- коррекция родительского поведения;
-- обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;
-- развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ РЕБЕНОК В ОБРАЗЕ РАСТЕНИЯ».
(методика Тарариной Е.)
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом ребенка и их взаимоотношений.
Техника может использоваться в семейной арт-терапии как диагностическая и терапевтическая форма осознания родителем своих отношений с ребенком. Рекомендуется, чтобы возраст ребенка был от 2-3 лет.
Задачи:
- исследование особенностей восприятия родителем ребенка;
- выявление наличия (отсутствия) конфликтной ситуации в семье;
- выявление неосознаваемых чувств и установок на воспитание;
- прояснение в сознании клиента его реальных отношений с ребенком и возможных вариантов улучшения этих отношений.
Ход работы:
1.Нарисуйте своего ребенка в образе растения. Если у родителя не один ребенок, он рисует для каждого ребенка отдельный рисунок.
2.Опишите его, какой он? (Что за растение, где оно растет? Конкретизируйте каждую деталь: что каждые элемент означает для растения).
3. Кто о нем заботится, чем он питается.
4.Сорванное это растение или растет на земле.
5.Как долго оно цветет.
6.Ряд других ситуативных вопросов
7. В каких вы отношениях с этим растением.
8. По окончанию работы хочется ли добавить какие-либо изменения? (если да, то какие именно, что именно не устраивает, что означают исправления, что это значит в жизни, что родитель намерен делать дальше).
9. Было ли желание сосредоточиться на процессе рисования?
10. Какие чувства сопровождали вас в процессе рисования? Как, по-вашему, чувствует себя растение? Как ему с другими растениями? Насколько этот рисунок отражает ваше восприятие ребенка, отношение к нему?
Итоговые вопросы:
- Что нового вы узнали о своем восприятии ребенка?
- Как это отражается на поведении и воспитании?
- Какие действия в воспитании могут улучшить ваши отношения с ребенком?
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ:
Арт-терапия в работе с воспитателями может преследовать следующие цели:
- Оптимизация психологического здоровья.
- Трансформация личности педагога, изменения стереотипов ее поведения (по - другому посмотреть на свою проблему, найти выход в личных и профессиональных затруднениях.
- Поиск ресурсов.
- Самопознание и расширение способов видения различных ситуаций.
- Исследование профессионального опыта, связанного с отношениями с воспитанниками, коллегами и родителями.
- изучение прошлого и текущего педагогического опыта;
- обогащение опыта, связанного с успешным решением профессиональных проблем;
Арт-терапевтическое упражнение: Коллаж «Какой Я воспитатель».
Инструкция для педагогов: Вам необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами.
*Темы могут быть различными и упражнение подходит также и для детей, и для родителей: «Какой я», «Какой я родитель», «Реальное Я — Идеальное Я».
Обсуждение: По окончании работы каждый коллаж должен быть назван и представлен. Что нового и интересного вы узнали о себе, друг о друге? Что было неожиданным?
Рефлексия. Обсуждение упражнения.
ТЕХНИКА «КАРТА ЦЕЛИ»
Зинкевич-Евстигнеева (в модификации Е. Тарариной)
Для выполнения техники необходимы: бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Алгоритм работы
1. Обозначив контур, нарисуйте карту.
2. Заполните пока ещё пустую карту ландшафтом, то есть
обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса,
поляны, моря, океаны и т. д.
3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь.
4. Пунктиром обозначьте маршрут, который имеет начало и конец.
5. Пропишите условные обозначения.
6. Сопоставьте их с эмоциями.
7. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте буквой Н
8. Обозначьте, буквой С на каком этапе пути вы находитесь сейчас.
Заключение. Напишите эссе/расскажите: «Это путешествие мне подсказало, что...»?
Цель техники:
МЕТОДИКА "РОЗОВЫЙ КУСТ" В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ.
Данная методика описана у двух авторов Дж. Алан "Ланшафт детской души" и у В. Оклендера "Окна в мир ребенка".
Методика может применяться и со взрослыми, и с детьми.
Задачи:
- Обретение внутренней гармонии, поиск ресурсов, вход в ресурсное состояние
- Прорабатывание существующих затруднений на символическом уровне;
- Расширение знаний о себе, о способах своего поведения.
Предлагается удобно сесть, закрыть глаза, расслабиться, сконцентрироваться на дыхании, на телесных ощущениях… "Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?"
Через несколько минут просим открыть глаза, и нарисовать себя в виде розового куста.
Варианты дальнейшей работы могут быть разными.
Выслушиваем рассказ автора о своем рисунке, задаем уточняющие вопросы. Такая форма работы имеет диагностическую направленность. Прежде всего, обращаем внимание на то, нравится ли возникший образ клиенту, является ли для него комфортным.
Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов, или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.
Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.
Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.
О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.
Признаками благополучия являются позитивные образы: пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом в другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.
Эту технику можно использовать и в групповой работе. Тогда предлагается участникам группы поделиться своими ощущениями от работ других участников. Что они видят в рисунке? Какое настроение передавал автор? Общее впечатление от рисунка? Очень часто, в ходе такой работы происходит множество инсайтов.
Однако не забываем, что как в индивидуальной, так и при групповой форме работы возможна не только диагностика, но и коррекция. Уточняем у клиента: чего не хватает кусту? Что хотелось бы изменить (дорисовать, закрасить, стереть). Реализуем то, что сказано. Отслеживаем ощущения, мысли, эмоции. Работаем до достижения благоприятного эмоционального фона.
Список литературы:
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми.
- Тарарина Е. Практикум по арт-терапии в работе с детьми.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
- Тарарина Е. Супервизия в арт-терапии: сложные случаи и деликатные темы в работе психолога.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии.
- А.Е. Куанышева. АРТ – ТЕРАПИЯ. Методическое пособие для психологов. https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-artterapii-3902616.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мандалотерапия - как метод коррекции и профилактики в работе с детьми и взрослыми"
Мандалотерапия - как одно из направлений арт-терапии. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчес...
Использование метода насыпной мандалы при работе с детьми и взрослыми.
Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию. А для психолога – это возм...
Тема:"Формы и методы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых".
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16060958","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"861"}}]]...
Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми.
Мастер-класс для педагогов....
Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пр...
Мастер-класс "Арт-терапевтические методы работы психолога ДОУ"
Мастер-класс по применеию артерапии в ДОУ...
"Терапия камнями как один из эффективных арт- терапевтических методов работы с детьми ОВЗ".
Игры с камушками - это доступный и эффективный метод психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.Камнетерапия помогает детям передавать свои чувства и эмоции, учит их восприн...