Деловая игра
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"
Деловая игра
«Успешная коммуникация»
Подготовила и провела педагог-психолог:
Пинигина Анастасия Владимировна
г. Бердск 2022г.
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов, снятие эмоционального напряжения, сплочение педагогов.
Оборудование: 4 плотных листа бумаги с рисунками (заблаговременно разрезать на небольшие части); инструкции для слушателя и говорящего (по количеству участников)
Ход проведения.
Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги! Наша встреча посвящена теме коммуникации. Сегодня мы поговорим о том, какие приемы помогают нам продуктивно выстраивать коммуникацию и договариваться с партнером по общению. Начнем мы с упражнения «Имя», которое поможет нам настроиться на работу. Сейчас каждый из вас придумает прилагательное, которое начнется на ту же букву, что и его имя. Далее по очереди вы будете называть свои имена и прилагательные, причем следующий участник будет повторять все, что сказали до него. Например, первый участник говорит: «Оксана, обаятельная». Второй участник повторяет слова первого и называет свое имя и прилагательное, вот так: «Оксана, обаятельная. Валерия, верная» и т.д.
Упражнение «Чем мы похожи»
Участники группы сидят в кругу. Педагог-психолог приглашает встать и выйти в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Татьяна, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или похожи тем, что живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)». Татьяна выходит в круг и также приглашает выйти кого-нибудь. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Вывод: в любом человеке можно найти сходство с собой.
Упражнение «Просьба»
Каждому предлагается обратиться к партнеру с просьбой. Просьба должна быть значимой, конкретной, не слишком легкой для исполнения. Задача – выразить просьбу так, чтобы партнер захотел её выполнить.
Вопросы для рефлексии:
-Чем просьба отличается от распоряжения?
-Сложно ли просить?
Упражнение «Договор»
Для этого упражнения необходимо 4 плотных листа бумаги с рисунком, разрезанным на неровные кусочки, которые нужно будет собрать (или подойдут любые головоломки). Все рисунки разбираются на части, части перемешиваются. Участники делятся на мини-группы и получают часть всех рисунков. Каждой команде нужно будет собрать один любой рисунок. Можно договариваться, обмениваться, разменивать одни элементы на другие – главное, получить необходимые элементы рисунка и собрать его.
Группам дается время на обдумывание стратегии: какой рисунок они будут собирать и как получат необходимые элементы. Группы взаимодействуют и собирают части рисунка до тех пор, пока не соберут целый, или ограниченное ведущим время (от 3 до 10 минут).
Вопросы для рефлексии:
-Как вы договаривались друг с другом?
-Какая стратегия оказалась наилучшей?
Упражнение «Диалог»
Педагог-психолог: предлагаю выполнить упражнение, которое поможет развить умение слушать партнера. Для этого делимся на пары и один из вас будет в роли – говорящего, второй – слушателя. (Ведущий раздает листочки с инструкциями)
Инструкция для говорящего. Примерно 3 минуты поговорите с партнером о каком-либо интересном событии в своей жизни. Изложите ваши взгляды так точно и уверенно, как только можете.
Инструкция для слушателя. Не показывайте эту инструкцию партнеру. Задание вашего партнера – поделиться с вами его взглядами на заданную тему.
Участвуя в беседе, постарайтесь отражать пассивное слушание:
-изредка смотреть на своего партнера, но чаще пусть ваш взгляд будет блуждать по комнате;
-начать заниматься своими делами, например, завязывать шнурки ботинок, приводить в порядок свою одежду;
-постоянно перебивать собеседника, пытаясь рассказать об аналогичном событии в вашей жизни, преувеличенно жестикулируя руками;
-устало смотреть, зевать, медленно говорить;
-займите вальяжную позу. Если его руки или ноги скрещены, избегайте скрещивать свои.
Затем резко смените свое поведение. Попробуйте всем видом продемонстрировать свою заинтересованность в разговоре. Проявляйте способы поддержки: улыбка, открытая поза, наклон вперед, касание, контакт глазами.
Далее ведущий предлагает участникам поменяться ролями, кто был слушателем, сейчас будет говорить, и наоборот, кто говорил, будет слушать.
Педагог-психолог: обратили ли вы внимание, что мы, слушая, должны ещё и замечать любые изменения в своем собеседнике – значит, быть наблюдательным в общении – это важное правило. Иногда мы можем узнать о других по звуку их голоса больше, чем по содержанию речи. Наши голоса несут собеседнику информацию о наших чувствах. Собеседник, улавливая все нюансы и оттенки чувств партнера, лучше настраивается.
Упражнение «Подарок»
Педагог-психолог: давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие стало в ней ещё более эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас подарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый участник высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!
Наша встреча подошла к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя? Все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!
Список литературы:
- Андреева, Г.И. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
- Большаков, В.Ю. Психотренинг. Социодинмика, упражнения, игры. – СПб.: 1996.
- Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
- Макшанцев, Р.И., Макшанцера, А.В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Майерс, Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. – 794 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с: ил.
- Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1998.
- Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
- Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
- Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. — М.: ИНТОР, 1997.
- Старшенбаум, Г.В. Тренинг навыков практического психолога. — СПб.: Речь, 2008. — 416 с.
- Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.
- Фопель, К. Групповая сплоченность. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 336 с. – (Все о психологической группе).
- 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008. – 368 с.
- Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2.: Работа со взрослыми: учеб. пособие / Е. И. Рогов. – М: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 383 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения Деловая игра способствует повышению интереса у педагогов к...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
деловая игра для воспитателей игра «Игра – это серьезно!»
Человек рождается и сразу начинает играть, игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребенок от рождения уникален и наделен неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игру реализуе...