Содержание и основные функции психолого-педагогической деятельности.
консультация по психологии
Психолого-педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.
Целью практической психологической работы с детьми является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_osnovnye_funktsii_psihologo.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и основные функции психолого-педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.
Целью практической психологической работы с детьми является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели.
Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
- критичность к себе, своей деятельности и ее результатам;
- адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
- способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
- способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;
- способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Задачи:
1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе;
2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;
3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
4. Развитие индивидуальных особенностей детей (интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.).
5. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
6. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки
Функции:
1. Образовательно-воспитательная. Обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития.
2. Диагностическая. Изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития детей и подростков, их проблемы.
3. Организаторская. Организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности, организует взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка.
4. Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов.
5. Предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая. Учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии поведении детей, их общении.
6. Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Нормативно-правовая документация педагога-психолога
Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г).
- Конвенция о правах ребенка
- Положение о службе практической психологии в системе образования РФ
- Должностная инструкция педагога-психолога, составленная в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 761н. (изменённая с учётом внедрения ФГОС второго поколения).
- Этический кодекс
- Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
- Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.
- Профессиональный стандарт педагога, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный N18638.
- Федеральные государственные образовательные стандарты:
- начального общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
- основного общего образования 5-9 кл. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- среднего (полного) общего образования 10-11кл. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413)
- Образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога.
- Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы: это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Международные:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
- Кодексы: «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 № 223-фз (ред. От 30.06.2008 с изм. И доп., вступившими в силу с 01.09.2008);
- Конституция РФ;
- Законы РФ:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.).
Приказы Минобрнауки России:
- Приказ МО России «об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации» от 22.10.1999 № 636; 5.2ю
- Приказ Минобрнауки России «об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 № 2151;
Актуальные документы:
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; - Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 3 августа 2000 года N 22-06-862 Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии;
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....
«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопуляпным детям"
«Основные стратегии психолого-педагогической помощинепопулярным детям»...
Основные функции управления в деятельности заведующего ДОУ
Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его в...
Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающи...
Ранняя диагностика нарушений речи как основной инструмент психолого-педагогического сопровождения детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22473556","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Основные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДО
Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченным...
Публикация: «Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»
laquo;Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно н...