Содержание и основные функции психолого-педагогической деятельности.
консультация по психологии

Глодова Ирина Александровна

Психолого-педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Целью практической психологической работы с детьми является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_osnovnye_funktsii_psihologo.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и основные функции психолого-педагогической деятельности.  

Психолого-педагогическая деятельность – это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.

Целью практической психологической работы с детьми является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели.

Для оценки психического здоровья используются следующие критерии:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического Я;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе, своей деятельности и ее результатам;
  • адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это;
  • способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Задачи:

1. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе;

2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

4. Развитие индивидуальных особенностей детей (интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.).

5. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

6. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки

Функции:

1. Образовательно-воспитательная. Обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития.

2. Диагностическая. Изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития детей и подростков, их проблемы.

3. Организаторская. Организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности, организует взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка.

4. Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов.

5. Предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая. Учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии поведении детей, их общении.

6. Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Нормативно-правовая документация педагога-психолога

Пакет  документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г).
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Положение о службе практической психологии в системе образования РФ
  4. Должностная инструкция педагога-психолога, составленная в соответствии с  приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010  761н. (изменённая с учётом внедрения ФГОС второго поколения).
  5. Этический кодекс
  6. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 N 36204)
  7. Федеральный закон № 120  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года.
  8. Профессиональный стандарт педагога, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от «18» октября 2013 г. № 544
  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный N18638.
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты:
  11. начального общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
  12. основного общего образования 5-9 кл. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  13. среднего (полного) общего образования 10-11кл. (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413)
  14. Образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога.
  15. Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.

Законодательно-правовые акты и нормативные документы: это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Международные:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральные:

  • Кодексы: «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 № 223-фз (ред. От 30.06.2008 с изм. И доп., вступившими в силу с 01.09.2008);
  • Конституция РФ;
  • Законы РФ:
  • Закон РФ «Об образовании»;  
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.).

Приказы Минобрнауки России:

  • Приказ МО России «об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования российской федерации» от 22.10.1999 № 636; 5.2ю
  • Приказ Минобрнауки России «об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 № 2151;

 Актуальные документы:

  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
    Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
  • Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 3 августа 2000 года N 22-06-862 Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии;
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопуляпным детям"

«Основные стратегии психолого-педагогической помощинепопулярным детям»...

Основные функции управления в деятельности заведующего ДОУ

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его в...

Основные направления психолого-педагогической поддержки семьи с ребенком ОВЗ

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающи...

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДО

Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченным...

Публикация: «Основные направления психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в ДОУ»

laquo;Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании. Стандарт второго поколения можно н...