Основные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДО
статья по коррекционной педагогике
Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественные образовательные услуги, которые гарантируются в законе Российской Федерации «Об образовании». Содержание работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в нашем отделении (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в освоении основной общеобразовательной программы (Программы) дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДО
Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на качественные образовательные услуги, которые гарантируются в законе Российской Федерации «Об образовании». Содержание работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в нашем отделении (далее – ФГОС) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в освоении основной общеобразовательной программы (Программы) дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание квалифицированной помощи детям данной категории.
Группа дошкольников в ОРДД с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. Диапазон различии в развитии детей ОРДД с ограниченными возможностями здоровья чрезвычаино велик: от испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Цели и задачи, поставленные перед педагогом-психологом в ОРДД реализуются при помощи психолого-педагогических технологий — это последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ребёнка-инвалида и координацию усилий всех усастников образовательного процесса. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьмипридерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
К основным направлениям коррекционно-психологическойпомощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам относятся:
1. Диагностическое направление.
Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами. Основная задача этого направления - прогноз возможных трудностей в развитии каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.
2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную деятельность, личностную и эмоционально-волевую сферу ребенка в динамике развития.
3. Аналитическое направление.
Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов. Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы необходимы для оказания помощи родителям, педагогам и администрации по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
5. Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах и др., оформление документации, самообразование.
Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого особенного ребёнка, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – пожалуй, одно из главных направлений деятельности психологической службы ОРДД, а его задачей является организация коррекционно-психологической помощи. Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у ребёнка нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность обучающихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Вопросы внедрения инновационных технологий в образовательной среде не обходят стороной и деятельность педагогов-психологов. В данном русле, в частности, в нашем Отделении ранеего и дошкольного детства активно внедряется широкий спектр здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих и инновационных технологий:
Здоровьесберегающие технологии (технологиисохранения и стимулирования здоровья: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика; релаксация; физминутки и динамические паузы; дорожка здоровья; ароматерапия, применение сухого бассейна.
Технологииобучения здоровому образу жизни:
Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, беседы, этюды, игры разной степени подвижности; игротерапия; самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн; рисование.
Коррекционно-развивающие технологии в работе педагога-психолога:
элементы сказкотерапии, арттерапии, песочная терапия, акватерапия,
технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом (хромотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, специальные коррекционные методы.
Музыкальная терапия
Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями.
Активные формы музыкотерапии: ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии:
коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.
Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.
Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций.Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику,, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все пражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация.Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Рефлексотерапия —воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или спиралью, шары здоровья (акупунктурное лечебное воздействие деревянными шарами); гидрогелевый арт массаж, арт массаж кинетическим песком.
Психогимнастика (Алябьевой Е. А. и Чистяковой М. И.) - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ и ребёнка-инвалида (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Релакс-терапия. Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Релакс-терапия применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую музыку, подбирается классическая музыка, звуки природы. В работе отлично помогает зеркальное полотно и установленная выше роста ребёнка сенсорная лампа-шар, у ребёнка есть возможность отдохнуть в специальной зоне для релаксации, обрудованной удобным комфортным диванчиком-модулем, подушками, лампой-дельфином, картиной, лёгкой разноцветной нитяной шторой-«дождём», все вместе которые дают полное ощущение космичности происходящему, простор для воображения и необычный отдых. Для релаксации группой кабинет психолога оборудован мягким комнатным напольным покрытием, где можно отдыхать целой группой, а мысленные путешествия-релаксации дополняет в кабинете - большой подсвеченный аквариум с растениями и рыбками.
Педагогические технологии в работе психолога:
Рефлексивная технология (по Кашлеву С. С.) — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия.
Технология коллективного творческого дела (модифицированный элемент технологии И. П. Иванова) — коллажи, макеты, совместные работы.
Цветовые игротренинги по Нищевой Н. В и Погосовой Н. М.
ТРИЗ технология Т. С. Альтшуллера (нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»).
ИКТ технологии (в методической работе психолога, мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе — возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, иллюстрированные развивающие программы (частично, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др)).
Элементы релаксационных методов по Джекобсону и Семенович А. А. - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы): дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание управляемых визуальных образов, расслабление мышц.
Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям ОРДД; технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам; а так же ритуалы приветствия и прощания).
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Телесно ориентированные технологии — глазодвигательные упражнения, кинезиологические упражнения, игровой самомассаж.
Краткое описание форм и методов работы с детьми, используемых педагогом-психологом в своей работе с детьмии родителями детей с ОВЗ:
Интерактивные методы работы с детьми с проблемами в развитии и их родителями, необходимые для психолого-педагогического соровождения: «мозговой штурм»; техники «Разбивания льда», разминочные упражнения («Ледоколы»).
Групповые игры и упражнения – большая группа психотехник, применяющихся в работес группой родителей или детей с разными целями: с целью разогрева, энергетизации группы – создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе; с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе; с целью отработки новых навыков поведения; с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами; ритуалы завершения рабочего дня, тренинга.
По форме игры и упражнения могут быть разнообразными: вербальные,использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски,двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, ходьба.
Игры-энергетики – наиболее простые по форме и ограниченные по времени игровые разминки. Используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа рабочего и доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры – ходьба, прыжки, касание соседей, например, рукопожатие или похлопывание по спине, контакт глазами, пение.
Игры-проблематизации –их основная цель: настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по данной теме. Актуализировать то, что они знают об обсуждающемся вопросе и что хотели бы узнать, если на тренинге предполагается информирующая работа. Либо – актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме. Игры на отработку навыков – игры на отработку и опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и совместно ведущим, участником и группой определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры – ролевая игра.
Метод ролевой игры.В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.
Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.Различают два вида интервью: свободные интервью – не регламентированные темой и формой беседы и стандартизированные интервью – по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами.
Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений, порождаемая потребностями в совместной деятельности и включающая в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Метод беседы – один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик.
Метод наблюдения – общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций. Наблюдение может быть сплошным или выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым; полевым и лабораторным.
Тренинг. Специфическими чертами тренинга как метода практической психологической работы являются следующие: соблюдение ряда принципов групповой работы; нацеленность на психологическую помощь участникам ситуации, исходящей не только от ведущего, но от самих членов группы; наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенном временном интервале; определенная пространственная организация (круг); акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»); применение активных методов групповой работы; выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга; атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.
Тренинги-упражнения на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения, на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.
Таким образом, все "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами" — индивидуальны и неповторимы. Процесс становления детской личности сложен и противоречив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивал известный психолог и педагог В. В. Зеньковский. У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты, которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые компенсироваться. Ранее психолого-педагогическое вмешательство, слаженная коррекционно-развивающая работа команды специалистов, позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и скорректировать дальнейшее развитие ребёнка. Такое построение развития и воспитания с использованием конкретных современных психолого-педагогических технологий в педагогической практике не только намного облегчает труд педагога-психолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе.
Список литературы
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с. ;
Баенская Е. Р., Либлинг М. М. (сост.) Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития.М: Полиграф сервис, 2001. — 156 стр.
Брусиловский Л. С.Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М.: «Полиграфсервис», 2002. – 128
Копытин А. И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
Куражева Н. Ю. Вараева Е. К Психологические занятия с дошкольниками. «Цветик-семицветик». - Спб.: Речь, 2005. - 206 с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б.Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. -Спб. ,2003.
Морозов С. А.Основы диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра: учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. М., 2014. 448 С.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2003. 152
Психогимнастические упражнения для дошкольников. Разминки, энергизаторы, активаторы / авт. -сост. М. А. Павлова. – 2-е изд. –Волгоград : Учитель, 2013. – 87 с.
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / сост. Н. В. Нищева – СПб.: Детство Пресс, 2010 – 128с. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой М.: Просвещение, 2012 - 192с
Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160;
Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе.
М. 2003
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.). «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.- 384 с.
Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004. - 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения
Данный опыт посвящен проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...
«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопуляпным детям"
«Основные стратегии психолого-педагогической помощинепопулярным детям»...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Ранняя диагностика нарушений речи как основной инструмент психолого-педагогического сопровождения детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22473556","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...