Ранняя диагностика нарушений речи как основной инструмент психолого-педагогического сопровождения детей
консультация по логопедии

Попова Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ КАК

ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ.

Развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Однако в практической работе необходимо опираться на общие тенденции речевого и психического развития особенно в период от рождения до 3х лет.

Исследователями А.Н. Гвоздевым,  Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым, Н.Х. Швачкиным Е.И. Исениной, Н.И. Лепской, А.М. Шахнарович и др.,  подробно описаны особенности формирования речи, начиная с самого раннего детства. Для выявления норм речевого развития детей раннего возраста, необходимо понимание основных этапов формирования речи в постнатальный период.

Наиболее полно особенности формирования речи в постнатальный период раскрыты в этапах речевого развития   Кураева Г.А., Пожарской Е.Н.

Первый этап речевого развития приходится на возраст от одного до 1,5 лет и связан с формированием пассивной и активной речи. Ребенок начинает понимать и инструкции взрослого относительно совместных действий. Ребенок усваивает словесные обозначения окружающих его вещей, затем имена взрослых людей, названия игрушек и, наконец, частей тела и лица. К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Активная речь интенсивно развивается: растет активный словарь, при этом количество произносимых слов намного меньше, чем понимаемых. Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. Первый период речевого развития, охватывающий возраст от 1 года до 1,5 лет, характеризуется слабым развитием грамматических структур и употреблением ребенком слов в основном в неизменном виде.

Второй этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. На втором году жизни резко возрастает активный словарь ребенка. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а в трехлетнем возрасте —1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи. Растет интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?». Сначала предложения являются односложными, выражающими какую-либо законченную мысль. Такие слова-предложения возникают в связи с некоторой конкретной, зрительно воспринимаемой ситуацией. Затем появляются предложения, состоящие из двух слов, включающие как подлежащее, так и сказуемое. Смысл таких двухсловных предложений тот же самый: некоторая мысль или целостное высказывание. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). В этом возрасте дети учатся комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. Второй период речевого развития представляет собой начало интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Отдельные слова в это время становятся частями предложения, происходит согласование их окончаний. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль над правильностью собственного речевого высказывания.

Третий этап речевого развития соответствует возрасту 3-х лет. К трем годам ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам. Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. В этом возрасте у ребёнка возрастает потребность общения со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа: Что это? Зачем? Куда? и т.п.  

Для определения уровня восприятия речи детьми, в возрастной категории до трёх лет, предлагается использовать диагностический инструментарий, выявляющий потребности общения, понимания речи, умений  действовать по инструкции, объема активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи у детей раннего возраста. Для чего и применяются методики, разработанные Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:

1." Найди игрушку". Цель: выявить понимание речи взрослого.

2. "Кто это". Цель: выявить объем активного словаря.

3. "Беседа по картинке". Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. Начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму. (Например: красный, зелёный, круглый, плохой, горячий, сладкий и др.)

  • Изучение словарного запаса ребенка проводится по методике «Расскажи по картинке». Цель: определение  активного словарного запаса ребенка: наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых, начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка” и т.д. - такие произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо фразы. Ребёнку в 3 года становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: «Му-у, молока кому?» и т.д.

  • Изучение сложности речи трехлетнего ребенка строится по методике Громовой О.Е. «Совместное разглядывание картинок», «Совместная игра со взрослым». Цель: выявление уровня развития познавательного общения и речи ребенка.

К трем годам артикуляционная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, т.е. со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произнесении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого или говорить тихо, когда этого требует ситуация. Следует отметить, что к трем годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка.

  • В работе над артикуляционной стороной речи  применяются  методики  Е.Л. Стребелевой, О. Е. Громовой, Е. Ф.,  Нищевой, Г. В. и других авторов.

1. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Султанчики», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри».

2. Речевое дыхание: используются речевые подражания. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

3. Стимуляция речевой активности:  привлечение внимания ребенка к звучанию его голоса,  активность речи,  повторение звуков и лепетной  активности. Игры: «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал? », «Что пропало? », «У нас в гостях» и т.д.

4. Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память и воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

  • Изучение психических процессов раннего возраста происходит по методике Забрамной С.Д

1. «Пирамидка», «Матрешки». Цель: выявление уровня развития  ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий. 

2. Доска Сегена. Цель: изучение заинтересованности в процессе работы, устойчивость внимания, целенаправленность и рациональность способов деятельности.

3. Классификация. Цель: выявление запаса общих сведений и точность представлений, способность к обобщению.

4 «Разрезная картинка». Цель:  изучение процессов мышления, внимания, целенаправленное действие, зрительного соотнесения.

В постнатальный период и в период раннего возраста у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи. Через подражание идет адаптация к внешнему миру, освоение новых знаний. Ребенок охотно копирует чужое поведение и речь.

  • Исследование подражания происходит в играх: «Изобрази животное», «Угадай действие», «Что звучит?», «Сделай как я» и т.д.

К сожалению, специалистам, сопровождающим детей раннего возраста, с каждым годом приходится все чаще сталкиваться с детьми, потенциально, имеющими показатели к нарушению развития в следующие возрастные периоды.

Если не созданы необходимые условия для оптимального хода развития ребенка и не формируются необходимые функции в декретивный период, можно предполагать нарушения речи, задержки речевого развития и прочие психоречевые нарушения. Поэтому своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Для оказания эффективной логопедической помощи необходимо своевременно выявить имеющиеся у ребенка нарушения. Своевременное и правильное выявление речевых и психических недостатков детей поможет логопеду определить, в какой помощи они нуждаются и как ее эффективнее оказать. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения. При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии дети с нарушением речи к пяти - шести годам приближается по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Литература

  1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М. :АСТ: Астрель, 2007.-222 с.
  2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт Петербург «Детство - Пресс», 2004. -144 с.
  3. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Методическое пособие. Составители: Кондратенко И. Ю. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 224 с.
  4. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М. Сфера, 2005.-171 с.
  5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб. :Каро 2000 год
  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Методическое пособие. (Под редакцией Гаркуши Ю. Ф.) - М.: Секачев В. Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН». 2001.-157 с.
  7.  Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
  8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-144 с.
  9. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ. (под редакцией Каралашвили Е. А.) – М: ТЦ Сфера, 2007 -128 с.
  10. Пермякова В. А. Критерии нормального развития в оценке психического здоровья. (Развитие здорового ребенка и признаки трудностей развития в первые 7 лет жизни )- Ир.: Изд-во ИГУ, 2001. - 32 с.
  11. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М: ТЦ Сфера, 2004 -112 с. (серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  12. Стребелевой Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития  детей раннего и дошкольного возраста: 2-е изд. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с
  13. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностика отклоняющегося развития. М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
  14. Шипицина Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб:«Речь», 2005 – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопуляпным детям"

«Основные стратегии психолого-педагогической помощинепопулярным детям»...

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДО

Актуальность коррекционно-развивающей работы педагога-психолога обусловлена необходимостью привлечения внимания образования и общественности к проблеме реализации прав ребенка с ограниченным...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи

ИОМ психолого – педагогического (логопедического) сопровождения обучающегося с фонетико – фонематическим нарушением речи(учитель - логопед)...