ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по психологии (младшая группа)
Адаптация – процесс вхождения в новую среду, приспособление к ее условиям, сохранение и выработка необходимых уменийи навыков. У детей раннего возраста имеется ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит болезненно.Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отражаться как на физическом, так и на психическом здоровье ребенка, что может сказатся на развитие ребенка и в поздние возрастные периоды. Именно, впериод адаптации важно установить эмоциональный контакт ребенка со взрослым(воспитателем). Предлагаем комплекс игровых упражнений, направленных на снижение эмоционального напряжения и тревоги ребенка; на формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и доверительных отношений к воспитателю. Данный комплекс поможет воспитателю изучить индивидуальные особенности ребенка, для составления его дальнейшего индивидуального образовательного маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya_ranniy_vozrast.docx | 53.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ситуативно–личностная форма общения)
Название игры | Действие педагога | Сопровождение речью | Возможные действия ребенка |
«Иди ко мне» | Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, улыбаясь и ласково приговаривает, присев на корточки (на уровень ребенка). Когда ребенок подходит, воспитатель берет ручку в свою, погладить, приобнять ребенка, если нет сопротивления; провести в группу. Если ребенок оказывает сопротивление, постараться заглянуть ребенку в глаза, приговаривая. | Это кто же к нам идет, какой хороший мальчик (девочка) Мишенька! Это, что за хороший мальчик к нам пришел! Ах, какой ко мне хороший Мишенька пришел! Какой хороший Мишенька сам идет; красивый мальчик и пр. | Ребенок может: спрятаться за маму; не пойти на контакт, явно проявляя свой отказ; пойти на контакт, протянув ручку. Ребенок может: спрятаться за маму; не пойти на контакт, явно проявляя свой отказ; пойти на контакт, протянув ручку |
«Дай ручку» | Педагог, улыбаясь, протягивает руку ребёнку и говорит ласково Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик (лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу) | Давай здороваться. Дай ручку. Слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. | |
«Привет! Пока!» | Педагог машет рукой, здороваясь. Предлагает ребенку ответить на приветствие При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. Затем предлагает малышу попрощаться Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце дня. | Привет! Привет! Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! Пока! Пока! Помаши ручкой на прощание. Пока! | Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. |
«Хлопаем в ладоши!» | Педагог хлопает в ладоши со словами: Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним. | Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Давай похлопаем в ладоши вместе. | Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать |
«Хлопушки» | Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним. | Детка хлопать так умеет, Своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, Своих ручек не жалеет! | |
«Ладушки» | Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши. На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша | .«Ладушки-ладушки, Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! Кашку поели, Бражку попили! Ш-у-у-у, полетели,на головку сели!» | |
«Сорока-белобока» | Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке —«мешает кашку». Загибает поочередно пальчики ребенка, начиная с большого. Пощекотать ладошку ребёнка. | При словах «этому дала» При словах «и этому дала» Сорока-белобока кашку варила, Деток кормила: Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, И этому дала: Ты, сынок, ещѐ мал, Я тебе каши дам |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ситуативно-деловая форма общения)
Название игры | Действие педагога | Сопровождение речью | Возможные действия ребенка |
«Ку-ку!» | Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался) Затем Петрушка показывается со словами Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется снова. | Ой! Кто это там прячется? Кто там? Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Это я, Петрушка! Привет! | Если ребенок заинтересован, тянется ручками к игрушке, можно игру повторить 2-3 раза |
«Матрешка» | Взрослый стучит по сундучку и спрашивает Открывает его, достает матрешку Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на находящуюся в ней меньшего размера матрешку, просит раскрыть ее. | Кто там Ой, кто это? Это матрешка, Коля, пришел с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там… Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай соберем целую матрешку. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроем большим Платочком. Вот, она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке? | Ребенок выполняет действия с матрешкой, взрослый помогает. Игра повторяется 2-3 раза |
«Игра в мяч» | Взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить. | Посмотри, что там, достань игрушку! Вот, какой красивый (красный) мяч, мы будем с ним играть! | Ребенок достает мяч Взрослый играет вместе с ребенком, побуждая ребенка к самостоятельным действиям. |
«Паровозик» | Взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее. Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался. Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики. | Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик! | Предоставить ребенку возможность самому провозить его по рельсам |
«Дорожка для зайчиков» | Взрослый сообщает ребенку о том, что надо построить дорожку для зайчика Предлагается нагрузить машину кирпичиками и подвезти ее к домику зайчика. Взрослый показывает ребенку, как нужно выкладывать кирпичики друг за другом. | Зайчик пойдет к другому зайке в гости Давай построим дорожку для зайчиков | Если ребенок испытывает затруднения, взрослый повторяет действия и побуждает его действовать также. При затруднении предлагает ребенку действовать по показу. Затем дорожка обыгрывается - зайчик идет по дорожке в гости. |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ИГРУШКИ
Игры и упражнения на развитие слуховых ориентировочных реакций
Игра «Звени колокольчик»
Цель: развитие ориентировки на звучание музыкальных инструментов.
Оборудование: колокольчики, две коробочки.
Ход игры:
Взрослый показывает коробочку: Здесь ничего нет, пусто. А тут? - показывает другую коробочку. - Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это - колокольчики. Давай позвеним.
Взрослый показывает, как звенит колокольчик, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая действиям взрослого, позвенеть.
Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: Так не звенит.
Далее ребенку предлагается попеременно вызвать звук колокольчика (звенит - не звенит).
Игра «Громко – тихо»
Цель: развитие динамического слуха.
Оборудование: колокольчик
Ход игры:
Дети стоят друг за другом. Педагог громко звенит в колокольчик, вместе с детьми идет по кругу, высоко поднимая ноги. Когда колокольчик звучит тихо, педагог и дети идут на носочках.
Важно следить за тем, чтобы громкие звуки не вызывали у детей болезненных ощущений. Если кому-то неприятен громкий звук, следует уменьшить громкость звучания.
Затем педагог встает в центр круга, звенит в колокольчик то громко, то тихо и побуждает детей при тихом звучании идти на носочках, а при громких - шагать, высоко поднимая ноги.
В момент звучания педагог спрашивает: «Как звучит?», дети отвечают.
Игра «Где звучит?»
Цель: развитие направленности слухового внимания.
Оборудование: колокольчики
Ход игры:
1 вариант:
Педагог предлагает ребенку закрыть глазки.
Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик.
Ребенок не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант:
Дети садятся в разных местах, в руках колокольчики.
Выбирается водящий - закрывает глаза.
Один из детей по знаку звенит в колокольчик, водящий должен определить, кто звенел.
Игры и упражнения на развитие понимания речи
Игра «Коза Рогатая» - традиционная НИ (Тихеева Е. И.)
Возраст: с 1 года.
Цель: Обучение детей узнавать козу на картинке, понимать содержание потешки.
Содержание:
Взрослый демонстрирует детям картинку с изображением козы, обращает внимание на рожки,
затем предлагает поиграть в игру.
Дети стоят перед взрослым. Взрослый, выставив указательный и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ,
Кто молока не пьет,
Кто каши не ест,
Того забодает,
3абодает,
Забодает.
Рекомендации: В этy игру можно играть с младенцем, положив малыша на покрывальце. Взрослый выполняет движения пальцами по телу ребенка
ИГРА «ЧЕРЕПАХА» (Дютова Е. К., Монина Г. Б)
Возраст: с 1,5 лет.
Целъ: Знакомство с домашними животными, развитие слухового внимания, умения звукоподражания.
Содержание:
Дети стоят в кругу. Взрослый называет игрушку-животное, дети отвечают характерным для этого животного звуком.
Например:
Собака: гав-гав...
Кошка: мяу-мяу...
Корова: му-му...
Но как только взрослый говорит: Черепаха – все дети приседают (можно еще прижать подбородок к груди).
Рекомендация: до начала игры, особенно с самыми маленькими детьми, взрослый многократно повторяет характерные для домашних, животных звуки. Кроме того, он объясняет, чем отличается черепаха от названных животных, показывает картинку с ее изображением рассказывает, как и почему черепаха прячет голову в панцирь.
Игра «Поговорим» для детей младшей группы.
Цель: закреплять представления о «голосах» животных», формировать навык звукоподражания; продолжать учить согласовывать движения с текстом.
Оборудование: игрушки, изображающие животных (кошка, собака, свинка, корова, козлик, лошадка)
В разных местах группы расставлены игрушки (кошка, собачка, коровка, козлик, свинка).
Педагог предлагает поискать глазками интересующую в данный момент игрушку.
В: К нам пришла киска, где она сидит? (Дети подходят и кошке).
В: На окошке сидит кошка. Она зовёт своих деток- котят. Как она их зовёт?
Стоя возле кошки, дети отвечают: Мяу- мяу- мяу- мяу!
В: К нам пришла коровка, принесла деткам молочка и деток позвала. Как она нас позвала?
Д: Му-у-у! Му-у-у!
В: Молока кому?
В: К нам пришла собачка, где она сидит? Дети подходят к сидящей на полу собачке
В: На полу она сидит и громко – громко рычит . Как она рычит?
Д: Р-р-рр!
В: А вон, смотрите, по дорожке свнка к нам детт, громко песенку поёт! Как она поёт?
Д: Хрю-хрю-хрю!
В: По травке скачет, рожками бодается козлик. Как он зовёт маму?
Д: Ме-ме-ме.
В: Скачет, скачет резвый конь. Покажите, как он скачет и громко кричит.
Дети скачут, произнося: « Иго-го, иго-го».
В: Молодцы, всех угадали.
Игры и упражнения на развитие активной речи
Игра «Мишка и мышка» (Дютова Е. К., Монина Г. Б)
Возраст: с 1,5 лет.
Цель: Развитие слухового внимания, развитие звуковой культуры речи.
Содержание:
Все дети стоят в кругу. Взрослый показывает ребятам, как рычит медведь (р-р) и как пищит мышка (пи-пи).
По команде воспитателя: медведь - дети ходят по комнате и рычат: р-р.
По сигналу: мышка - дети приседают и пищат: пи-пи.
Игра «На лугу» (Федорова Г. П)
Возраст: с 1,5 лет.
Цель: развитие правильного звукопроизношения, закрепление умения правильного звукоподражания голосам животных.
Содержание:
В игру можно играть с одним малышом или с подруппой. Игру можнопроводть с музыкальным сопровождением муз. А.Филлипенко.
Первый куплет поёт воспитатель, в последующих куплетах - первую строчку поёт воспитатель, а звукоподражание поют -дети.
Пастушок проснулся поутру, Заиграл на дудке: « Ту-ру-ру!»
Пастушку мы будем помогать, пастушку мы будем подпевать!
На лугу коровка: «Му-му-му!»
Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»
А козёл рогатый: «Мэ-мэ-мэ!»
А баран бодатый: «Бэ-бэ-бэ!»
Замяукал котик: «Мяу-мяу-мяу!»
А собака лает: «Гав!ГавГав!»
А в саду зелёном детвора распевает песни: «Та-ра-ра!»
Игра «Лакомство для друга» (Дютова Е. К., Монина Г. Б.)
Возраст: с 2 лет.
Цель: Развитие внимания, связной речи, памяти, мышления.
Содержание:
Детям раздают картинки с изображениями известных им животных: козочки, коровы, свинки. На подготовительном этапе игры взрослый знакомит детей с картинками и вместе с малышами проговаривает, что ест, каждый из этих зверят. 3атем взрослый раскладывает на ковре (на столе) карточки с изображением лакомств для нарисованных животных: морковка, капуста…
Каждый ребенок должен отыскать карточку с угощением именно для своего животного.
Рекомендации:
С целью усложнения условий игры карточки с нарисованными лакомствами можно раскладывать на столе (ковре) «рубашками» вверх, а не изображениями угощений. Тогда ребенок должен еще отгадать, какую карточку ему надо взять, Раскладывать карточки может взрослый вместе с детьми, при этом четко проговаривая, какая картинка где лежит, В этом случае ребенку для того, чтобы отгадать. где лежит нужная картинка, надо будет вспомнить слова воспитателя.
Если этот вариант игры окажется очень сложным, можно попробовать играть вдвоем с ребенком. Если ребенок вытаскивает неподходящую карточку, он ее кладет на место и ходит снова. Максимальное количество карточек для этого варианта игры - четыре-пять штук (для 2,5 - 3-летних детей).
Игры и упражнения на развитие зрительных ориентировочных реакций
Игра «Шапочка для бычка»
Цель: учить узнавать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник.
Материал: плоскостные изображения шапочек белого цвета с нарисованными геометрическими фигурами.
Ход игры: Перед детьми раскладываются в произвольном порядке изображения шапочек. Бычок очень любит красивые шапочки. Давайте поможем бычку и украсим для него шапочки. В случае затруднения используем совместные действия.
Игра «Найди домик для барашка»
Цель: знакомить с понятиями «большой – маленький»
Материал: плоскостные изображения барашков 2-х размеров: большие и маленькие, плоскостные изображения домиков 2-х размеров: большие и маленькие.
Ход игры: Перед детьми раскладываются домики. Домики разные по величине: маленькие и большие. В этих сказочных домиках живут барашки. барашки большие и маленькие. Они пошли погулять и потерялись. Детям предлагается найти домик для каждого барашка.
Игра «чашки для поросят»
Цель: учить детей различать 4 основных цвета и соотносить цвета разнородных предметов.
Материал: плоскостные изображения порсят в жилетах красного, синего, зеленого, желтого цветов и чайные чашки 4 основных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям плоскостные изображения предметов и выясняет, что это и какого они цвета. Поросята очень любят пить чай (у них у каждого своя чашка определенного цвета). Воспитатель предлагает дать поросенку чашку своего цвета.
Игры и упражнения на развитие ручной моторики
Игра «Бычок и пастушок»
Чок-чок-чок, чок-чок, чок!
К пастушку бежит бычок.
(«Бежим», постукивая по столу подушечками пальцами)
Пободаться очень хочет,
Может, ему скучно очень.
(На каждой руке выставляем «рожки» из указательного пальца и мизинца и поворачиваем кисти в разные стороны)
Пастушок и не боится -
Даст бычку воды напиться.
(Одну руку оставляем в описанном положении, круговыми движениями поглаживаем ее тыльную сторону пальцами другой руки)
За рога его возьмет
И на травку уведет.
(Захватываем «рогатую» руку другой рукой и отводим ее в сторону)
Игра «Пять поросят»
Пять веселых поросят
За калиткою стоят
(Левая рука ребром на столе. Кисть правой руки лежит на столе, пальцы полусогнуты.)
Поросята эти ждут,
Что им кушать принесут.
Пять веселых поросят
Снизу в щелочку глядят,
(Просунуть пальцы правой руки между пальцами левой «в щелочки»)
Бегают туда – сюда:
«Где же вкусная еда?»
(Шевелим пальцами правой руки)
Пять веселых поросят
В дверь копытцами стучат.
(Стучат пальцами правой руки по ладони левой «калитке»)
Вдруг открылась эта дверь:
(Ладонь левой руки немного отвести назад «калитка открывается»)
Можно выбежать теперь!
(Пальца правой руки «поросята» бегут по столу)
Пять веселых поросят
Громко, радостно визжат:
«Во корыто, да, да, да,
(Левую ладонь сложить «ковшиком» (корытце)
А в нем вкусная еда!»
(Пальцами правой руки «поросята» скрести полодони левой «корытцу»)
Игра «Белка» - традиционная НИ (Тихеева Е. И)
Возраст: С 1,5 лет,
Цель: Обучение детей соотносить движение с действием, развитие мелкой моторики кисти руки.
Содержание:
Дети сидят на коврике по кругу. Взрослый показывает движения, дети повторяют.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
Лисичке сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
3аиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Рекомендации: Играя в паре с ребенком эту игру можно использовать как игровой массаж, массажируя пальчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста заним...
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста...
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие у детей памяти, внимания и мышления...
Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»...
Методическая разработка на тему "Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"
Задачи:Познавательное развитиезакреплять знания детей о цветах (синий, красный, зеленый, желтый);формировать у детей способность соотносить эмоциональное содержание музыки с эмоциональной выразительно...
Игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей раннего возраста
Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок...