Игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей раннего возраста
Второй год жизни ребенка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому больше внимания уделяется игровой деятельности, так как именно она создает положительный эмоциональный фон для обучения. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для него - основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Игра решает следующие задачи:
- Развитие познавательной деятельности ребенка
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Обогащение представления об окружающем мире
- Формирование коммуникативных навыков
- Формирование культурного поведения
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики
- Избавление от страхов и отрицательных эмоций
Малыш растет, учится говорить, ходить, развиваются его способности. Родители должны создавать все условия для совершенствования умственного развития ребенка. Малыш должен учиться ориентироваться в окружающей среде, учиться обобщать различные понятия, действовать логически. Все эти качества можно и нужно развивать, используя разнообразные игры и приемы.
Предлагаю некоторые игры и задания, которые помогут родителям справиться с этой задачей. Конечно же, правила игр можно изменять, дополнять, подходить к материалу творчески, с фантазией.
Игра «Кто где живет»
Для этой игры заранее нужно сделать карточки. Участвовать могут несколько человек. Можно нарисовать нужные изображения или вырезать из журналов, старых книг, найти в Интернете. Суть игры состоит в том, что создается комплект картинок: животное и дом (место его обитания). Малышам выдаются карточки с изображением животных или птиц, а остальные карточки выкладываются перед ним. Задание — подобрать пару или найти домик животного.
Поскольку совсем маленьким детям не обойтись без помощи взрослых, для них нужно выбирать карточки попроще. Игру можно усложнять. Можно раздать детям карточки с неправильным ответом. Можно использовать эти карточки по принципу детского лото. Раздаются карточки с изображениями животных, а ведущий вытаскивает из стопки изображение домиков и показывает малышам. Выигрывает тот, кто первый соберет все домики.
Игра «У кого что на обед»
Эта игра по принципу напоминает игру «Кто где живет». Точно также подбираются комплекты изображений: животное и его еда. Например, мышь — сыр, корова — трава, пингвин — рыба, курочка — зерно и т. д. Можно подобрать животных, к которым подходит одна и та же пища, тогда задача усложнится.
Игра «Ищем пару»
Эта игра поможет развить зрительную память малыша. Для нее нужно подобрать несколько пар разноцветных однотонных вещей или предметов либо нарисовать и вырезать из цветной бумаги: носки, рукавички, ботиночки. Смысл игры в том, что все эти предметы смешиваются, а малыш должен сложить из них пары. Обязательно называйте вслух цвет, название предмета, для чего он нужен.
Занятия с пазлами
Для развития логики очень хорошо подходят игры с пазлами, такие можно купить в магазине, можно сделать самому. Есть пазлы бумажные, есть магнитные. Начинать нужно с картинок, разделенных на четыре части, затем количество элементов можно увеличивать. Первые пазлы должны изображать что-то знакомое малышу (животных или предметы) с небольшим количеством деталей.
Игра «Кто за кем»
Наверняка у малыша есть своя любимая сказка, в которой идет перечисление персонажей. Например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Ищем подходящее изображение персонажей (можно использовать фигурки кукольного театра, можно нарисовать самому), наклеиваем на толстый картон каждую фигурку отдельно и смешиваем фигурки. Малыш должен разложить или расставить их в правильной последовательности согласно логике сказки. В идеале он должен рассказать эту сказку, комментируя свои действия.
Игра «Чей малыш»
Нужно найти детеныша для каждого животного. Например, «курица - цыпленок», «медведица - медвежонок», «кошка - котенок» и т. д. Для того чтобы малышу было проще, можно изготовить картинки-карточки с нужными изображениями.
Игра «Играем в осень»
Для этой игры необходимо подобрать в качестве иллюстративного материала большое количество сопутствующих картинок по каждому времени года. Например, для осени подойдут картинки с изображением грибов, осенней листвы, дождика и т. д. Задача малыша — выбрать детали к картине заданного времени года.
Можно раскладывать картинки ко всем сезонам, можно только к одному времени года. Для совсем маленьких лучше выбирать детали, явно относящиеся к времени года, не слишком сложные. Можно давать малышу исправить «ошибки» взрослого.
Игры помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, легче освоить материал, так как игра наиболее доступный для детей вид деятельности. Старайтесь создать радостную обстановку, поощряйте любую выдумку и фантазию ребенка. Игра стимулирует познавательную активность детей, побуждает их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации.
Во время игры развиваются коммуникативные, познавательные, творческие, конструктивные способности, интеллект, речевые умения, физические данные. Таким образом, использование развивающих игр способствует формированию творческой личности, повышает умственную активность ребенка, развивает его интеллектуальные способности.
Придумывайте различные игры, нагружайте малыша, не давайте ему готовых ответов, и у вас все получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
Использование игровых упражнений для развития мелкой моторики у детей раннего возраста»...
«Развитие мыслительных способностей у детей раннего возраста с использованием нестандартного игрового оборудования»
Знакомство детей раннего возраста с видами нестандартного игрового оборудования....
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через игровую деятельность»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
проект «Развитие математических, способностей у детей раннего возраста, через игровую деятельность»
....
Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...
«Развитие математических способностей у детей раннего возраста через игры и занимательные игровые упражнения»
Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно,...