Оранизация взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в индивидуальной работе с детьми с ТНР
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
К сожалению, с каждым годом растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности, затрудняет их социализацию.
С каждым годом всё больше детей нуждается в группах компенсирующей направленности.
Детям, имеющим данный статус, рекомендуется перевод из групп общеразвивающей направленности в группы компенсирующей направленности, где с ними проводится комплексная коррекционная работа с привлечением таких специалистов как: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Такой комплексный подход подразумевает активную совместную работу педагогов ДОО и родителей детей, с целью создания пространства познавательного и моторного развития ребёнка. Полиморфность дефектов затрудняет внедрение и решение многих образовательных задач и требует осуществление комплексного ииндивидуального подхода к организации работы с детьми с ТНР, коррекционное воздействие является длительным и сложным динамическим процессом, и чем эффективнее он будет организован специалистами, тем легче будут решаться поставленные задачи.
Поэтому необходимость разработки данного пособия вызвана тем, что данной категории специалистов необходимо больше внимания и времени уделять непосредственной работе с детьми, а не на поиск необходимых в работе игр и упражнений.
Предлагаемое методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций (воспитателей, учителейлогопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов), работающих с детьми с ТНР, и нацелено на коррекцию эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной и познавательной сфер у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 159.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственне Бюджетное Образоваельное учреждение школа №69 Курортного района: Структурное
подразделение «Отделение дошкольного образования детей»
Санкт- Петербург
Методическая разработка
«Организация взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в индивидуальной работе с детьми с ТНР»
Автор:
педагог-психолог
Дроздова Инна Сергеевна
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
К сожалению, с каждым годом растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности, затрудняет их социализацию.
С каждым годом всё больше детей нуждается в группах компенсирующей направленности.
Детям, имеющим данный статус, рекомендуется перевод из групп общеразвивающей направленности в группы компенсирующей направленности, где с ними проводится комплексная коррекционная работа с привлечением таких специалистов как: учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Такой комплексный подход подразумевает активную совместную работу педагогов ДОО и родителей детей, с целью создания пространства познавательного и моторного развития ребёнка. Полиморфность дефектов затрудняет внедрение и решение многих образовательных задач и требует осуществление комплексного ииндивидуального подхода к организации работы с детьми с ТНР, коррекционное воздействие является длительным и сложным динамическим процессом, и чем эффективнее он будет организован специалистами, тем легче будут решаться поставленные задачи.
Поэтому необходимость разработки данного пособия вызвана тем, что данной категории специалистов необходимо больше внимания и времени уделять непосредственной работе с детьми, а не на поиск необходимых в работе игр и упражнений.
Предлагаемое методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных организаций (воспитателей, учителейлогопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов), работающих с детьми с ТНР, и нацелено на коррекцию эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной и познавательной сфер у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Мы надеямся, что методические материалы помогут специалистам при планировании коррекционно-развивающей работы, разработке авторских программ и других методических пособий, а самое главное, для своевременной и эффективной работы с детьми. Чем раньше будет начата такая работа, тем успешнее будет ребёнок учиться в дальнейшем, тем больше у детей в будущем будет перспектив для дальнейшего личностного и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.
Данное методическое пособие состоит из методических рекомендаций, педагога-психолога воспитателям групп для детей с ТНР, разработанных на каждый квартал.
В предложенных рекомендациях, охватываются основные направления индивидуальной работы по развитию эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной и познавательной сфер.
К рекомендациям разработана картотека игр, упражнений, психогимнастических этюдов, большинство из которых – авторские.
Основной целью данного методического пособия является – повышение качества образовательного процесса с детьми с ОВЗ.
Задачи:
создание условий для успешного функционирования участников коррекционного пространства, способствующего развитию познавательной
социально-коммуникативной, личностной и эмоционально-волевой сфер;
обеспечение индивидуальной систематической психологопедагогической помощи детям с ТНР;
предупреждение возникновения проблем в развитии у детей с ТНР;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего пространства;
формирование навыков командной работы в решении коррекционных задач.
Рекомендации педагогам средней группы на сентябрь, октябрь, ноябрь.
Сферы педагогического воздействия. Фамилии детей | Рекомендации и мероприятия, рекомендуемые в работе с детьми |
Эмоциональноволевая сфера
| С помощью сюжетных картин и схематического изображения познакомить детей с эмоциями Учить перед зеркалом изображать следующие эмоциональные состояния: радость, грусть, злость. Учить выделять характер музыкального произведения: грустная, веселая. Психогимнастические этюды: «Веселое облако», «С радостью я в сад иду», «Шел медведь-косматый мех!», «Солнце ласковое смеется», «Радость», «Злость», «Дружелюбие», «Бычок», «Грусть», «Обида, капризы», «Еж», «Осторожно, лисица». Тематическое рисование по темам: «Тучка плачет», «Осенний листик в грязи», «Птичкам зябко», «Баба Яга», «Зайку бросила хозяйка», «Старые игрушки», «Я поссорилась с другом», «Веселый клоун», «Солнышко за тучкой», «Старая избушка», «День рождения котика», «Хоровод осенних листочков». Использовать в работе с ребёнком художественные произведения, в которых ярко проявляются чувства героев, учить называть чувства персонажей в зависимости от ситуации и изображать эмоциональное состояние главных персонажей. Рекомендуемые произведения. «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью», «Зимовье», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси –лебеди», «Смоляной бочок», «У страха глаза велики», «Рукавичка», Оформить для рассматривания альбом с репродукциями картин, вызывающих эмоциональные состояния. Учить передавать свое эмоциональное состояние с помощью слова. С этой целью использовать упражнения и речевые ситуации. Рекомендуемые игры и упражнения: «4-й лишний», «Кого-куда», «Что было бы, если бы…», «Выражение эмоций», «Эмоция «Радость», упражнение «Изобрази», упражнение «Котенок веселый-грустный», «Какой овощ/фрукт едят дети», «Выбери ребенка», «Мимический кубик или повтори фразу», «Подслушанный разговор», «Разговор в корзинке». |
Личностная сфера | Расширять представления о положительных и отрицательных чертах характера. В процессе этических бесед дать понятие о парности нравственных качеств (добрый-злой, трусливый-смелый). Обогащать и активизировать словарь за счёт слов, обозначающих различные черты характера. Учить моделировать отрицательные и положительные проявления в поведения через театральную деятельность. Тематика бесед: «Что такое доброта?», «Хорошо ли быть добрым?» «С чем можно сравнить злость», «Какая злость по цвету, запаху, вкусу?» «Грубость и драка», «Жадность», «Злой язычок», «Добрые поступки», «С кем любят дружить», «Каким должен быть друг?» «Как изменится мир, если в нём все будут добрые?», «Что такое жалость?» Используя психогимнастические этюды на выражение отдельных |
черт характера, формировать умение выражать в мимике и пантомимике характерные черты характера. Психогимнастические этюды. «Чунга-чанга», «После дождя», «Любящие родители», «Встреча с другом», «Смелый заяц», «Сердитый дедушка», «Король Боровик», «Поссорились и помирились», «Золушка», «Поранил пальчик», «Старый гриб», «Маленький гномик». Используя художественные произведения, учить анализировать поступки героев, давать им моральную оценку и выразительно изображать при помощи мимики и жестов. Учить сравнивать героев (Зайчики и волка) и т.д. Прочитать и проанализировать следующие сказки: Л.Толстой «Мальчик стерег овец», К.Ушинский «Петушок с семьей», «Лиса Патрикеевна», В.Маяковский «Что такое хорошо», В.Сутеев «Яблоко», «Цыпленок и утенок», «Три котенка», К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», С.Михалков «Три поросенка», С.Воронин «Настоящий тигр», бр.Гримм «Горшок каши», Используя рисование, учить посредством цвета и сюжетной линии отражать в рисунке характерные черты характера героев, их поступки. Тематическое рисование: «На что похожа доброта», «Добрые животные», «Злой кактус», «Мишка добрый, мишка злой», «Бездомный зайчик», «Злой ветер», «Колобок и лиса», «Новый домик для зверей», «Коробка с добротой», «Баба-Яга колдует», «Жадный кармашек», «Капризный котенок», Игры, направленные на знакомство с чертами характера. «Цветик-семицветик», «Копилка добрых дел», «Выбрасываем злость», «Ласковые имена», «Комплименты», «Пирамида любви», «Курсы актерского мастерства», «Угадай», «Как я говорю?», «Давайте поздороваемся», «Встаньте те, кто…», «Опиши друга». | |
Коммуникативная сфера
| Формировать первичные представления о средствах общения: жестах, мимике, интонации. Знакомить с «формулами» вежливости. Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы. «Измени голос», «Где мы были, мы не скажем», «Воображаемое путешествие», «Дедушка молчок», «Тень», «Узнай по носу», «Зеркало», «Испорченный телефон», «Угадай, кто я», «Сам себе режиссер», «Горячий картофель», «Кто из нас самый наблюдательный». |
Познавательная сфера
| Продолжать развивать познавательные функции: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. Игры и упражнения на развитие внимания: «Какой игрушки не хватает?», «Что слышно?», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Цифры», «Тут что-то не так…», «Гимнастика внимания», «Самый внимательный», «Кто позвал?», «Летает не летает», Испорченный телефон». Игры и упражнения на развитие памяти: «Двигательная память», «Запомни слова», «10 цифр», «Гуляем по лесу», «Запахи и звуки», «Экран», «Запомни картинки», «Какой игрушки не хватает», «Обезьянка», «Запоминаем вместе», «Рассказы для запоминания», «Слушай и исполняй». Игры и упражнения на развитие мышления: «Найди ошибку», «Доскажи слово», «У кого кто?», «Какое время года?», «Где что можно делать?», «Какая, какой, какое?», «Закончи предложение», |
«Кто (что) летает?», «Узнай, чей лист?», «Отгадайте, что за растение?», «Кто же я?», «Так бывает или нет?» Игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай по звуку», «Где позвонили?», «Найди коробочку с таким же шумом», «Что внутри?», «Дедушка-Водяной», «Узнай фигуру», «Овощи и фрукты», «Поможем обезьянке», «Коробочки с запахом», «Определи на вкус», Д/и «Разложи фигуры», Д/и «Найди свой домик». Игры и упражнения на развитие воображения: «Закорючки», «Клякса», «Нарисуй настроение», «На что это похоже?», «Точка, точка», «Рисунки с продолжением», «Сказочная путаница», «Смешинки», «Небылицы», «Посмотри в окошко», «Разноцветные салфетки», «Найди зайчика». |
Рекомендации педагогам средней группы на декабрь, январь, февраль.
Сферы педагогического воздействия. Фамилии детей | Рекомендации и мероприятия, рекомендуемые в работе с детьми |
Эмоциональноволевая сфера
| Расширять представления о мире эмоций и чувств, посредством бесед о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти, удивлении, злости.) Формировать умение отражать под музыку в рисунке различные эмоциональных состояний, менять содержание рисунка путём смешивания цветовой палитры. Тематическое рисование по темам: «Грустный Снеговик», «Солнышко улыбается», «Тучки сердятся», «Снежная королева», «Снежинка растаяла», «Весёлые снежинки», «Мороз сердится», «Я обидел маму», «Город плакс», «Город весельчаков», «Город злючек», « В царстве злого колдуна». Использовать в работе с ребёнком художественные произведения, в которых ярко проявляются чувства героев, учить называть чувства персонажей в зависимости от ситуации. Рекомендуемые произведения. Согласно программе и на выбор: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Два жадных медвежонка», «Петух и лиса», «Гусилебеди», «Волшебное слово» В.Осеева. Оформить для рассматривания альбом с репродукциями картин, вызывающих эмоциональные состояния. Учить передавать свое эмоциональное состояние с помощью слова. С этой целью использовать упражнения и речевые ситуации. Рекомендуемые игры и упражнения: «Рукавичка», «Мой зверь», «Колобок», «Обезьянки», «Злюка», «Закончи предложение», «Одень страшилку», Разыгрывание историй, «Кто это сказал?», «Гномик». |
Личностная сфера
| Расширять представления о положительных и отрицательных чертах характера. В процессе этических бесед дать понятие о парности нравственных качеств (добрый-злой). Обогащать и активизировать словарь за счёт слов, обозначающих различные черты характера. Учить моделировать отрицательные и положительные проявления в |
поведения через театральную деятельность. Тематика бесед: «Злые слова», «Кто такой жадина?» «Как помогали родителям?», «Как ты приветствуешь друзей?» «Как доставить радость другу?», «Аккуратный-неряшливый», «Улыбка красит человека», «Трудолюбивые ручки», «Кого называют послушным?», «Бережем игрушки» «мальчики-защитники, девочки-хозяюшки», «Как помочь природе?» Используя психогимнастические этюды на выражение отдельных черт характера формировать умение выражать в мимике и пантомимике характерные черты характера. Психогимнастические этюды: «Первый снег», «Снегурочка», «Наши добрые игрушки», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Медвежата выздоровели», «Бегущая тряпка», «Ваське стыдно», «Поломал телевизор», «Золотые капельки» Прочитать и проанализировать следующие сказки: «Упрямый козлёнок», «Почему кот и собака не дружат», «Заюшкина избушка», «Госпожа Метелица», «Кукушка», «Колосок», «Гадкий утёнок», «Зайчишка-трусишка», «Жихарка», Н.Носов «Заплатка». Используя рисование, учить посредством цвета и сюжетной линии отражать в рисунке характерные черты характера героев, их поступки. Тематическое рисование: «Добрый волшебник, злой волшебник», «Щедрый медвежонок, жадный медвежонок», «Избушка трудолюбивой Бабки- Яги», «Избушка ленивой Бабки- Яги», «Страна добряков», «Дружная семья», «Подарок для друга», «Я помогаю взрослым», «Цветик-семицветик», «Королевство добрых дел», «Руки- помощники», «Нарисуй счастье». Игры, направленные на знакомство с чертами характера: «Что изменилось?», «Как ты себя чувствуешь?», «Мое настроение», «Портрет самого лучшего друга», «Этюд на различные позиции в общении», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Волшебные средства понимания», «Лица», «Маски», «Ролевые проигрывания ситуаций», «Сделаем друг другу по кругу подарок», «Игрушка». | |
Коммуникативная сфера
| Формировать умения слушать и слышать партнёров по общению. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого. Учить использовать мимику, пантомимику и голос в общении. Развивать способность делиться своими переживаниями. Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы: «Представь себе», «Ласковое слово», «Продолжи фразу и покажи», «Доктор Айболит», «Бродячий цирк», «Угадай, чей голосок?», «Игра с воображаемым объектом», «И я тоже!», «Веселые обезьянки», «Поварята». |
Познавательная сфера
| Продолжать развивать все познавательные функции: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. Игры и упражнения на развитие внимания: «Зеваки», «Что нового?», «Ищи безостановочно», «Гляди, сколько нужно», «Счастливые хрюши», «Ухо-нос», «Различные животные», «Карлики и великаны», «Тропинка», «Игра с флажками». Игры и упражнения на развитие памяти: «Снежки», «День рождения куклы», «Пара слов», «Осень», «Магазин», «Глаз-фотограф», «Сложи из палочек», «Снежный ком», Слушай внимательно и повтори», «Посмотри на картинку и запомни слова», «Выполни движения». |
Игры и упражнения на развитие мышления: «Что за насекомое?», «Прятки», «Кто больше назовет действий?», «Какое что бывает?», «Игра в загадки», «У кого, какой цвет?», «Загадай, мы отгадаем», «Бывает не бывает», «Третий лишний», «Где что растет?», «Что за птица?», «Знаешь ли ты?». Игры и упражнения на развитие восприятия: «Разложи фигуры», «Лабиринты», «Найди такой же формы», «Подбери заплатку к платочку», «Пазлы», «Испорченный телефон», «Сравни картинки», «Сложи рисунок из фигур», «Загадочные картинки», «Мозаика», «Звуки природы», «Стрелка покружись». Игры и упражнения на развитие воображения: «Дудочка», «Бабочки», «Курица и цыплята», «Козлята и волк», «Качели», «Солнечные зайчики», «На что это похоже?», «Волшебные фигурки», «Отгадай слово», «Что бывает сладким?», «Сочиняем сказку вместе», «Зашифрованное послание». |
Рекомендации педагогам средней группы на март, апрель, май.
Сферы педагогического воздействия. Фамилии детей | Рекомендации и мероприятия, рекомендуемые в работе с детьми |
Эмоциональноволевая сфера
| Расширять представления о мире эмоций и чувств, посредством бесед о различных эмоциональных состояниях (радости, страхе, грусти, удивлении, злости.) Продолжать учить в психогимнастических этюдах, при помощи мимики и жестов изображать определённые эмоции. Тематическое рисование по темам: «Солнышко дружбы», «Я сегодня улыбаюсь», «Грустная тучка», «Превращение клякс в бабочку», «Превращение страхов», «Зачеркни злость», «Веселый гном», «Спокойный гном», «Удивленный дом», «Испуганный гном», «Лучики добра», «Путешествие в страну радости». Использовать в работе с ребёнком художественные произведения, в которых ярко проявляются чувства героев, учить называть чувства персонажей в зависимости от ситуации. Рекомендуемые произведения: Согласно программе и на выбор: «Привередница» В.Даля, «Лисичка со скалочкой», «Хитрая лиса», «Страшный гость», «Как собака друга искала», «Три поросенка»,», «Врун», «Бодливая корова», «Вежливое слово», «Волшебная иголочка», «Федорино горе». Оформить для рассматривания альбом с репродукциями картин, вызывающих эмоциональные состояния. Учить передавать свое эмоциональное состояние с помощью слова. С этой целью использовать упражнения и речевые ситуации. Рекомендуемые игры и упражнения: «Передача чувств», «Собери пиктограмму», «Интонация», «Рисование», «Эмоции героев», «Тренируем эмоции», «Медвежонок», «Выбиваем пыль», «Выбери такое же настроение», «Хоровод», «Зайчик и одуванчик», «Мыльные пузыри». |
Личностная сфера | Расширять представления о положительных и отрицательных чертах |
| характера. В процессе этических бесед дать понятие о парности нравственных качеств (добрый-злой). Обогащать и активизировать словарь за счёт слов, обозначающих различные черты характера. Учить моделировать отрицательные и положительные проявления в поведения через театральную деятельность. Тематика бесед: «Зачем говорят здравствуй?», «Мои добрые поступки» «Спешите делать добро», «Вежливые слова», «Нечаянно и нарочно», «Учимся прощать своих друзей», «Почему бывают драки», «Фантазеры и лгунишки», «Давай помиримся», «Хороший друг познается в беде» «Добрый-злой», «Правдивость». Используя психогимнастические этюды на выражение отдельных черт характера формировать умение выражать в мимике и пантомимике характерные черты характера. Психогимнастические этюды. «Котята», «Два клоуна», «Хорошее настроение», «Три подружки», «Пожар», «В темной норе», «Фокусник», «Большой гриб», «Летом на речке», «Провинившийся», «Чуня просит прощения», «Моя игрушка». Используя художественные произведения, учить анализировать поступки героев, давать им моральную оценку и выразительно изображать при помощи мимики и жестов. Учить сравнивать героев-антогонистов (Золушка и её сёстры, мачеха) и т.д. Прочитать и проанализировать следующие сказки: «Слоненок», «Собака, которая не умела лаять», «Кто сказал Мяу?», «Сказка о невоспитанном мышонке»,», «Лиса и козел», «Лисичкасестричка и серый волк», С.Михалков «Дядя Стёпа», К.Чуковский «Тараканище». Игры, направленные на знакомство с чертами характера. «Утешим медвежонка», «Самостоятельный енот», «Проводим уборку», «Мишка-отгадчик», «Сижу, сижу на камушке», «Щедрые подарки», «Верный друзья», «Колечко красоты», «Как надо заботиться», «Только хорошее», «Круг честности», «Палочка-выручалочка». |
Коммуникативная сфера
| Продолжать формировать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей. Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы. «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем», «День рождения», «Одно и то же по-разному», «Кругосветное путешествие», «Король», «Загадки без слов», «Дружная пара», «Эхо», «Сапожки», «Ходим в шапках», «Дрозд», «Мамины бусы». |
Познавательная сфера
| Продолжать развивать все познавательные функции: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. Игры и упражнения на развитие внимания: «Добавь слово», «Рыба, птица, зверь», «Запрещенное движение», «Стаканчик», «Будь внимателен к словам», «Художник», «Воробушки и великаны», «Детектив», «Найди ошибку», «Найди игрушку», «Сравни предметы». Игры и упражнения на развитие памяти: «Фотоаппарат», «Найди отличия», «Сорока-белобока», «Сыщики», «Опиши предмет», «Повтори орнамент», «Запомнил-нарисовал», «Какая она?», «Запоминаем вместе», «Ответь на вопросы», «Посмотри, запомни, нарисуй». |
Игры и упражнения на развитие мышления: «Да-нет-ка», «Визуальные да-нет-ки», «Сундук с сокровищами», «Кто был кем?», «Снаружи-внутри», «Я-ты», «Третий лишний», «Отгадай по описанию», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?», «Где что лежит?», «Летает не летает». Игры и упражнения на развитие восприятия: «Узнай предмет», «Собери пирамидку», «Найди игрушку», «Составь картинку», «Белый лист», «Узнай предмет-2», «Найди такой же предмет», «Цвета», «Кто наблюдательнее», «Расскажи о животных», «Холодно-теплогорячо», «Зоопарк». Игры и упражнения на развитие воображения: «Фантастический образ», «Волшебники», «Неоконченные рассказы», «Пантомима», «Внутренний мультик, «Нарисуй настроение», «На что это похоже?», «Скажи наоборот», «Необычные кляксы», «Удивительная ладонь», «Незаконченные рисунки», «Нарисуй лица». |
Рекомендации педагогам старшей группы на сентябрь, октябрь, ноябрь.
Сферы педагогического воздействия. | Рекомендации и мероприятия, рекомендуемые в работе с детьми |
Фамилии детей | |
Эмоциональноволевая сфера
| Расширять представления о мире эмоций и чувств; Формировать умения демонстрировать заданные эмоции при помощи мимики и жестов. Развивать пантомимические способности. Психогимнастические этюды: «Осень на опушке краски разводила», «Солнышко и тучка», «Птички грустят по теплу», «Зайчику нечего есть», «Веселый хоровод из листьев», «Дождливая тучка», «Скучная погода», «Лес, словно терем расписной», «Солнышко исчезло», «Белка делает запасы», «Мишка к зиме готовится», «Птички грустят», «Лесные ягоды», «Ковёр из листьев». Формировать умение отражать под музыку в рисунке различные эмоциональных состояний, менять содержание рисунка путём смешивания цветовой палитры. Тематическое рисование по темам: «Осень – художница», «Ранняя осень», «Листья в хороводе», «Осенний день», «Птички прощаются с лесом», «Звери готовятся к зиме», «Листочкимонетки», «Грустные тучки», «Зайчик под дождем», «Деревья мерзнут», «Унылая пора…», «Дыхание осени». Использовать в работе с ребёнком художественные произведения, в которых ярко проявляются чувства героев, учить называть чувства персонажей в зависимости от ситуации и изображать эмоциональное состояние главных персонажей. Рекомендуемые произведения. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о рыбаке и рыбке», С.Воронин «Моя береза осенью», В.Сутеев «Под грибом», «Капризная кошка», Дж. Родари «Чиполлино», бр.Гримм «Храбрый портной», Ш.Перро «Спящая красавица», Н.Носов «На горке», русская народная сказка «Хаврошечка», Е.Пермяк «Самое страшное», Д. Мамина- |
Сибиряка «Сказка про храброго Зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост», украинская народная сказка «Хроменькая уточка», басня И.Крылова «Стрекоза и Муравей». Оформить для рассматривания альбом с репродукциями картин на тему «Осень», вызывающими эмоциональные состояния. Учить передавать свое эмоциональное состояние с помощью слова. С этой целью использовать упражнения и речевые ситуации. Рекомендуемые игры и упражнения: «Эта картина вызывает у меня …», «Что на картине радует меня», «Надели героев сказки другими чертами характера», «Осеннее волшебство», «Перевоплощение», «Комплименты осени», «История осеннего листочка», «Грустная осень». | |
Личностная сфера
| Расширять представления о положительных и отрицательных чертах характера. В процессе этических бесед дать понятие о парности нравственных качеств (добрый-злой). Обогащать и активизировать словарь за счёт слов, обозначающих различные черты характера. Учить моделировать отрицательные и положительные проявления в поведения через театральную деятельность. Тематика бесед: Почему хорошо быть добрым», «Злой язычок», «Волшебные слова», «Что такое обида?», «Фантазия или ложь», «Добрые поступки», «Чужие игрушки», «Как побороть зло и стать добрее?», «Когда мы обижаем тех, кто слабее нас?», «Почему человек злится?», «Хорошо ли быть одному?», «Почему мы перекладываем вину на другого?» Используя психогимнастические этюды на выражение отдельных черт характера формировать умение выражать в мимике и пантомимике характерные черты характера. Психогимнастические этюды. «Буратино», «Делюсь конфетой», «Добрый мальчик и дедушка», «Добрый человек и ласковые руки», «Жадные девочка», «Защитник девочки», «Злая старуха», «Золушка», «Карапуз и гусь», «Смелый разведчик», «Честный водитель». Используя художественные произведения, учить анализировать поступки героев, давать им моральную оценку и выразительно изображать при помощи мимики и жестов. Учить сравнивать героев-антагонистов (Буратино-Карабас Барабас). Прочитать и проанализировать следующие художественные произведения: «Золушка» Шарль Перро, «Золотой ключик» Алексей Толстой, «Белоснежка и семь гномов», «Конек-Горбунок», Басня И.Крылова «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», сказка В.Катаева «Цветик – семицветик», «Серая шейка», «Новый наряд короля». Используя рисование, учить посредством цвета и сюжетной линии отражать в рисунке характерные черты характера героев, их поступки. Тематическое рисование: «Гномы на полянке», «Волшебные лепестки», «Доброта спасет мир», «Добрый- злой мир», планета «Добряндия», страна «Друзей», «Волшебные краски», «Дружба», «На что похожа доброта», «Правильный поступок», «Смелость украшает человека», «Зло и добро». Беседы, направленные на знакомство с чертами характера. «Что мешает человеку найти друга?», «Правила честности», «Волшебные |
слова», «Как бы ты поступил?», «Если друг оказался вдруг…?», «Что такое доброта?» , «Грубость и нежность», «Добрые слова и поступки», «Красота внешняя, красота душевная», «Фантазия или ложь», «Жадность не украшает человека», «Аккуратность-неряшливость», «Без труда не вынешь и рыбки из пруда…» | |
Коммуникативная сфера
| Формировать умения слушать и слышать партнёров пор общению. Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого. Учить использовать мимику, пантомимику и голос в общении. Развивать способность делиться своими переживаниями. Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы. «Бабушка Маланья», «Волшебные заросли», «Волшебные средства понимания», «Волшебный букет цветов», «Выбери нужное лицо», «Зеркало», «Игра-ситуация», «Иностранец», «Интервью», «Испорченный телефон», «Комплименты», «Сказка без слов». |
Познавательная сфера
| Продолжать развивать все познавательные функции: внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь. Игры и упражнения на развитие внимания: «Найди два одинаковых предмета», «Назови сходства и отличия», «Что изменилось», «Выложи из цветных полосок по образцу мостик», «Найди и исправь ошибку на рисунке», «Геометрическая мозаика», «Найди и отметь», «Какие предметы спрятаны в картинке», «Лабиринты», «Исправь на втором рисунке ошибки», «Нарисуй по образцу», «Найди и отметь». Игры и упражнения на развитие памяти: «Глаз-фотограф», «Запомни пару», «Поезд и вагончики»(классификация и смысловое запоминание), «Что забыл купить зайчонок», « Что упало со стола первым?», «Дорисуй второму предмету то, что было у первого», «Башня с картинками», «Кинотеатр», «Найди по цвету», «Слово спряталось в картинке», «Снежный ком», «Слепые фотографы». Игры и упражнения на развитие мышления: «Исправь Незнайкины картинки», «Какая фигура следующая?», «Какими бывают?», «Кем, или чем был раньше?», «Собери бусы русалке», «Сравни кошку и собаку», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Разложи по кучкам», «Продолжи ряд», «Сложи из частей -целое», «Нелепицы», «Лишнее слово», «Небылицы», «Что сначала, что потом», Игры и упражнения на развитие восприятия: «Выделение признаков предметов», «Заплатка», «Как найти дорожку», «Конструкторы», «Мозаика», «Подбери к признакам», «Назови предмет», «Найти похожие предметы», «Найди предметы такой же формы», «Построй дорожку из фигур», «Части и целое», «Чудесный мешочек». Игры и упражнения на развитие воображения: «Великий Гудвин», «Волшебные очки», «Вопрошайки», «Дорисуй картинку», «Загадочные картинки», «Кляксы», «Мир теней», «Несуществующие животные», «Сказка - наоборот», «Слон или змея», «Фантазёры», «Что будет если?» |
Рекомендации педагогам старшей группы на декабрь, январь, февраль.
Сферы педагогического воздействия. | Рекомендации и мероприятия, рекомендуемые в работе с детьми |
Фамилии детей | |
Эмоциональноволевая сфера
| Продолжать закреплять представления о мире эмоций и чувств: учить понимать чувства других по мимике, жестам и выразительным движениям. развивать умения выразительно изображать различные эмоциональные состояния; учить называть ситуации, которые могут стать причиной возникновения тех или иных эмоций. Психогимнастические этюды: «Баба Яга», «Ветер и снежинки», «Воробушки мёрзнут», «Голодный волк», «Госпожа Метелица», «Заяц-беляк», «Мороз-Воевода», «Первый снег», «Северное сияние», «Северный полюс», «Снежная королева», «Сугроб». Учить детей чувствовать характер музыкального произведения и отражать в своём рисунке настроение музыкальной темы. Тематическое рисование по темам: «Грустный снеговик», «Солнышко улыбается», «Суровая зима», «Снежная королева», «Снежинка растаяла», «Снегурочка», «Большие и маленькие ели», «Деревья в инее», «Город плакс», «Страна весельчаков», «Царство злючек», «Весёлые и грустные кляксы». Познакомить детей с художественными произведениями, в которых ярко проявляются чувства героев, учить называть чувства персонажей, давать им моральную оценку и, в зависимости от ситуации, изображать эмоциональное состояние главных персонажей. Рекомендуемые произведения. Согласно программе и на выбор: Е.Чарушин «Что за зверь», Бр. Гримм «Бременские музыканты», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Л.Н.Толстой «Птичка», Е.Трутнева «С новым годом!», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Я.Маршак «Багаж», Н.Калинина «Как ребята переходили улицу», Оформить для рассматривания альбом с репродукциями картин на тему «Зима». Учить передавать свое эмоциональное состояние с помощью интонации, с этой целью использовать речевые упражнения и проблемные игровые ситуации. Рекомендуемые игры и упражнения: «Я Мороз-красный нос», «Заморожу ручки», «Снежная королева и льдинки», «Волшебная палочка и новогодние игрушки», «Зимняя сказка», «Сугроб», «По льду скользим», «Заяц и волк». «Снегурочка и костёр», «Качели», «Буран и соломинки». |
Личностная сфера | Продолжать знакомить с положительными и отрицательными чертами характера. В процессе этических бесед расширять представления о парности нравственных качеств (добрый-злой, жадный-щедрый, трудолюбивый-ленивый). Обогащать и активизировать словарь за счёт слов, обозначающих различные черты характера. Учить моделировать отрицательные и |
положительные проявления в поведения через театральную деятельность. Тематика бесед: «Будь всегда вежлив», «Правила поведения в игре», «Правила поведения на занятии», «Правила поведения на улице», «Каким должен быть друг?», «Будь опрятным и аккуратным», «Правда-неправда», «Доброжелательность», «Игры без ссор», «Вежливость», «Бережливость», «Взаимопомощь» Используя психогимнастические этюды на выражение отдельных черт характера формировать умение выражать в мимике и пантомимике характерные черты характера. Психогимнастические этюды. «Гадкий утёнок», «Жадные медвежата», «Хитрая лиса», «Защитник», «Змей-Горыныч», «Карабас-Барабас», «Любящая дочь», «Мальчик-ябеда», «Трудолюбивый поросёнок», «Трусливый заяц», «Хвастливая чашечка», «Эгоист». Используя художественные произведения, учить анализировать поступки героев, давать им моральную оценку и выразительно изображать при помощи мимики и жестов. Учить сравнивать героев-антагонистов (Золушка и её сёстры, мачеха) и т.д. Прочитать и проанализировать следующие художественные произведения: П.Бажов «Серебряное копытце», В.Бианки «Сова», Л.Толстой «Лев и собачка», Б.Алмазов «Горбушка»,К.Паустовский «Кот-ворюга», «Заяцхвастун», «Лиса и кувшин», «Заюшкина избушка», «Госпожа Метелица», «Кукушка», «Колосок», «Кот в сапогах». Используя рисование, учить посредством цвета и сюжетной линии отражать в рисунке характерные черты характера героев, их поступки. Тематическое рисование: «Чудо-птица», «Добрый волшебник, злой волшебник», «Избушка Бабы Яги после ремонта», «Страна добряков», «Дружная семья», «Подарок для друга», «Волшебные снежинки», «Сказочные домики», «Королевство добрых дел», «Волшебные рукавички», «Моё счастье». Беседы, направленные на знакомство с чертами характера. «Волшебные слова», «Быть честным-хорошо», «Кого можно назвать другом?», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Красота физическая, красота душевная», «Совместный труд – сближает», «Добрые дела красят человека», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Если у человека горе?», «Кого можно назвать настоящим мужчиной?», «Где живёт лень?», «Злая и добрая шутка». | |
Коммуникативная сфера
| Развивать способность коммуницировать со сверстниками, развивать диалогическую речь, продолжать знакомить с невербальными средствами общения: мимика, жесты, выразительные движения. Обогащать словарь. Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы. «Бабушка Маланья», «Визитка», «Диалоги», «Скажи по-другому», «Играситуация», «Картинная галерея», «Король», «Море волнуется раз…», «Попроси игрушку», «Примирение», «Ссора», «Телевизор», «Ты мне нравишься». |
Познавательная сфера
| Продолжать развивать когнитивные процессы: создавать оптимальные условия для развития произвольного внимания и памяти; |
| развивать целостность, предметность восприятия, сосредоточенность, устойчивость и переключение внимания; развивать мыслительные операции анализ, классификацию, обобщение, группировку; развивать критичность ума, способность приводить аргументы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать у детей воссоздающее, творческое воображение, фантазию. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что с чем поменяли?», «Фото», «Угадай предметы по слуху», «Снеговики», «Расставь точки в таблицах», «Пуговички», «Помоги Золушке», «Найди снежинку», «Найди предметы на картинке», «Маленький жук», «Задание наоборот», «Едем на пароходе», «Выполни по образцу». Игры и упражнения на развитие памяти: «Выложи по памяти», «Запомни и исправь», «Запомни маршрут», «Запомни узоры на снежинках», «Запомни фигурки», «Магазин», «Назови новый предмет», «Повтори ритмический рисунок», «Посчитай и запомни», «Фрукты и тарелки», «Цвет, предмет, признак», «Цвет, предмет, фигура». Игры и упражнения на развитие мышления: «Выбери правильно», «Как можно применить предметы?», «Классификация по заданным признакам», «Ну-ка отгадай», «Найди общее у предметов», «Нужно не нужно», «Объяснялки», «Сравнение слов», «Так бывает или нет?», «Цепочка ассоциации», «Чересчур», «Чудо». Игры и упражнения на развитие восприятия: «Букеты и вазы», «Геометрическая дорожка», «Журавлики», «Измени фигуры», «Карты-схемы», «Наложенные изображения», «Платочки», «Подзорная труба», «Помоги починить ковёр-самолёт», «Ремонт домика поросёнка», «Угадай по запаху», «Угадай предмет». Игры и упражнения на развитие воображения: «Волшебная мозаика», «Волшебные кляксы», «Домовёнок», «Ёлка с подарками», «Если бы шляпа была из стекла?», «Кто без кого не может быть?», «Кто кем будет?», «Помоги художнику», «Превращения», «Хвост павлина», «Что могло произойти?» |
Рекомендации педагогам старшей группы на март, апрель, май.
Сферы педагогического воздействия. | Рекомендации и мероприятия, рекомендуемые в работе с детьми |
Фамилии детей | |
Эмоциональноволевая сфера
| Продолжать закреплять представления о мире эмоций и чувств: учить понимать чувства других по мимике, жестам и выразительным движениям. развивать умения выразительно изображать различные эмоциональные состояния; учить называть ситуации, которые могут стать причиной возникновения тех или иных эмоций. |
Психогимнастические этюды: «Больная мама», «Весна разбудила солнышко», «Гадкий утёнок», «Зима недаром злится», «Красивая мама», «Кто съели варенье», «Любопытный Карлсон», «Медведь проснулся», «Ночные звуки», «Птицы весну встречают», «Солёный чай», «Цирк приехал». Тематическое рисование по темам: «Весна летит на волшебных крыльях», «Первые цветы», «Весенний бал», «Подарок маме», «Провожаем зимушку». Познакомить детей с художественными произведениями, в которых ярко проявляются чувства героев, учить называть чувства персонажей, давать им моральную оценку и,в зависимости от ситуации, изображать эмоциональное состояние главных персонажей. Рекомендуемые произведения. Согласно программе и на выбор: Н.Носов «Живая шляпа», русская народная сказка «Хвосты», Е.Пермяк «Самое страшное», Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост», басни И.Крылова: «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак» С.Михалков «Ошибка», В.Катаев «Цветик-семицветик»., Л.Толстой «Косточка». Оформить для рассматривания альбом с репродукциями картин на тему «Весна». | |
Личностная сфера | Продолжать знакомить с положительными и отрицательными чертами характера. В процессе этических бесед расширять представления о парности нравственных качеств (добрый-злой жадный-щедрый, трудолюбивый-ленивый, трусливый-смелый). Обогащать и активизировать словарь за счёт слов, обозначающих различные черты характера. Учить давать моральную оценку негативным проявлении в поведении сказочных персонажей. Тематика бесед: «Как относится к старшим», «Делай добро людям», «Как можно пожалеть?», «Что ты знаешь о своём друге?», «Как можно узнать настроение человека?», «Почему нужно дружбой дорожить?», «Что такое уважение?», Используя психогимнастические этюды на выражение отдельных черт характера формировать умение выражать в мимике и пантомимике характерные черты характера. Психогимнастические этюды. Используя художественные произведения, учить анализировать поступки героев, давать им моральную оценку и выразительно изображать при помощи мимики и жестов. Учить сравнивать героев-антагонистов (Золушка и её сёстры, мачеха) и т.д. Этюд «Айога», этюд «Барсук лентяй», этюд «Грубый мальчик», этюд «Два жадных медвежонка», этюд «Добрые поступки», этюд «Жук и Дюймовочка», этюд «Зонтик», этюд «Ленивые мышата», этюд «Мойдодыр», этюд «Муравей», этюд «Федя – трус», этюд «ЦаревнаНесмеяна». Прочитать и проанализировать следующие художественные произведения: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», русская народная сказка «По щучьему велению», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», рассказы Л.Н.Толстого: «Котёнок», «Лгун», «Старый дед и внучек», «Прыжок», Л.Пантелеев |
«Честное слово», Б.Житков «На льдине», К.Ушинский «Играющие собаки», Д.Биссет «Орёл и овечка», Ю.Ф.Ярмыш «Добрый клён», А.П.Платонов «Ещё мама», Э.Шим «Не смей», Т.А.Шарыгина «Три дочери», В.Сухомлинский «А сердце тебе ничего не приказало?», Е.Пермяк «Чужая калитка», Л.Воронкова «Ссора с бабушкой», рассказы Н.Носова: «Заплатка», «Карасик», «Огурцы», рассказы В.Осеевой «Сыновья», «Просто старушка», «Почему». Используя рисование, учить посредством цвета и сюжетной линии отражать в рисунке характерные черты характера героев, их поступки. Тематическое рисование: «Ленивая дочка», «Мы вместе трудимся», «Жадный крот», «Хитрая лиса», «Трусливый пескарь», «Ссора друзей», «Я – добрый волшебник», «Я – помогаю». | |
Коммуникативная сфера
| Развивать способность коммуницировать со сверстниками, развивать диалогическую речь, продолжать знакомить с невербальными средствами общения: мимика, жесты, выразительные движения. Обогащать словарь. Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы. «Голос и профессии», «Голос», «Делаем выводы», «Журналисты», «Картинная галерея», «Объясни Незнайке», «Плохое настроение», «Пойми меня», «Пресс-конференция», «Реклама», «Телеведущий», «Три-голоса». |
Познавательная сфера
| Продолжать развивать когнитивные процессы: создавать оптимальные условия для развития произвольного внимания и памяти; развивать целостность, предметность восприятия, сосредоточенность, устойчивость и переключение внимания; развивать мыслительные операции анализ, классификацию, обобщение, группировку; развивать критичность ума, способность приводить аргументы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать у детей воссоздающее, творческое воображение, фантазию. Игры и упражнения на развитие внимания: «Выбери дорожку», «Кораблик», «Муха и бабочка», «Найди и обведи выделенный фрагмент», «Найди по плану», «Нарисуй план комнат», «Осьминожки», «Повтори узор», «Русалки и камни», «Соедини по порядку», «Сороконожка и сапожки». Игры и упражнения на развитие памяти: «Бабочки и цветы», «Венок из цветов», «Волшебный паровозик», «Геометрическое лото», «Запомни в правильной последовательности», «Запомни действие», «Запомни и обозначь цифрой», «Запомни признак», «Клоун – жонглёр», «Мемори», «Новые фигурки», «Цвет- материал, свойства». Игры и упражнения на развитие мышления: «Аналогии», «Бывает не бывает», «Группировка предметов», «Закончи предложения», «Кто летает», «Логические квадраты», «Назови целое по части», «Ну-ка отгадай», «Последовательность событий», «Разложи по заданным признакам», «Сериация», «Хитрые квадраты». Игры и упражнения на развитие восприятия: «Где, чей домик?», «Калейдоскоп», «Кто больше увидит?», «Отвечай поскорей», «Подбери коробки», «Правая-левая», «Разложи фигуры», «Расскажи про свой узор», «Сложи фигуру», «Сломанная машина», |
«Фигура из палочек», «Чуткий слух». Игры и упражнения на развитие воображения: «Добрые-злые», «Заколдованный лес», «Мастерская форм», «Модельеры», «Незаконченные рисунки», «Обведи фигуры – нарисуй картинку», «Орнамент», «Поможем художнику», «Построим дом», «Силуэты фигур», «Сложи картинку из фигур», «Фоторобот». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута
Опыт взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в решении сложных вопросов в воспитании и обучении детей....
(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...
Развитие навыков взаимодействия педагога –психолога и воспитателей в работе с одаренными детьми
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могл...
Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы с детьми с нарушениями звукопроизношения"
Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Материал предназначен для педагогов детского сада....
« Наставничество – форма взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя в условиях работы с детьми с ОВЗ»
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль воспитателя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции...