Воображение
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воображение (англ. imagination) – это
- познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют;
- способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта.
Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы. Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга
Воображение многофункционально:
- образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов;
- формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты;
- участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира;
- регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела);
- актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству;
- продуцирование образов, соответствующих описанию объекта.
Рассмотрим подходы к классификации видов воображения.
- По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное).
- По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения.
- По способам активности выделяют следующие виды воображения:
- активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется;
- пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует;
- преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ;
- непреднамеренное (непроизвольное) – человек не "имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах).
- По результатам выделяют следующие виды воображения:
- продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги;
- репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации;
- По характеру образа различают виды воображения:
- конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений;
- абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.
- По форме проявления различают виды воображения:
- реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность;
- фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны;
- мечта – воображение, направленное на желаемое будущее;
- грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.
- По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др.
Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.
- Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью - образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям.
- Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное.
- Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
- Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.
- Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным от-ношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.
Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация.
- Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.
- Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.
-Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».
-Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voobrazhenie.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Воображение (англ. imagination) – это
- познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют;
- способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта.
Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы. Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга
Воображение многофункционально:
- образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов;
- формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты;
- участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира;
- регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела);
- актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству;
- продуцирование образов, соответствующих описанию объекта.
Рассмотрим подходы к классификации видов воображения.
- По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное).
- По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения.
- По способам активности выделяют следующие виды воображения:
- активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется;
- пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует;
- преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ;
- непреднамеренное (непроизвольное) – человек не "имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах).
- По результатам выделяют следующие виды воображения:
- продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги;
- репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации;
- По характеру образа различают виды воображения:
- конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений;
- абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.
- По форме проявления различают виды воображения:
- реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность;
- фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны;
- мечта – воображение, направленное на желаемое будущее;
- грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.
- По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др.
Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.
- Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью - образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям.
- Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное.
- Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
- Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.
- Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным от-ношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.
Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация.
- Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.
- Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.
-Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».
-Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Развитие воображения - приоритет эстетического воспитания
В этой статье раскрыта тема развития творческого воображения, являющаяся приоритетным направлением в педагогической работе по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству....
Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой
Воображение является основой развития творческой, уникальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."
Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии данных процессов....
Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"
В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....
Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»
Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...