Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_skuchay_-_voobrazhenie_vklyuchay.docx | 118.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс
«Творческое развитие детей дошкольного возраста»
Номинация:
Авторская программа
Абсаликова Светлана Наэльевна, воспитатель
Лановая Мария Юрьевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» г. Ярцева Смоленской области
«Не скучай - воображение включай!»
2021
Оглавление
1.2. Цели и задачи реализации программы 3
1.3. Нормативно-правовая база 4
1.4. Принципы и подходы к формированию рабочей программы 5
1.5. Планируемые результаты программы 6
1.6. Возрастные особенности детей 5-7 лет 7
2.1. Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). 12
2.2. Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). 22
2.3. Виды техник нетрадиционного рисования 34
2.4. Работа с родителями в ДОУ 38
2.5. Список используемой литературы 41
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Одним из способов, направленных на создание условий для творческого самовыражения детей старшего дошкольного возраста, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Нетрадиционные способы рисования позволяют детям проявить творческую активность и дают им возможность выражаться. Здесь нет правильных или неправильных способов воплощения. Здесь есть процесс. В этом и состоит основная идея художественно-эстетического развития. Старшие дошкольники активно пользуются различными материалами и
оригинальными способами, что позволяет детям ощущать положительные эмоции. Обучение детей нетрадиционными способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить какую либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Развивается воображение особенно интенсивно в дошкольном возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной.
Данная программа в рамках реализации рабочей программы ФГОС является актуальной, так как воображение - это важный вид активной деятельности дошкольников в развитии познавательных процессов.
- Цели и задачи реализации программы
Рабочая программа развития воображения и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Не скучай - воображение включай!» включена в основную образовательную программу дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 «Дружба» Смоленской обл. г. Ярцева в соответствии с ФГОС.
Целью программы является создание условий для развития творческих способностей, самореализации, самовыражения старших дошкольников, используя нетрадиционные способы рисования.
Согласно цели были сформулированы следующие задачи:
- формировать положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, а также к собственной деятельности и ее результату;
- формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда.
- знакомить детей с разным нетрадиционным материалом и применять его в своей работе;
- обращать внимание дошкольников на средства выразительности, с помощью которых можно передать состояние природы, характер и настроение своих героев;
- формировать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображение и творчество;
- обогащать и расширять художественный опыт старших дошкольников,
поддерживать и направлять эмоционально – эстетическую трактовку образов; - поощрять и поддерживать их творческие находки.
- проводить выставки детских работ совместных с родителями, воспитателями.
- развивать мелкую моторику рук
- создавать благоприятный психологический климат
Объект: развитие воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом программы являются особенности развития воображения и творческих способностей у дошкольников.
Гипотеза программы:
Использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать повышению уровня развития воображения и творческих способностей.
целевая аудитория программы: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
- Нормативно-правовая база
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002.
Программа в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений. Обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
- Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Рабочая программа построена на следующих принципах:
- принцип наглядности, который создает условия для развития у дошкольников наблюдательности и исследовательских умений
- принцип доступности, который позволяет переходить от изучения того, что близко, к тому, что далеко; от легкого к трудному, от известного к неизвестному;
- принцип систематичности и последовательности, предусматривающий работу дошкольников с нетрадиционными техниками рисования. Каждое занятие – это логическое продолжение предыдущего
- принцип развития – это развитие дошкольника, целостное развитие его личности к дальнейшему развитию;
- принцип психологической комфортности – предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- принцип целостности содержания образования – представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным;
- принцип обучения деятельности – главное не передача детям готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что – то новое путём решения доступных проблемных задач.
- Планируемые результаты программы
Планируемые результаты освоения программы составлены с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также в соответствии с требованиями ФГОС к целевым ориентирам.
Планируемые результаты программы. В результате освоения программы ребенок:
- проявляет устойчивый интерес к занятиям по созданию творческих работ из различных материалов;
- Имеет представление о различных средствах воплощения художественного замысла (композиции, формы, цвета, пятна, линии, ритма и т. п.).
- Умеет использовать для рисования различные материалы
(краски, фломастеры, маркеры, пастель, уголь, тушь, восковые мелки, масляные и акриловые краски.)
- В различных формах продуктивной деятельности умеет использовать природный материал (сухие листья, шишки и др.), бросовый материал (пенопласт, опилки и др.), пластический материал (соленое тесто, пластилин).
- Освоил цветовую палитру. Самостоятельно экспериментирует с цветом.
- Овладел элементарными навыками аппликации в соответствия с возрастными возможностями. Овладел навыками художественного труда, нетрадиционной техникой (способами разрывной аппликации, обрывания, скатывания, граттажа и т.д.)
- хорошо развиты технические умения и навыки работы с ножницами;
- проявляет творческое отношение к заданиям, работы отличаются оригинальностью.
- Возрастные особенности детей 5-7 лет
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунок представляет собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться и оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисованию можно судить о половой принадлежности и о эмоциональном состоянии изображаемого человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью и креативностью. В лепке детям не представляет труда создать более сложное по форме изображение. В аппликации дети успешно справляются с вырезыванием предметов из прямоугольников и кругов, в деятельности детей вводятся нетрадиционные аппликации.
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, и т.д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях
- Содержательный раздел
Программа реализуется на основе рабочей программы ФГОС
проводятся на базе МБДОУ «Детский сад № 14, Смоленской области в городе Ярцево. Программа рассчитана на 2 учебных года. Дети старшей и подготовительной группы (от 5 до 7 лет)
Условия проведения: в благоприятной обстановке, в дневное время, не нарушая режимных моментов.
Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Рисование нетрадиционными техниками помогают ребенку снять напряжение. Процесс рисования несет в себе психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них. Для этого, чтобы игра приобрела эффект изо-терапии, используются движения, музыка, звуки, прикосновения, художественное слово. Все это приводит к установлению эмоциональных контактов между детьми.
Основной формой обучения детей нетрадиционным способам рисования является занятие, которое следует проводить три раза в неделю, длительностью не более 30 минут, учитывая возрастные особенности дошкольников.
Содержание рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и творческих способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие предполагает выполнение и создание упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
- Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
п/п | Тема недели | Вид деятельности | Название занятия | Программное Содержание |
Сентябрь (3-4 неделя) | ||||
Сад и огород |
аппликация | «Богатства осени» дары осени |
| |
2. | Осень |
| Листопад Осеннее дерево |
Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь.
Продолжить учить детей лепить шары и расплющивать их. Продолжить учить детей обрезать лишнее стеком. Учить раскрашивать готовую работу из теста. |
Октябрь (1, 3, 4 неделя) | ||||
Дикие животные | Рисование Аппликация Объемная Рисование. | Ежики на опушке Лесной зверек Удивительные следы |
| |
Домашние животные | Рисование Рисование Лепка. | Пушистый котёнок Забавные животные Любимый питомец |
Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
| |
5. | Птицы | Рисование Аппликация рисование | Совушка-сова Разноцветный полет «птички– подружки» | 1.Рисование в технике «по мокрому» Ознакомить детей с новой техникой, рисование акварелью двойных зеркально-симметричных изображений 2.Закреплять умение вырезать симметричное изображение птицы из бумаги, сложенной вдвое, симметрично располагать узор на крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе. Развивать интерес к коллективной работе. 3. Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире. |
Ноябрь (1-4 неделя) | ||||
. 6. | Мой город. Мой край | Рисование Лепка рисование | «Звездное небо» «мой город» Красота природы |
|
7. | Одежда. Обувь | Рисование Аппликация рисование | Сапоги Платье для куклы Народный костюм |
3.Использованием нетрадиционной техники изображения (свеча и акварель). Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования парафином. Научить выполнять работу в определенной последовательности, развивать воображение, воспитывать эстетическое отношение к морозным узорам |
8. | Любимые игрушки | Рисования Лепка рисование | Матрешка Любимая игрушка Разноцветные мячики | 1. Рисование ватными палочками и скомканной бумагой. Познакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках нарисованных матрешек ватными палочками. Развивать цветовосприятие. 2. Закрепить технику рисования пластилином. Развивать мелкую моторику, воображение, художественный вкус, образное мышление. Учить строить композицию. Способствовать формированию умения создавать коллективные работы.
|
9. | Моя семья | Рисование Аппликация рисование | Мама, папа, я – Дружная семья Моя семья Подарок для мамы |
|
Декабрь (1-4 недели) | ||||
10. | Зима | Рисование Лепка Рисование | Снежные узоры «Снеговик» «Зашумела, разгулялась в поле непогода» |
|
11. | Мебель | Рисование. Аппликация Рисование | Мебель. Стул и стол для медвежонка. На чем мы спим |
Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению. |
12. | Животные Севера | Рисование Лепка рисование | Белый Медведь «Я рисую пластилином» «Морские котики» |
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка жёсткой кистью. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики
|
13. | В гостях у елочки | Рисование Аппликация Рисование | «Морозные узоры на окнах» «Заснеженный дом» «Что за чудо – эта елка» |
|
Январь (3-4 неделя) | ||||
14. | Продукты питания | Рисование Лепка Рисование | Сыр Молоко Сок |
|
15. | Профессии. Профессии в детском саду. | Рисование Аппликация Рисование | Повар Наша Воспитательница Труд работников сада |
Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.
|
Февраль (1-4 неделя) | ||||
16. | Азбука безопасности | Рисование Лепка рисование | Безопасность на дороге Осторожно, острые предметы Гололед |
|
17. | Детские забавы | Рисование Аппликация Рисование | Подвижные игры «Бумажные фантазии» «Клякса в гостях у ребят» |
|
18. | Наша Армия | Рисование Аппликация Лепка | Танк Самолет Солдат |
|
19. | Мастерим подарок сами | Аппликация Рисование аппликация | Подарок папе Поздравительный плакат Подарок маме |
Печать по трафарету, рисование пальчиками Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.
Упражнять в аппликации обрыванием, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Март (1-4 неделя) | ||||
20. | Мамин День | Рисование Лепка рисование | 1. «Грачи прилетели». 2. «Цветы-сердечки» 3. «Девочка чумазая» | 1. Рисование тычком «Грачи прилетели». Закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умения при дополнении рисунка. 2. Лепка рельефная «Цветы-сердечки». Научить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам, показать варианты изображения цветов с элементами – сердечками, вызвать интерес к обрамлению лепных картин, развивать чувство формы и ритма. 3. Рисование акварелью по восковому подмалевку «Девочка чумазая» Познакомить детей с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью черного цвета. Развивать воображение и цветовосприятие. |
21. | Кто живет в воде | Рисование Аппликация Рисование |
|
3. восковые мелки и акварель. Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. |
22. | Весна пришла | Рисование Лепка Рисование |
|
3. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. |
23. | В гостях у сказки | Рисование Аппликация Рисование |
|
|
Апрель (1-4 неделя) | ||||
24. | Спорт. Спортивный инвентарь | Рисование Лепка Рисование |
|
|
25. | Космос. | Рисование Аппликация рисование |
|
|
26 | Пасхальная неделя | Рисование Лепка рисование | «Пасхальные яйца»» «Праздничная верба» «верба, верба расцвела» |
|
27. | День Победы | Рисование Аппликация Лепка |
| Рисование сюжетное «Победа» или «Парад Победы» Цель: учить создавать сюжетные композиции по данной теме, способствовать формированию творческих способностей детей. Аппликация. «Память о Победе» (открытка). Закреплять приемы аккуратного вырезания и наклеивания, учить выполнять цветы в технике объемной аппликации. Лепка рельефная «Гвоздика». Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям. |
Май (2-4 неделя) | ||||
28. | Про Огонь | Рисование Аппликация Рисование |
|
|
29. | Природа и мы | Рисование Лепка Рисование |
|
|
30. | Мир вокруг нас | Рисование Аппликация Лепка | «Рисунок на картоне». Создание коллажа «Ветка березы с сережками» |
нетрадиционными техниками рисования используя нестандартные материалы: клей ПВА. Развивать воображение, творческий потенциал.
|
Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
п/п | Тема недели | Вид деятельности | Название занятия | Программное Содержание |
Сентябрь (3-4 неделя) | ||||
1. | Сад и огород | 1.Рисование 2.Лепка 3.Рисование |
2. Фрукты в вазе. 3. «Осенние листья» (отпечатки листьев в технике фроттаж тереть, натирать) |
|
2. | Осень | 1.Рисование 2.Аппликация 3.Рисование | 1. Хохломские осенние листья 2. «Настроение осени» 3. «Осень» | 1. Хохломские осенние листья. Познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев 2. аппликация с обрыванием. Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени, учить использовать разные способы изображения – вырезывание и обрывание. Формировать умение договариваться об общей композиции. 3. Рисование с использованием крупы «Осень» Рисунки из круп и зерен Познакомить детей с нетрадиционным видом рисования с использование нестандартных материалов: различных круп. Развивать творческое воображение |
Октябрь (1, 3, 4 неделя) | ||||
3 | Дикие животные |
|
|
|
4 | Домашние животные |
|
|
|
5. | Птицы | Рисование Аппликация рисование |
|
художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного.
|
Ноябрь (1-4 неделя) | ||||
6. | Мой город. Мой край | Рисование Лепка рисование |
2. «Огни ночного города» 3. «Мой любимый город» | 1. «Вечерние фонари». технику рисования – свечу и набрызг. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: свеча и акварель, набрызг. Совершенствовать умение тонировать бумагу. Вызвать положительный эмоциональный отклик от результата деятельности. Развивать творческие способности детей, мелкую моторику, цветовое восприятие, композиционные умения 2. «Огни ночного города» пластилинография, смешанная техника. Продолжать учить сочетать рисунок и пластилинографию. 3. «Мой любимый город» Техника диатипия. Учить детей рисовать при помощи техники диатипии (накладывание белого листа бумаги на покрашенную поверхность картона и рисование заостренной палочкой, наносить краску поролоном. Закреплять умение удачно располагать изображения своего дома на листе. Продолжать учить рисовать при помощи техники диатипия. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки. |
7. | Одежда. Обувь | Рисование Аппликация рисование | 1. «Шапка» 2. «Куртка с бахромой» 3. «Варежка» | 1. «Шапка» Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. 2. «Куртка с бахромой» аппликация с использованием ниток. Продолжать учить работать с ножницами. Учить отрезать одинаковые отрезки и ниток и приклеивать их. 3. «Варежка» Продолжить знакомство с техникой рисования смятой бумагой. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже; дать представления о летнем пейзаже; учить рисовать пейзаж при помощи смятой бумаги; придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на переднем и дальнем плане, развивать воображение. |
8. | Любимые игрушки | Рисования Лепка рисование |
|
Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объем, пушистность). Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей. 2. «Любимая игрушка» Продолжать учить детей работать с пластилином. Учить по памяти вылеплять предметы, украшать их разными предметами 3. «Палтье для куклы» батик. Познакомить детей с техникой рисования по ткани. Развивать умение подбирать сочетающиеся между собой цвета |
9. | Моя семья | Рисование Аппликация рисование | 1.«Платок для мамы» 2. «Подарки для бабушки и дедушки» 3. «Любимый папа» | 1. «Платок для мамы» техника ниткография Познакомить детей с техникой рисования ниткографией. Учить детей определять особенность расположения узора в центре и по краям салфетки (листа), поощрять творческие находки и стремление детей к созданию самостоятельного решения образа. Воспитывать любовь и уважение к родным.
|
Декабрь (1-4 недели) | ||||
10. | Зима | Рисование Лепка Рисование |
| 1. «Гжель». Познакомить детей с образцами гжели, рассказать им немного об истории гжели и учить детей рисовать гжель. 2. «Снеговик» тестография. Учить детей замешивать тесто и делать из него поделки. 3. «Снежный лес» Рисование по мятой бумаге. Учить детей рисовать зимний пейзаж, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой с использованием технике по мятой бумаге; расширять знания о зиме; пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. |
11. | Мебель | Рисование. Аппликация Рисование |
|
Способствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Расширять знания об окружающем мире, учить выплеску накопившейся негативной энергии и расслаблению. |
12. | Животные Севера | Рисование Лепка рисование |
|
|
13. | В гостях у елочки | Рисование Аппликация Рисование |
|
2. «Новогодняя открытка» Коллаж из старых открыток. Учить детей подбирать на открытках понравившиеся кусочки, закреплять умение работать с ножницами. Составлять из вырезанных кусочков картину 3. «Зимний пейзаж» техники рисования с мыльными пузырями. Знакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить аккуратно, пользоваться пузырями, недостающие детали дорисовывают по своему усмотрению |
Январь (3-4 неделя) | ||||
14. | Продукты питания | Рисование Лепка Рисование |
|
|
15. | Профессии. Профессии в детском саду. | Рисование Аппликация Рисование | Повар Наша Воспитательница Труд работников сада |
Продолжать учить рисовать, используя технику отпечатывания. Учить составлять сюжетную композицию. Развивать творческое воображение детей.
|
Февраль (1-4 неделя) | ||||
16. | Азбука безопасности | Рисование Лепка рисование |
|
|
17. | Детские забавы | Рисование Аппликация Рисование |
|
|
18. | Наша Армия | Рисование Аппликация Лепка |
|
|
19. | Мастерим подарок сами | Аппликация Рисование Аппликация |
|
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений.
Упражнять в аппликации обрыванием, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. |
Март (1-4 неделя) | ||||
20. | Мамин День | Рисование Лепка Аппликация |
|
|
21. | Кто живет в воде | Рисование Аппликация Рисование | 1. «Морской пейзаж» 2. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» 3. «Золотая рыбка» | 1. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, используя нестандартные материалы. Развивать творчество, воображение. 2. Учить создавать рельефную поверхность при помощи ткани 3. Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Развивать декораторские навыки. Развивать воображение, фантазию, творческие способности; Поощрять детское творчество, инициативу. Учить рисовать с помощью пены |
22. | Весна пришла | Рисование Лепка Рисование |
| 1. «Весенний лес» Техника оттиск капустного листа. Продолжать учить детей самостоятельно передавать сюжет пейзажа с использованием нетрадиционных техник рисования. Развивать интерес детей к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. Учить рисовать оттиском капустного листа. Учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы. 2. «Лесные проталины» лепка с элементами аппликации. Учить сочетать между собой лепку и аппликацию. Развивать воображение и фантазию. 3. «Весенний подснежник» Техника мыльные пузыри и краски. Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; Закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать воображение, фантазию, творческие способности; Поощрять детское творчество, инициативу |
23. | В гостях у сказки | Рисование Аппликация Рисование |
|
|
Апрель (1-4 неделя) | ||||
24. | Спорт. Спортивный инвентарь | Рисование Лепка Рисование |
|
|
25. | Космос. | Рисование Аппликация рисование |
| 1. «Ночное небо» рисование по мокрому. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке впечатлений. Развивать творческое воображение.
3. «Космические дали» техника смешение краски. Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной технике и технике коллаж. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. |
26 | Пасхальная неделя | Рисование Лепка рисование |
|
|
27. | День Победы | Рисование Аппликация Лепка |
|
|
Май (2-4 неделя) | ||||
28. | Про Огонь | Рисование Аппликация Рисование |
|
|
29. | Природа и мы | Рисование Лепка Рисование | 1. «Рисунок на картоне -природа» 2. «Ландыши» 3. «Радуга дуга» |
2. Лепка рельефная «Ландыши». Учить детей техникой барельефной лепки выполнять цветы ландыша; закрепить приемы кругового раскатывания и прищипывания; развивать интерес к растениям. 3. «Радуга дуга» объёмная пена. Развивать воображение, фантазию, творческие способности. Прививать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. |
30. | Мир вокруг нас | Рисование Рисование Аппликация |
|
|
Все работы, выполненные детьми были представлены в выставках на уровне ДОУ и района, участвовали в творческих конкурсах декоративно-прикладного искусства и занимали призовые места.
- Виды техник нетрадиционного рисования
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
∙ от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
∙ от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
∙ от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
∙ от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
∙ от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
∙ от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками используются разные техники беспредметного рисования:
Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники – рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой.
Всё что требуется от ребёнка - это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток.
Рисование ладошками.
Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Раскрытая ладонь напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша.
Рисование ватными палочками.
Данный способ напоминает пальцеграфию. Однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка - ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый. Если полностью раскрашивать изображение тычками, то получим эффект мозаики.
Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы.
Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой.
Рисование сыпучими веществами.
Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок.
Рисование мятой бумагой.
Для этого способа удобнее использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий. Таким способом можно нарисовать снеговика.
Техника «Штампинг».
Эта техника довольно простая в реализации и подойдёт для всех возрастов. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно: листья, овощи, фрукты, веточки. Из картофеля очень удобно вырезать штампы разнообразных форм. Также можно сделать штампы из поролоновой губки, пробки.
Так же при работе с нетрадиционными техниками рисования формирую связную речь у детей. На занятии использую короткие потешки и песенки, повторяем их хором, при этом развивается память, внимание, активизируется словарный запас.
Техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения.
Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток). Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или тонированная), краски (гуашь или акварель), кисти. Данная техника знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отображения предметов. Лист складывают пополам и на одной стороне рисуется половина рисунка. Затем лист складывают и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовывают недостающие части.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: Зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. Затем лист накрыть другим листом и прижать. Верхний лист снять, рассмотреть изображение: определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовать.
Восковые мелки + акварель
Способ получения изображения: нарисовать восковыми мелками на белой бумаге. Закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелком остается незакрашенным.
Техника рисования солью
Способ получения изображения: нарисовать животное, птицу и т.д. клеем ПВА и посыпать сверху солью. После высыхания можно разукрасить.
Техника батик
Способ получения изображения: для изготовления картин в технике батик, можно использовать различные краски: акварельные, акриловые, тушь, гуашь. Самый простой способ рисования – тычком (поролоновый, листочки растений, пробки от бутылок, ластик, картофель и т.д.), сложнее нарисовать картинку кистью. Для этого необходима помощь взрослого. Эта техника сходна с работой акварелью по мокрой бумаге. Краска широкими кистями наносится на влажную поверхность ткани в соответствии с эскизом. Затем, ткань подсушивают и работают по сухой ткани. Детали рисунка прорабатываются мелкими мазками.
- Работа с родителями в ДОУ
Так, в ходе наблюдений за общением родителей с ребенком воспитатель может обратить внимание на следующие показатели:
Эмоциональный настрой ребенка на общение со взрослым (ребенок встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно)
Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком- (взрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно)
Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении- сотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению.
Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
Типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (указывает, направляет, заставляет, оценивает).
Партнер (советуется, сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает).
Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает формальные вопросы) или др.
Возникающие трудности общения, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.
Эти проявления родителя и ребенка могут дать воспитателю общую картину их взаимоотношений, помогут понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Сплочению родителей и педагогов будет способствовать совместное с родителями оформление групповых газет, фотоальбомов: «Вот какие малыши, полюбуйтесь от души», «Вместе ходим в детский сад», «У нас в семье праздник», представить кроме фотографий детей, зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.
Участие родителей и детей в различных смотрах-конкурсах поможет педагогу лучше узнать возможности родителей, их таланты.
- Рекомендации родителям по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
• Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин в музеях, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах, поездках;
• Упражняйте в определении жанра живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, сказочный, бытовой, анималистический;
• Предоставляйте возможность самостоятельно изображать предметы, животных, деревья, транспорт, людей и т. п. ;
• Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
• Взвешенно относитесь к выбору материалов изображения, побуждайте к основам рукоделия: вышивка, бисероплетение, вязание и т. п. ;
• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу;
• Предоставляйте ребенку возможность слушать совершенные по форме, доступные для понимания сольные и хоровые произведения;
• Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
• Привлекайте к театрально-игровой деятельности;
• Создайте театр дома: разыгрывайте элементарные жизненные ситуации с игрушками, инсценируйте знакомые литературные произведения, сказки, рассказы, стихи;
• Обращайте внимание ребенка на осмысление содержания художественных произведений, особенности характеров и поведения разных персонажей;
• Учите овладевать средствами эмоциональной выразительности, выражать чувства мимикой, жестами, интонацией, словами; упражняйте ребенка в этом направлении;
• Поощряйте творчество ребенка, поддерживайте его инициативу, одобряйте удачное исполнение роли;
•Посещайте вместе с детьми театры (кукольный, драматический, юного зрителя и др.) .
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Правильный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, а наоборот, раскрыться творческой личности более ярче.
2.5. Список используемой литературы
1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
2. Вдовиченко С. «Дети светлой краской красят мир» Мини – хрестоматия методов и приемов работы с
детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью. – М.: «Чистые пруды» 2009.
3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 1 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с.» 2 часть. – М.: «Скрипторий 2003» 2007.
6. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». - М.: «Просвещение», 1992.
7. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками». – М.: OOO «Творческий центр «Сфера»» 2009.
8. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». – М.: «Просвещение», 1982.
9. Компанцева Л.В. «Развитие художественно-творческих способностей у детей». – М.: «Владос», 2002
10. Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». – Ярославль: ПК «Химический завод «Луч»» 2007
11. Лыкова А.И. Программа художественного воспитания, обучения и развития «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2008.
12. Лыкова А.И. «Цветные ладошки. Рисуем без кисточки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 1996
13. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с». – СПб.: «Издательство «Каро»» 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Маленькие волшебники»
Рабочая программа «развития воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста. (5-7 лет)» включена в основную образовательную программу дошкольного образования м...
Консультация для родителей "Развитие воображения и творческих способностей в дошкольном возрасте"
В консультации представлен материал о том, какие условия способствуют развитию воображения и творческих способностей дошкольников....
Мастер-класс «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»
Цели:1) ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования ; 2) привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; 3) развитие практических навыков ЛЕГО конс...
Консультация для педагогов "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"
Консультация для педагогов в форме деловой игры "Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования"...
Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”
laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С....
Консультация для педагогов “Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.”
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного результата. Оно тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интер...
Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования
Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». А.С. Макаре...