Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"
статья

Мисник Анастасия Александровна

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Современные представления о воображении в психологии и педагогике

В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения.

Так, Л. С. Выготский отмечает, что «...воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением». [1]

 По мнению Немова Р.С., воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. [5]

«Воображение - пишет С. Л. Рубинштейн, - это отлет от прошлого опыта, преобразование его.». [7]

«Основной признак процесса воображения, - пишет М. В. Ильина, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».[3]

А.Г. Маклаков пишет, что воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. [4]

В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считает преобразование представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, приведение образов в новое сочетание.

         

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить мечту, творческое воображение и воссоздающее воображение.[4]

Особой формой воображения является мечта. В мечте человек всегда создает образ желаемого, это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и объективного продукта. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения человек сталкивается, когда читает описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомится с литературными героями. Работа воссоздающего воображения пронизывает весь учебный процесс, без нее невозможно представить себе полноценное обучение [8]

Однако бывают случаи, когда необходимо воссоздать представление о каком-либо предмете на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.[4]

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. [4]

 Создание образов воображения проходит в  два основных этапа.

I этап. Анализ полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

II этап. Синтез – различные операции с абстрагированными образами. [4] 1. Комбинирование -  сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных, комбинациях. [7]

2. Увеличение или уменьшение объекта или его частей. [4]

3.Схематизация —  способ переработки представлений, при котором отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко. [2]

4. Акцентуирование — это подчёркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. [7]

Функции воображения:

  1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая различные задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
  2.  Регулировать эмоциональные состояния. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
  3.  участие в произвольной регуляции познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, памяти, речи.
  4. Формировать внутренний план действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
  5. планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка правильности их реализации. [4]

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

1.2. Особенности развития творческого воображения у дошкольников

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по тину образов, которыми они оперируют чаще всего.

Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.[4]

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании.

Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и наследующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, в  игру. [4]

Важный этап в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. [1]

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. [4]

Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления у ребенка.

Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. [4]

Благодаря развитию речи, а в связи с этим и развитию понятийного мышления, воображение детей претерпевает существенное изменение, оно освобождается от чисто конкретных, образных компонентов и приобретает ряд элементов абстрактного мышления.  [6]

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. [4]

Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Игра является формой творческого отображения действительности, так как в ней, по мнению А.А.Люблинской, сплетается стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой действительности. Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие ребенком на себя определенной роли, моделирование поведения, использование предметов-заместителей, выступает в качестве необходимого условия формирования функции воображения у дошкольников. [6]

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. М.: Книголюб, 2004. 56 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с:

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

6. Речицкая Е.Г., Сошина Л. Развитие творческого воображения младших школьников- В сб.: Коррекционная педагогика М., 1977.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2009 – 713 с.

8. Синяк В.А., М.М. Нудельман Особенности психического развития глухого ребенка// Учебное пособие для студентов-заочников педагогических институтов  – М.,  «Просвещение»,1975 – 109 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами

Развитие творческого воображения у дошкольников в процессе рисования нетрадиционными методами...

Статья развития творческого воображения у дошкольников

Статья развития творческого воображения у дошкольников...

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Данный материал содержит методические рекомендации по овладению детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками изобразительной деятельности , а также рекомендации по использованию природного ма...

Педагогический проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников через использование методов ТРИЗ"

Настоящий педагогический прект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании. Цель педагогического проекта заключается в создании...

Развитие творческого воображения у дошкольников средствами сказкотерапии

ИТОГОВАЯ РАБОТА по программе курсов повышения квалификации«Становление профессиональной деятельности воспитателя ДОУ» «Развитие творческого воображения у  дошкольников средствами сказко...