Семинар: "Личностный рост педагога"
план-конспект занятия по психологии
Семинар проводится с целью профилактики эмоционального выгорания, повышения уровня сплочённости педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_lrp.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА»
Целевая аудитория: педагоги ДОУ.
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.
Задачи:
Повышение настроения, получение психологической поддержки.
Формирование уверенности в себе, содействие личностному росту педагогов.
Профилактика эмоционального выгорания, выявление ресурсов.
Повышение уровня сплочённости педагогического коллектива.
Оборудование: мультимедийная установка (звук, видео), ноутбук, приготовленные бланки для упражнений и рефлексии, бумага формат А4, ручки, карандаши, наборы метафорических ассоциативных карт.
Семинар проводится в течение 2 астрономических часов, в изолированном помещении, в котором есть стулья и столы.
План семинара:
Вводная часть
Приветствие. Представление цели и задач семинара, организационные вопросы.
Упражнение: «3 слова о себе»
Инструкция: Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.
Правила работы на семинаре (выносятся на слайд)
Инструкция: «Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно»:
Доверительный стиль общения;
Активное участие в происходящем;
Общение по принципу «здесь и сейчас»;
Конфиденциальность всего происходящего;
Обратная связь.
Основная часть
Упражнение: «Моё эмоциональное состояние»
Цель: определение актуального эмоционального состояния участников тренинга.
Инструкция: Каждый участник вытягивает карту «рубашкой» вниз. Затем по просьбе ведущего они переворачивают карту и рассказывают о своём эмоциональном состоянии, глядя на карту, отвечая на вопросы:
Что Вы видите на Вашей карте?
Нравится она Вам или не нравится? Почему?
Какие чувства вызывает у Вас ваша карта?
Материалы: набор метафорических ассоциативных карт: «Эмоции и чувства».
Упражнение: «Притча о жизни – разноцветная реальность»
Цель: расширение видения ситуации и возможных вариантов поведения.
Инструкция: Внимательно послушайте притчу и расскажите о том, какие мысли и чувства она вызывает у вас?
Один старый и очень мудрый китаец сказал своему другу: Рассмотри комнату, в которой мы находимся, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец попросил его: «Закройка глаза свои и перечисли все вещи...синего цвета! Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!» На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись, ведь в комнате очень много вещей синего цвета». И это было чистой правдой.
Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни – только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: «Если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдёшь и никогда не заметишь ничего хорошего. Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему – то оно обязательно произойдёт с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным – жизнь невозможна без разочарований. Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни все то хорошее, что в ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные стороны».
Упражнение: «Мои цели»
Цель: осознание целей своей жизни и развитие способности целеполагания.
Инструкция: «Возьмите 4 листка бумаги, ручку или карандаш. На одном листе напишите: «Каковы мои жизненные цели?». В течение 2 минут ответьте на этот вопрос. Записывайте все, что приходит в голову, независимо от того, насколько это вам покажется общим, или абстрактным, или тривиальным. Вы можете записать личные, семейные, профессиональные социальные общественные или духовные цели. Дайте себе ещё 2 минуты, чтобы проверить ваш список, дополнить или исправить что-то. Затем отложите этот лист сторону.
Возьмите второй лист и напишите сверху: «Как я хотел бы провести ближайшие 3 года?». Потратьте 2 минуты на ответ, потом в течение 2 минут просмотрите, проверьте, дополните список. Это поможет вам уточнить ваши цели, наметить их более определённо, чем в первом вопросе. Отложите и этот лист.
Чтобы увидеть свои цели под другим углом, напишите на третьем листе: «Если бы я узнал, что мне осталось жить шесть месяцев с сегодняшнего дня, как бы я прожил их?». Цель этого вопроса - выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Напишите об этом также в течение 2 минут и возьмите ещё 2 минуты на просмотр.
На четвёртом листе выпишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех, ранее записанных.
Обсуждение: «Сравните ваши листы. Есть ли какие-нибудь темы, проходящие через различные названные вами цели? Относятся ли все ваши цели к какой-нибудь определённой категории. Например, к личной или социальной? Есть ли одинаковые цели на первых трёх листах? Отличаются ли чем-нибудь от всех других три цели, которые вы выбрали в качестве наиболее важных?».
Комментарий: это упражнение - хороший способ обнаружить соотношения между целями и повседневной деятельностью. Полезно повторять это упражнение каждые полгода, чтобы посмотреть, происходят ли какие-нибудь изменения.
Упражнение: «Зато...»
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей её разрешения.
Инструкция: Ведущий предлагает каждому участнику вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки ведущий собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения: Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...».
После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, ведущий предлагает обсудить результаты и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
Упражнение: «Мои ресурсы»
Инструкция: Каждый участник вытягивает карту «рубашкой» вниз. Затем по просьбе ведущего участники переворачивают карту и рассказывают о том, какие внутренние и внешние ресурсы для преодоления трудных жизненных ситуаций у них есть.
Материалы: Набор метафорических ассоциативных карт «Она» / «Все - все - все» / «Сокровищница жизненных сил».
Заключительная часть
Рефлексия «Мне сегодня…»
Инструкция: Каждый участник группы завершает фразу: «Мне сегодня…» и отвечает на вопрос: «Оправдались ли ваши ожидания?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Управление профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)
В данной статье рассматривается проблема управления профессиональным ростом педагога в условиях внедрения национальной системы учительского роста (НСУР)....
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов на тему: «Личностный и профессиональный рост педагогов», в рамках реализации программы по организации наставничества.
Сценарий мероприятия....
Тренинг "Давайте познакомимся" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Путешествие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по пофилактике профессионального выгорания...
Тренинг "Прошлое. Настоящее. Будущее" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания.
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...