ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
материал по психологии
Все вышеперечисленные методики сертифицированы и обладают высокой степенью объективности, включают в себя стандартизированный материал, инструкцию, ключ к обработке и таблицы, предусматривающие пересчет баллов в соответствии с возрастом испытуемого на момент обследования. Методики и результаты исследования соответствуют поставленным задачам, то есть измеряют именно то, что они должны измерять, что считается фундаментальным понятием в экспериментальной психологии и называется валидностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perechen_diagnosticheskih_metodik.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №15 КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
ПЕРЕЧЕНЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
педагога-психолога
ГАДОУ №15 Колпинского района Санкт-Петербурга
Название методики | Направление диагностики | Цели обследования | Источники |
Диагностика когнитивной сферы | |||
Диагностика интеллекта | |||
Шкалы измерения интеллекта Векслера | Интеллект (с 5 лет) | Определение уровня развития | ИМАТОН |
Тест Бине-Термена | Интеллект (с 5 лет) | Определение уровня развития | СПб Государственный университет, факультет психологии |
Тест Равена | Интеллект (с 5 лет) | Определение развитости визуального невербального мышления | СПб Государственный университет, факультет психологии |
«Нелепицы» | Критичность мышления (с 5 лет) | Обследование установления причинно следственных связей | Р.С. Немов, «Психология», 2, 3 часть, М, ВЛАДОС, 1998 |
«Исключение слов» (зрительный и слуховой стимулы) | Особенности мышления (с 4 лет) | Обследование аналитико-синтетических способностей | Р.С. Немов, «Психология», 2, 3 часть, М, ВЛАДОС, 1998 |
«Простые аналогии» | Особенности мышления (с 6 лет) | Определение понимания логических связей | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
«Сравнение понятий» | Особенности мышления | Исследование понятий анализа и синтеза | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
«Классификация предметов» | Особенности мышления | Исследование процессов обобщения и абстрагирования | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
"Эксперсс-диагностика в детском саду". Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко | Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста | Исследование уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы | Н. И. Павлова, Л. Г. Руденко, «Эксперсс-диагностика в детском саду», М., «Генезис», 2008 |
Диагностика внимания | |||
Тулуз-Пьерона | Диагностика и компенсация ММД (с 6 лет) | Определение скорости переработки информации; способности к произвольной концентрации | ИМАТОН |
Тест Бурдона (корректурная проба) | Внимание | Определение устойчивости внимания | Альманах психологических тестов, М., 1995, с107-111 |
«Перепутанные линии» | Внимание | Измерение степени концентрации и устойчивости внимания | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
Изучение особенностей зрительного восприятия | |||
«Узнавание перечеркнутых изображений | Зрительное восприятие (с 5 лет) | Оценка внимания, зрительного восприятия | «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.Я Семаго, М.М. Семаго, М, 2003 |
«Фигуры Поппельрейтора» | Зрительное восприятие (с 5 лет) | Узнавание наложенных изображений | «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.Я Семаго, М.М. Семаго, М, 2003 |
«Узнавание недорисованных изображений» | Зрительное восприятие (с 5 лет) | Определение развитости визуального мышления, особенностей зрительного восприятия, внимания | «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.Я Семаго, М.М. Семаго, М, 2003 |
Диагностика памяти | |||
Тест «Кратковременная речевая память» | Память | Определение объема кратковременной памяти | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
«Запомни картинки» | Произвольная кратковременная зрительная память | Объем | Сборник психологических тестов, РГПУ им. А.И.Герцена, СПб, 2003 |
А.Р.Лурия «Заучивание 10 слов» | Диагностика процессов памяти | Оценка состояния памяти, утомляемости | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
Диагностика готовности к обучению в школе | |||
Тест Гудинаф-Харриса | Интеллект | Оценка интеллектуального развития | Сборник психологических тестов. Часть 2, пособие. Составитель Е.Е.Миронова Минск, 2006 |
Тест мотивов М.Р.Гинзубург | Готовность к школе | Определение сформированности мотива к обучению | Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер М., НПО «Образование» |
Тест способности к обучению к школе» Г.Вицлака | Готовность к школе | Определение психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор-сост.: Доценко Е.В. Издательство: Учитель, 2011 |
Тест Керна-Йерасека | Готовность к школе | Определение уровня готовности к школьному обучению | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор-сост.: Доценко Е.В. Издательство: Учитель, 2011 |
Методика Н.И. Гуткиной «Домик» | Готовность к школе | Определение сформированности мелкой моторики у детей | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор-сост.: Доценко Е.В. Издательство: Учитель, 2011 |
Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина | Готовность к школе | Выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор-сост.: Доценко Е.В. Издательство: Учитель, 2011 |
Диагностика личностной сферы | |||
Диагностика психических состояний личности | |||
Многофакторное исследование личности Р. Кеттела | Личностные особенности Взрослые | Оценка индивидуально-психологических свойств личности | ИМАТОН |
Р. Бернс «Автопортрет», «Дом, дерево, человек» | Личностная сфера (с 5 лет + взрослые) | Исследование уровня самооценки, отношения к себе, выявление проблем личности эмоционального характера; оценка взаимоотношений с социумом | СПбГУ, факультет психологии |
Тест руки Вагнера (Hand-test) | Агрессивность | Определение уровня | Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб |
Р.Теммл, М. Дорки, В. Амен | Тревожность | Определение уровня тревожности | Р.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе» М.-1999 |
«Незаконченные предложения» | Агрессивность (с 5 лет) | Наличие и уровень агрессивности | С.В.Зверева, В.Г.Каменская, Журнал «Дошкольная педагогика», СПб, 2004 |
Диагностика успешности общения дошкольников со сверстниками | Коммуникативная сфера | Определение уровня успешности общения | Диагностика успешности общения дошкольников со сверстниками. И.Н. Агафонова |
Проективная методика для определения «коммуникативных предпочтений ребенка» | Коммуникативная сфера | Выявление коммуникативных предпочтений | Проективная методика для определения «коммуникативных предпочтений ребенка». И.Н. Агафонова |
Дембо-Рубинштейна | Личностная сфера | Определение уровня самооценки | СПб ГУ, факультет психологии |
«Домики» О.А. Ореховой | Эмоциональная сфера | Выявление затруднений в развитии | «Цветовая диагностика эмоций. Монография. СПб, Речь |
«6 эмоций» И.Н. Агафоновой | Распознавание эмоций | Определние уровня понимания | СПб АППО |
Цветовой тест Люшера | Личностные особенности (взрослые) | Выявление акцентуаций | Методика определения готовности к школе Л.А.Ясюковой. ИМАТОН |
«Несуществующие животные» | Личностная сфера (с 5 лет) | Состояние психики; выявление наличия проблем в эмоциональной сфере | Диагностика психического развития. Под ред. Й.Шванцара |
Опросник А.А.Реана | Мотивационная сфера (взрослые) | Исследование мотивации успеха, боязни неудачи | Интернет ресурс: А.Я.Психология – тесты, тренинги, словарь, статьи |
Опросник EPQ (Методика Айзенка) | Индивидуально-психологические черты личности (взрослые) | Тип темперамента; Экстраверсия, интроверсия; нейротизм, стабильность, психотизм | Интернет ресурс: А.Я.Психология – тесты, тренинги, словарь, статьи |
Диагностика межличностных и семейных отношений | Старший дошкольный возраст | Выявления особенностей внутрисемейных отношений | Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995. |
Социометрическое исследование (выбор в действии) | Сфера общения со сверстниками (с 5 лет) | Выявление коммуникативных предпочтений | Проективная методика для определения «коммуникативных предпочтений ребенка». И.Н. Агафонова |
АСВ Эйдемиллер, Юстицкис | Семейные взаимоотношения (с 5 лет) | Стиль воспитания и отношения к ребенку в семье | «Семейная психотерапия», учебник для студентов, СПБГУ, Ленинград |
Методика PARI | Характер родительских установок (взрослые) | Определение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни | Психологические тесты, составитель С.Касьянов, М., Эксмо, 2006 |
Методика Рене-Жиля Выборочные картинки | Межличностные отношения (с 6лет) | Определение характера взаимоотношений с окружающими | «Учим детей общению, академия развития Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина |
Диагностика познавательных процессов | |||
Методики «Чего не хватает на этих рисунках?» «Узнай, кто это?» «Какие предметы спрятаны в рисунках?» «Чем залатать коврик?» | Восприятие (с 3 лет) | Исследование особенностей зрительного восприятия | Р.С.Немов, «Психология», 2, 3 часть, М., ВЛАДОС, 1998 |
Методики «Времена года» (от 3 до 4 лет) «Что лишнее?» (от 4 до 5 лет) «Кому чего не достает?» (от 3 до 4 лет) «Раздели на группы» (от 4 до 5 лет) | Мышление | Исследование наглядно-образного мышления | Р.С.Немов, «Психология», 2, 3 часть, М., ВЛАДОС, 1998 |
Методики «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки» (от 4 до 5 лет) «Вырежи фигуры» (от 4 до 5 лет) «Коробка форм» (2-3 года) «Разрезные картинки» (с 2,5 лет) «Пирамидка» (с 2 лет) | Мышление | Исследование наглядно-действенного; образно-логического мышления | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор составитель Доценко Е.В., Изд-во Учитель, 2011 |
Методики «назови слова» «Расскажи по картинке» (3-4 года) | Речь | Уровень развития словарного запаса | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор составитель Доценко Е.В., Изд-во Учитель, 2011 |
Методики «Узнай фигуры» «Запомни рисунки», «Запомни цифры» (с 4 лет) | Память | Определение объема кратковременной зрительной и слуховой памяти | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор составитель Доценко Е.В., Изд-во Учитель, 2011 |
Методики «Найди и вычеркни» «Поставь значки» «Запомни и расставь точки» | Внимание | Определение продуктивности и устойчивости внимания; оценка переключения и распределения внимания; определение объема внимания | Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. Автор составитель Доценко Е.В., Изд-во Учитель, 2011 |
Беседа на осведомленность (с 5 лет) | Кругозор | Уровень сформированности общих представлений об окружающем мире; наличие стремления к познавательной деятельности | Р.С.Немов, «Психология», 2, 3 часть, М., ВЛАДОС, 1998 Интернет ресурс: А.Я.Психология – тесты, тренинги, словарь, статьи |
Диагностические комплексы | |||
Методика Л.А.Ясюковой | Определение готовности к школе (с 6 лет) | Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе | ИМАТОН |
Диагностический комплект М.М.Семаго, Н.Я.Семаго | Познавательная сфера | Полный комплекс обследования развития высших психических функций | «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, М., 003 |
Диагностический комплект Павлова Н. Н., Руденко А.Г. | Интеллектуальное развитие, произвольность, особенности личностной сферы. | Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. | Павлова Н. Н., Руденко А.Г.: Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов. Редактор: Сафуанова О.В. Издательство: Генезис, 2017 |
Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамная, О.В. Боровик | Интеллектуальная, познавательная сфера (с 3 лет) | Комплексное обследование детей с целью определения их возможностей в обучении | Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М., 2008 |
Методика А.Вагнер | Интеллектуальная, познавательная сфера. Комплексное обследование умственного развития дошкольников | Интернет- ресурс: www/psi-test/ru |
Все вышеперечисленные методики сертифицированы и обладают высокой степенью объективности, включают в себя стандартизированный материал, инструкцию, ключ к обработке и таблицы, предусматривающие пересчет баллов в соответствии с возрастом испытуемого на момент обследования. Методики и результаты исследования соответствуют поставленным задачам, то есть измеряют именно то, что они должны измерять, что считается фундаментальным понятием в экспериментальной психологии и называется валидностью.
Достаточность методик подтверждается следующим:
- В арсенале психодиагностического инструментария находятся все необходимые тесты для диагностики интеллектуальной, эмоционально-личностной и мотивационных сфер детей, родителей, педагогов.
- Имеются различные опросники, анкеты и пр. для определения характера взаимоотношений родителя и ребенка.
- Методики подобраны с учетом возраста.
- В целях увеличения большей достоверности полученных результатов существует ряд тестов для исследования одной и той же функции (дублирование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе
Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....
Перечень диагностического инструментария в работе с одаренными детьми
Перечень диагностического инструментария в работе с одаренными детьми...
перечень диагностических методик для школьного психолога
здесь указаны методики по диагностике дитей,там расписано как проводить методику, на какой возраст расчитана,и есть предположительный результат.очень удобна в использовании...
Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста
Перечень диагностических методик для выявления нарушений у детей дошкольного возраста 1Социометрическая методика "Два домика" Т.Д. МарцинковскаяДетская практическая психология: Уч...
Перечень диагностических методик
Перечень диагностических методик для выявления нарушения развития у детей дошкольного возраста...
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....
Перечень диагностических методик, используемых психологом в ДОУ
Диагностические мероприятия...